II. Налогообложение

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Вид документа <1>

Срок

Ответственный исполнитель

1.

Поэтапное распространение правового инструмента предварительной квалификации сделок (операций) ФНС России для целей налогообложения ("рулинг", мотивированное мнение)

1.1.

Разработка концепции по внесению изменений в законодательство и распространению налогового мониторинга полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами <2> на крупнейших налогоплательщиков, уже состоящих в налоговом мониторинге, а также по упрощению для участников такого мониторинга порядка заключения соглашений о ценообразовании

согласование концепции по внесению изменений в законодательство, тиражированию налогового мониторинга полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и упрощению для участников такого мониторинга порядка заключения соглашений о ценообразовании

доклад в Правительство Российской Федерации

январь

2028 г.

Минфин России,

ФНС России

1.2.

Предоставление возможности для налогоплательщиков, которые не соответствуют суммовым критериям для вступления в налоговый мониторинг, получать от налогового органа по запросу мотивированное мнение по планируемым сделкам при выполнении условий, позволяющих контролировать объем обращений (например, высокий размер государственной пошлины)

реализована возможность для налогоплательщиков, которые не соответствуют суммовым критериям для вступления в налоговый мониторинг, получать от налогового органа по запросу мотивированное мнение по планируемым сделкам при выполнении условий, позволяющих контролировать объем обращений

федеральный закон

январь

2028 г.

Минфин России,

ФНС России

2.

Объединение (отмена) отдельных избыточных форм отчетности по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам, сокращение отчетности обособленных подразделений.

Переход к предзаполненным декларациям по налогу на добавленную стоимость

2.1.

Выявление избыточных форм отчетности по налогам и страховым взносам, в отношении которых возможно их сокращение или снижение частоты их представления, а также оценка количества часов, затрачиваемых на подготовку и отправку налоговой отчетности на основании проведенного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" опроса по методике, согласованной с Минэкономразвития России и ФНС России

согласование предложений по сокращению форм отчетности по налогам и страховым взносам или снижение частоты их представления по итогам анализа фактических трудозатрат на подготовку и отправку налоговой отчетности

доклад в Правительство Российской Федерации

май

2026 г.

Минфин России,

ФНС России,

Минэкономразвития России,

Минтруд России,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

2.2.

Определение категорий налогоплательщиков (субъекты малого и среднего предпринимательства или иные категории), которые имеют право представлять расчеты по налогу на доходы физических лиц (форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) раз в год, а не раз в квартал,

а также разработка ежегодных расчетов по налогу на доходы физических лиц (форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) вместо ежеквартальных - для большинства работодателей

уменьшение частоты подачи отчетности по налогу на доходы физических лиц для большинства работодателей

ведомственные акты

январь

2027 г.

ФНС России,

Минфин России,

Минэкономразвития России

при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

2.3.

Анализ возможности и целесообразности расширения категорий налогоплательщиков, которые имеют право представлять расчеты по налогу на доходы физических лиц (форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) раз в год, а не раз в квартал <3>

уменьшение частоты подачи отчетности по налогу на доходы физических лиц для большинства работодателей

доклад в Правительство Российской Федерации

январь

2029 г.

Минэкономразвития России,

Минфин России,

ФНС России

при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

2.4.

Разработка порядка представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль, расчета по страховым взносам, персонифицированных сведений о физических лицах, сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" с включением данных по обособленным подразделениям в налоговые декларации (расчеты), отчеты головных организаций

сокращение отчетности по обособленным подразделениям

федеральный закон

февраль

2030 г.

Минфин России,

ФНС России,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации,

Минтруд России

ведомственные акты

апрель

2030 г.

ФНС России,

Минфин России,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации,

Минтруд России

2.5.

Разработка новой концепции по представлению сведений о застрахованном лице для перечисления выплат Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по запросу

новый порядок представления сведений о застрахованном лице для перечисления выплат Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации

федеральный закон и иные нормативные правовые акты

январь

2029 г.

Минтруд России,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

2.6.

Отмена представления сведений о застрахованном лице при приеме работника <4>

отмена представления сведений о застрахованном лице при приеме работника

федеральный закон и иные нормативные правовые акты

январь

2029 г.

Минтруд России,

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

2.7.

Разработка концепции предзаполненных деклараций по налогу на добавленную стоимость, включая:

определение категорий налогоплательщиков, которым будет доступен новый порядок;

доработку требований к электронным счетам-фактурам и операторам электронного документооборота;

разработку подхода к предзаполнению деклараций на стороне налогового органа;

план-график по переходу к режиму предзаполненных деклараций по налогу на добавленную стоимость с учетом готовности бизнеса и федеральных органов исполнительной власти

возможность подачи декларации по налогу на добавленную стоимость на основе предзаполненной декларации (проекта декларации, подготовленной налоговыми органами)

доклад в Правительство Российской Федерации

декабрь

2030 г.

