Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

III. Уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов

III. Уничтожение или подавление численности вредных

организмов, в том числе с применением химических препаратов

21. Работы по уничтожению или подавлению численности вредных организмов производятся следующими методами:

а) обработка лесных насаждений пестицидами наземным и (или) авиационным способом;

б) механический сбор и уничтожение кладок яиц, гнезд вредителей и побегов или плодов, зараженных вредителем;

в) нефтевание и обмазка кладок яиц;

г) применение феромонных, световых и механических ловушек;

д) половая дезориентация самцов;

е) срезание зараженных побегов (ветвей);

ж) локальное нанесение нетоксичных препаратов и средств защиты леса;

з) выпуск энтомофагов;

и) нанесение ловчих клеевых поясов;

к) выкладка ловчих куч из порубочных остатков;

л) выкладка ловчих деревьев с их последующей уборкой;

м) стволовое инъектирование;

н) биологические методы уничтожения или подавления численности вредных организмов;

о) применение аэрозолей или веществ, образующих на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые пленки.

22. До начала проведения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. К основным подготовительным работам относятся:

а) организация авиационных и наземных работ;

б) организация и контроль завоза пестицидов, феромонных, световых и механических ловушек, биологических средств защиты леса и их временное хранение;

в) проведение обследования очагов вредных организмов;

г) проведение работ по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств;

д) информирование населения о проведении работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, их сроках, методах, применяемых препаратах, ограничениях по использованию лесов.

23. Организационные работы должны обеспечивать возможность начала проведения работ в сроки, установленные по результатам обследований очагов.

24. Планирование работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, предоставленных для использования, проводится в соответствии с обоснованием.

25. По данным обследований уполномоченными органами уточняются сроки и объемы проведения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, а также оценивается целесообразность принятия решения об отказе от их проведения в связи с состоянием популяции вредителя. Если в период проведения обследования вредитель находится в фазе, не позволяющей установить конкретные сроки начала проведения работ, организуются фенологические наблюдения с целью определения этого срока.

26. В случаях выявления гибели популяции вредителя на части площади очагов, запланированных под обработку, устанавливаются новые границы очагов путем закладки дополнительных пунктов учета и корректируется площадь планируемых работ.

27. Обоснования составляются для очагов хвоегрызущих и листогрызущих вредителей леса уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой на основании данных государственного лесопатологического мониторинга.

28. Методы проведения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов зависят от вида вредителя, его биологических особенностей и фазы развития, а также законодательных ограничений по применению пестицидов. Выбор метода проведения работ приводится в обосновании.

29. Обоснования представляются уполномоченными органами на согласование в территориальные органы соответствующего органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного лесопатологического мониторинга, не позднее 1 декабря года, предшествующего году выполнения работ.

Обоснования проведения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов методами, предусмотренными в пункте 21 Правил, за исключением подпункта "а" указанного пункта Правил, представляются уполномоченными органами на согласование в территориальные органы соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного лесопатологического мониторинга, в течение года.

30. В соответствии с подготовленными обоснованиями работ, а также по итогам проведения обследований очагов, уполномоченные органы принимают решение о проведении работ.

31. На основании данных обследований комиссиями по проведению обследований могут быть изменены сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов, но не более чем на 20 календарных дней (сокращены или продлены).

32. При установлении по результатам обследований отсутствия угрозы лесным насаждениям из-за высокой доли диапаузирующих особей комиссиями по проведению обследований могут быть продлены сроки проведения работ, но не более чем на 20 календарных дней, либо принято решение о частичной или полной отмене работ.

33. Проведение работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов может осуществляться наземным и (или) авиационным способом.

Авиационный способ используется при обработке лесных насаждений пестицидами и средствами защиты леса в форме малообъемного и ультрамалообъемного опрыскивания и внесения феромона с целью половой дезориентации самцов.

Наземный способ используется при обработке лесных насаждений пестицидами и средствами защиты леса в форме ультрамалообъемного опрыскивания и аэрозольной обработки, при использовании феромонных, световых или механических ловушек, ловчих поясов диспенсеров с феромоном (антиферомоном) для половой дезориентации самцов, проведении внутристволовых инъектирований, применении механических способов.

34. Проведение работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов осуществляется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами в сфере безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, Лесным кодексом, Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами <9>.

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).

35. Препараты для проведения обработок лесных насаждений и внутристволовых инъекций используются из числа внесенных в Реестр пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - Реестр пестицидов) <10>, на год проведения работ.

