Приложение 7
к приказу АНО НАРК
от 24.11.2025 N 171/25-ПР
НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ
СПК В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
|
1. Наименование квалификации
|
Специалист в области молекулярной патологии (8-й уровень квалификации)
|
|
2. Номер квалификации
|
02.02900.08
|
|
3. Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
|
4. Область профессиональной деятельности
|
Здравоохранение
|
|
5. Вид профессиональной деятельности
|
Медицинская деятельность в области патологической анатомии
|
|
6. Реквизиты протокола совета об одобрении квалификации
|
|
|
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации
|
от 24.11.2025 N 171/25-ПР
|
|
8. Основание разработки квалификации:
|
|
|
Профессиональный стандарт (при наличии)
|
Врач - патологоанатом, утвержден приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 131н
|
|
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)
|
|
|
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности
|
Решением СПК в здравоохранении от 26.09.2025 N 46 утверждена квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности "Специалист в области молекулярной патологии (8-й уровень квалификации)"
|
9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:
|
Код (при наличии профессионального стандарта)
|
Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)
|
Трудовые действия
|
Необходимые умения
|
Необходимые знания
|
Дополнительные сведения (при необходимости)
|
|
Код отсутствует
|
Проведение молекулярно-генетических исследований
|
Изучение выписки из медицинской документации пациента, получение разъяснений у врачей-специалистов, принимающих (принимавших) участие в обследовании и лечении пациента
|
Интерпретировать и анализировать данные медицинской документации пациента
|
Молекулярные маркеры, определяющие неблагоприятный прогноз заболеваний
|
|
|
|
|
|
Проводить молекулярно-генетические исследования биоматериала методами:
- кариотипирования;
- цитогенетические исследования, основанные на технологии флуоресцентной гибридизации in situ (FISH);
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологии полимеразной цепной реакции (ПЦР) и ее модификаций
- хромогенной гибридизации in situ (CISH)
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологии секвенирования по Сенгеру:
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологии фрагментного анализа;
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологии высокопроизводительного секвенирования (NGS)
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологиях масс-спектрометрии
- молекулярно-генетические исследования, основанные на технологиях микроматричного анализа
|
Молекулярно-генетические факторы, влияющие на фармакодинамику лекарственных средств
|
|
|
|
|
Выполнение молекулярно-генетических исследований биологического материала (далее - биоматериал) методами кариотипирования, флуоресцентной гибридизации in situ (FISH) и хромогенной гибридизации in situ (CISH) полимеразных цепных реакций (ПЦР), секвенирования нового поколения (NGS), секвенирования по Сэнгеру, блот-гибридизации по Саузерену, гибридизационных биочипов, полногеномного анализа, полученного из органов, тканей организма человека
|
|
Генная терапия в лечении опухолевых и неопухолевых заболеваний
|
|
|
|
|
|
|
Требования по оснащению помещений (операционных, манипуляционных, процедурных) для забора биоматериала с целью проведения молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
|
|
Правила взятия, консервации, маркировки, регистрации, хранения и транспортировки биоматериала при молекулярно-генетических исследованиях
|
|
|
|
|
|
|
Технологии приема биоматериала материала в молекулярно-генетических лабораториях патолого-анатомических бюро (отделениях), цитологических лабораториях
|
|
|
|
|
Формулирование заключений молекулярно-генетических исследований в соответствии с международными молекулярно-генетическими классификациями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Унифицированные требования по технологии лабораторной обработки биоматериала для молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
Проведение консультации результатов молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
|
|
Проведение работы по учету и хранению биологических образцов пациентов в архиве молекулярно-генетической лаборатории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Действующие порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, заключения в соответствии с международными молекулярно-генетическими классификациями
|
|
|
|
|
|
Формулировать заключения молекулярно-генетических исследований в соответствии с международными молекулярно-генетическими классификациями
|
|
|
|
|
|
|
|
Сроки выполнения молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
|
|
Категории сложности молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
|
Консультировать врачей-специалистов по вопросам молекулярно-генетической диагностики
|
Унифицированные требования по технологии архивирования первичных биоматериалов пациентов после молекулярно-генетических исследований в патолого-анатомических бюро (отделениях)
|
|
|
|
|
|
Консультировать результаты молекулярно-генетических исследований
|
|
|
|
|
|
|
Проводить работу по учету и хранению биоматериалов в архиве молекулярно-генетической лаборатории
|
|
|
|
A/03.8
|
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала
|
Составление плана работы и отчета о работе врача-патологоанатома
|
Составлять план работы и отчет о работе врача-патологоанатома
