к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
1. Персонал органов и служб, сил поиска и спасания (далее - персонал) руководящего органа единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее соответственно - единая система, АКПС) на федеральном уровне <1> должен быть подготовлен к:
--------------------------------
<1> Абзац второй пункта 7, пункт 8 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 538 (далее - Положение N 538).
1) осуществлению функции по контролю и надзору в сфере АКПС <2>;
--------------------------------
<2> Пункт 3 Положения N 538.
2) общему руководству функционированием и развитием единой системы и деятельностью руководящего органа единой системы на региональном уровне <3> и оперативных органов единой системы;
--------------------------------
<3> Абзац третий пункта 7, пункт 9 Положения N 538.
3) организации поиска и спасания воздушных судов (далее - ВС) Российской Федерации по воздушным трассам вне границ Российской Федерации, а также поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, совершивших посадку на территории иностранных государств, на основании международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
2. Персонал руководящего органа единой системы на региональном уровне в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к:
1) осуществлению контрольных функций в сфере АКПС;
2) осуществлению функций по разработке локальных инструктивных материалов по организации и проведению авиационного поиска и спасания;
3) организации дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания;
4) организации и руководству проведением поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р);
5) организации взаимодействия структур федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" при проведении ПСО (Р).
3. Персонал Главного авиационного координационного центра поиска и спасания <4> (далее - ГКЦПС) должен быть подготовлен к осуществлению следующих функций:
--------------------------------
<4> Абзац второй пункта 10, пункт 11 Положения N 538.
1) по контролю поисково-спасательного обеспечения полетов литерных ВС и космических объектов;
2) по контролю деятельности региональных авиационных координационных центров поиска и спасания <5> (далее - КЦПС);
--------------------------------
<5> Пункт 12 Положения N 538.
3) по общему руководству организацией проведения ПСО (Р);
4) по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и координации действий авиационных сил и средств поиска и спасания при проведении ПСО (Р);
5) по принятию решений о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.
4. Персонал КЦПС в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:
1) по сбору, обработке и анализу информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;
2) по общему руководству проведением ПСО (Р);
3) по координации действий оперативных органов единой системы на местном уровне <6>, а также организации взаимодействия между ними;
--------------------------------
<6> Абзац четвертый пункта 10 Положения N 538.
4) по контролю готовности дежурных сил и средств поиска и спасания к проведению ПСО (Р);
5) по доведению до органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) сведений о дежурных поисково-спасательных силах и средствах;
6) по передаче в органы ОВД сигналов бедствия, поданных ВС;
7) по принятию решения о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.
5. Персонал сил поиска и спасания единой системы должен быть подготовлен к проведению и обеспечению ПСО (Р).
6. Экипажи поисково-спасательных воздушных судов (далее - ПСВС) должны быть подготовлены к:
1) радиотехническому и визуальному поиску ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
2) десантированию парашютным и беспарашютным способом спасательных парашютно-десантных групп (далее - СПДГ), аварийно-спасательного имущества и снаряжения (грузов), с использованием средств десантирования, спусковых и спускоподъемных устройств вертолета, а также эвакуации пострадавших в вертолет при помощи спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши и водной поверхности;
3) посадкам на площадки, подобранные с воздуха, а также к эвакуации пострадавших людей с этих площадок.
7. Внешние пилоты (операторы) беспилотных ВС и беспилотных авиационных систем (далее - операторы БВС) должны быть подготовлены к выполнению ПСО (Р) и допущены к выполнению радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
8. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:
1) десантированию к месту бедствия с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением парашютным и беспарашютным способом днем и ночью на незнакомую, неподготовленную площадку, на воду, лес, лед (мерзлый грунт), плоскогорье (горы);
2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия воздушным, водным, автомобильным и специальным транспортом, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения, с помощью спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши, водной поверхности, морских судов (судов внутреннего водного транспорта), с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);
3) выживанию в условиях автономного существования.
9. Специалисты наземных поисково-спасательных команд (далее - НПСК) должны быть подготовлены к:
1) выполнению наземного поиска терпящих или потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей, исходя из климатогеографических особенностей региона ВС днем и ночью;
2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения <7>, с помощью специальных подъемных средств, с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);
--------------------------------
<7> Пункт 3.103 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717). В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 срок действия данного документа ограничен до 1 сентября 2029 г.
3) выживанию в условиях автономного существования.