--------------------------------

<10> Статья 23 Федерального закона N 109-ФЗ.

36. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (расположенных в лесопарковых зонах, зеленых зонах), в городских лесах, на заповедных лесных участках использование токсичных химических препаратов запрещается в соответствии со статьями 112 - 114, 116, 119 Лесного кодекса.

37. В лесах, расположенных на Байкальской природной территории, при проведении мероприятий по ликвидации запрещается использование пестицидов в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

38. Уполномоченными органами, осуществляющими проведение работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, осуществляется контроль их проведения на каждом этапе работ. Отслеживаются подготовительные работы до начала проведения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов (завоз пестицидов, наличие авиационных и наземных аппаратов для проведения обработок), проверяются паспорта партий препаратов, используемых для обработки лесных насаждений или внутристволовых инъекций, отслеживается график выполнения работ и их соответствие технологии, описанной в обосновании.

39. С целью контроля соблюдения графика выполнения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов и оценки их качества представителем уполномоченного органа ежедневно учитывается площадь обработанных участков, расход препаратов, количество полетов (поездок) на участки, время обработки и погодные условия.

40. Для контроля границ и площади обработанных лесных насаждений используется навигационное оборудование, установленное на летательных аппаратах <11>, самоходных машинах и других видах техники <12>. Данные, полученные по результатам указанного контроля, заносятся в ведомость учета проведения работ по уничтожению и подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Правилам).

--------------------------------

<11> Абзац восьмой статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации".

<12> Пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники".

Ведомость учета проведения работ по уничтожению и подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях, подписанная исполнителем работ <13> или его законным представителем <14>, ведется еженедельно и направляется любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения указанной информации, в том числе в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа, в уполномоченный орган для ведения контроля выполнения условий контрактов.

--------------------------------

<13> Часть 2 статьи 19 Лесного кодекса.

<14> Статья 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

41. После завершения работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится приемка работ, которая основывается на результатах оценки эффективности проведенных работ. Критерием оценки эффективности проведенных работ является биологическая эффективность, выраженная показателями снижения численности популяции вредных организмов, степени повреждения или заселения лесных насаждений вредными организмами.

42. Биологическая эффективность работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов определяется на основе данных учета численности вредителей и их гибели по результатам проведения работ. Оценка биологической эффективности проводится на пунктах учета, распределенных равномерно по площади работ с охватом различных лесорастительных условий и различной заселенности вредителями в соответствии с методикой, приведенной в обосновании.

43. Оценка биологической эффективности проводится комиссией по оценке эффективности, сформированной уполномоченными органами. Состав комиссии по оценке эффективности утверждается приказом уполномоченного органа. В состав комиссии по оценке эффективности могут включаться представители уполномоченного органа, его подведомственных учреждений, а также организаций, специализирующихся на защите лесов от вредных организмов.

44. Учеты численности (гибели) вредителей в целях оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводятся через 3 - 5 календарных дней после применения химических пестицидов, через 12 - 15 календарных дней после применения биологических пестицидов, через 15 календарных дней после обработок лесных насаждений гормоноподобными инсектицидами.

45. Биологическая эффективность при применении химических препаратов для проведения работ, указанных в подпункте "г" пункта 6 Правил, должна быть не менее 90% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований, при применении биологических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) - не менее 75% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований, при применении баковых смесей (смеси химических и биологических инсектицидов) - не менее 80% погибших особей вредителя от численности, определенной в ходе обследований.

46. Лесные насаждения в лесных кварталах, лесотаксационных выделах и их частях, в которых биологическая эффективность мероприятий по ликвидации оказалась ниже установленных норм, подлежат повторной обработке.

47. По результатам проведения оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Правилам).

К акту оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях прикладывается ведомость учетов численности (гибели) вредных организмов леса (рекомендуемый образец приведен в приложении к акту оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях).

48. Акт оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях и ведомость учетов численности (гибели) вредных организмов леса подписывают все члены комиссии по оценке эффективности. В случае проведения учетов численности вредного организма сторонними организациями ведомость подписывают исполнители работ, акт оценки биологической эффективности работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях - члены комиссии по оценке эффективности. Акт оценки биологической эффективности по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях является основой для приемки работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

49. Приемка работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится в течение 5 календарных дней после дня окончания учета биологической эффективности выполненных работ.