|
Требования по оформлению и ведению медицинской документации в соответствии с правилами проведения патолого-анатомических исследований
|
|
|
|
|
Ведение протоколов и иной документации, в том числе в электронном виде, о прижизненном патолого-анатомическом исследовании биопсийного (операционного) материала, патолого-анатомическом вскрытии, патолого-анатомическом вскрытии плода, мертворожденного, новорожденного
|
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде
|
|
|
|
|
|
|
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, смертности
|
Квалификационные требования и должностные обязанности медицинского персонала патолого-анатомических бюро (отделения)
|
|
|
|
|
|
Использование при проведении патолого-анатомических исследований персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
|
|
|
Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении средним медицинским персоналом
|
|
|
|
|
|
|
|
Использовать в своей работе медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
|
|
|
|
|
|
Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении средним медицинским персоналом
|
|
|
|
A/04.8
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
|
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
|
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациенту, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
|
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациента (истории болезни и жизни)
|
|
|
|
|
|
|
Методика физикального исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
|
|
|
|
|
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания
|
|
|
|
|
|
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни пациенту, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания))
|
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
|
|
|
|
|
Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания))
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации
|
|
|
|
|
|
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме
|
|
|
|
|
|
|
|
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме
|
|
|
10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:
|
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.
|
Документ, цифровой ресурс
|
Код по документу (ресурсу)
|
Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)
|
|
Врач-патологоанатом
|
ОКЗ
|
2212
|
Врачи-специалисты
|
|
|
ЕКС
|
-
|
Врач-патологоанатом
|
|
|
ОКПДТР
|
20463
|
Врач-специалист
|
|
|
ОКСО
|
3.31.05.01
|
Лечебное дело
|
|
|
|
3.31.05.02
|
Педиатрия
|
11. Основные пути получения квалификации:
Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей "Лечебное дело" или "Педиатрия" и подготовка в интернатуре и (или) в ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"
или
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей "Лечебное дело" или "Педиатрия", подготовка в ординатуре и (или) интернатуре "Акушерство и гинекология", "Анестезиология-реаниматология", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Гериатрия", "Детская онкология", "Детская онкология-гематология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Кардиология", "Колопроктология", "Неврология", "Нейрохирургия", "Неонатология", "Нефрология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Пульмонология", "Ревматология", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Судебно-медицинская экспертиза", "Терапия", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", "Эндоскопия" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Патологическая анатомия".
Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты): -
Неформальное образование и самообразование (возможные варианты):
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в конгрессных мероприятиях.
12. Особые условия допуска к работе:
Прохождение аккредитации специалиста по специальности "Патологическая анатомия".
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью.
13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии):
Ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации:
1) Документ, подтверждающий наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей "Лечебное дело" или "Педиатрия"
2) Документ, подтверждающий прохождение подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Патологическая анатомия";
3) Документ, подтверждающий прохождение аккредитации специалиста по специальности "Патологическая анатомия".
или
1) Документ, подтверждающий наличие высшего образования - специалитет по одной из специальностей "Лечебное дело" или "Педиатрия"
2) Документ, подтверждающий прохождение подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей "Акушерство и гинекология", "Анестезиология-реаниматология", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Гериатрия", "Детская онкология", "Детская онкология-гематология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Кардиология", "Колопроктология", "Неврология", "Нейрохирургия", "Неонатология", "Нефрология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Пульмонология", "Ревматология", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Судебно-медицинская экспертиза", "Терапия", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", "Эндоскопия"
3) Документ, подтверждающий прохождение подготовки по дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки по специальности "Патологическая анатомия";
4) Документ, подтверждающий прохождение аккредитации специалиста по специальности "Патологическая анатомия".
15. Срок действия свидетельства: 5 лет.