10. Подготовка персонала сил поиска и спасания единой системы должна включать:
2) практическую подготовку на тренажерах операторов беспилотных ВС (при наличии) и СПДГ, а также личного состава аварийно-спасательной команды (далее - АСК) на учебно-тренировочных полигонах аэродромов;
3) выполнение тренировочных полетов экипажей ПСВС с десантированием парашютным и беспарашютным способами личного состава СПДГ и грузов;
4) выполнение тренировочных полетов на беспилотных ВС;
5) практические тренировки СПДГ, НПСК и АСК;
6) полномасштабные (комплексные) учения, проводимые с выполнением полетов дежурных ПСВС, десантированием СПДГ с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, выходом НПСК, а также АСК - в случаях проведения учения в районе аэродрома гражданской авиации;
7) инструктажи, проводимые перед заступлением на дежурство, с целью доведения оперативной обстановки и мер безопасности при выполнении ПСО (Р);
8) контроль готовности персонала сил поиска и спасания единой системы к дежурству.
11. Персонал единой системы АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:
1) с применением методики выполнения радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море <8>;
--------------------------------
<8> Подпункт 7 пункта 8 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2) с применением сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р) <9>;
--------------------------------
<9> Подпункт 8 пункта 8 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации.
3) с соблюдением сроков проведения поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (приведены в приложении N 5 к настоящему приказу).
12. Персонал руководящего и оперативного органов единой системы должен быть подготовлен к:
1) организации поиска и спасания в зоне (районе) АКПС;
2) формированию дежурных сил и средств и к их привлечению к ПСО (Р);
3) приему и передаче информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;
4) управлению дежурными АСПС и координации их действий в ходе проведения ПСО (Р);
5) подъему дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и проверках их готовности;
6) контролю за вылетом и выходом дежурных сил и средств и их деятельностью в ходе проведения ПСО (Р);
7) разработке и оформлению плана проведения ПСО (Р) на карте (планшете).
13. Экипажи ПСВС, операторы БВС должны быть подготовлены к:
1) приему и передаче сигналов бедствия;
2) использованию поисковой аппаратуры, аварийных радиостанций и ведению радиосвязи с терпящими бедствие, другими поисковыми экипажами, СПДГ и НПСК;
3) десантированию СПДГ и грузов (для экипажей ПСВС);
4) существующим методам радиотехнического и визуального поиска;
5) взаимодействию с силами поиска и спасания единой системы, участвующими в ПСО (Р);
6) ведению радиосвязи с взаимодействующими силами и средствами, осуществляющими ПСО (Р).
14. Специалисты НПСК и авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:
1) оказанию первой помощи пострадавшим;
2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;
3) безопасной эвакуации людей из ВС;
4) ведению связи при проведении ПСО (Р);
5) подаче сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);
6) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;
8) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;
9) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;
10) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;
11) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и общению с пострадавшими;
12) использованию наземного, водного и воздушного транспорта для эвакуации пострадавших с места происшествия, в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств, в вертолет, находящийся в режиме висения с суши и водной поверхности;
13) ведению радиообмена с экипажами ПСВС и морскими судами (судами внутреннего водного транспорта);
14) выживанию в различных климатических и физико-географических условиях;
15) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);
16) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
17) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;
18) выкладыванию на местности с использованием подручных средств сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);
19) подбору, подготовке и обозначению площадки для посадки ВС;
20) работе с топографической информацией и ориентированию на местности с помощью топографических карт и технических средств;
21) применению способов проведения поиска и соблюдению мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
22) использованию средств индивидуальной защиты;
23) использованию схем ВС, содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;
24) осуществлению фиксирования признаков происшествия на месте бедствия ВС (путем фотографирования, видеозаписи или составления схем), которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды;
25) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;
26) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;
27) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши, водной поверхности, морского судна (судна внутреннего водного транспорта), в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств в вертолет, находящийся в режиме висения;
28) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи <10>;
--------------------------------
<10> Пункт 7 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283), от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706), от 21 февраля 2020 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2020 г., регистрационный N 59083).
29) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.
15. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к выполнению прыжков с парашютом, десантированию людей и грузов, спуску с вертолета с использованием спускового устройства, спуску и подъему с применением бортовых спускоподъемных устройств, а также к эксплуатации средств десантирования людей и грузов.
16. Личный состав АСК должен быть подготовлен к:
1) оказанию первой помощи пострадавшим;
2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;
3) безопасной эвакуации людей из ВС;
4) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;
6) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;
7) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;
8) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;
9) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях ЧС и общению с пострадавшими;
10) эвакуации пострадавших с места происшествия;
11) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);
12) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
13) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;
14) работе с графическим планом аэродрома, прилегающей местности в границах аэродрома, с координатной сеткой и картой района аэродрома по аварийно-спасательному обеспечению полетов, а также к ориентированию на местности с помощью технических средств;
15) использованию средств индивидуальной защиты;
16) использованию схем ВС содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;
17) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;
18) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;
19) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши и водной поверхности;
20) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи;
21) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.
17. Подготовка экипажей ВС к выживанию в условиях автономного существования должна быть организована руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
18. Подготовка экипажей ВС к выживанию должна проводиться в авиационных учебных центрах (специальных центрах) и зависеть от целей и задач, определенных для гражданской, государственной или экспериментальной авиации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875