ФНС России,

Минфин России

2.8.

Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации разработанной концепции

(при одобрении концепции указанной в пункте 2.7 настоящего плана мероприятий "дорожной карты")

ведомственные акты

декабрь

2030 г.

Минфин России,

ФНС России

3.

Усиление элементов состязательности и коллегиальности в рамках досудебной административной процедуры на уровне обжалования решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе. Процедура, предусматривающая очное присутствие налогоплательщика при рассмотрении материалов жалобы в рамках элемента состязательности, а также публикацию решений по жалобам в полном объеме на сайте ФНС России, реализуется по специальному заявлению налогоплательщика (без такого заявления действует общий порядок рассмотрения жалоб).

Выделение функций защиты прав налогоплательщиков в рамках деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его аппарата и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, с последующим усилением данных полномочий путем определения и наделения процессуальными полномочиями общественного представителя в сфере защиты прав налогоплательщиков аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

3.1.

Разработка концепции поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации с проработкой процедур состязательности, открытости, непосредственности и коллегиальности при рассмотрении жалоб в вышестоящий налоговый орган (порядок применяется по специальному заявлению налогоплательщика), формирование поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации

согласование концепции поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации с проработкой процедур состязательности, открытости, непосредственности и коллегиальности при рассмотрении жалоб с предпринимательским сообществом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, разработка соответствующих поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, фиксирующих ключевые параметры таких процедур, а именно материальные (помещения и др.) и организационные ресурсы ФНС России, которые будут обеспечивать новый состязательный порядок рассмотрения жалоб и пр.

федеральный закон

январь

2027 г.

Минфин России,

ФНС России

3.2.

Определение материальных и организационных ресурсов ФНС России для соблюдения нового состязательного и коллегиального порядка. В частности, формирование требований к федеральным налоговым "арбитрам" из числа работников налоговых органов, которые будут коллегиально принимать решения по жалобам;

определение количества федеральных налоговых "арбитров" из числа работников налоговых органов и оценка их будущей нагрузки для формирования фильтров для категорий жалоб, которые могут рассматриваться в соответствии с новым порядком

утверждение регламента ФНС России, предусматривающего детальное описание рассмотрения жалоб по новой процедуре

ведомственный акт

январь

2027 г.

ФНС России

3.3.

Определение фильтров для ограничения нового порядка по кругу жалоб <5>

утверждение регламента ФНС России о вовлечении в рассмотрение жалоб общественного представителя по защите прав налогоплательщика

(запрос его мнения по жалобе, заслушивание выступления и др.)

ведомственный акт

январь

2027 г.

ФНС России

3.4.

Разработка регламента ФНС России, предусматривающего детальное описание рассмотрения жалоб по новой процедуре

утверждение регламента

ФНС России,

предусматривающего детальное описание рассмотрения жалоб по новой процедуре

ведомственный акт

январь

2027 г.

ФНС России

3.5.

Разработка регламента ФНС России о вовлечении в рассмотрение жалоб общественного представителя по защите прав налогоплательщика (запрос его мнения по жалобе, заслушивание выступления и др.)

утверждение регламента ФНС России о вовлечении в рассмотрение жалоб общественного представителя по защите прав налогоплательщика

ведомственный акт

январь

2027 г.

ФНС России

4.

Усиление налогового стимулирования инвестиций путем развития федерального инвестиционного вычета и (или) предоставления субъектам Российской Федерации права ослабления ограничения на зачет убытков для активно инвестирующих налогоплательщиков в рамках регионального инвестиционного налогового вычета

4.1.

Проведение оценки эффективности реализации федерального инвестиционного налогового вычета, а также принятие мер по повышению его эффективности (при необходимости) (увеличение размера лимита, отраслевого охвата, охвата групп основных средств, охвата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ)

реализована возможность использования федерального инвестиционного налогового вычета в расширенном формате

доклад в Правительство Российской Федерации

март

2026 г.

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФНС России

федеральный закон (при необходимости)

сентябрь

2026 г.

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФНС России

4.2.

Разработка подхода и оценка влияния на инвестиции и бюджет предоставления субъектам Российской Федерации права на установление регионального инвестиционного налогового вычета, предусматривающего уменьшение суммы налога на сумму убытков прошлых лет, в том числе проработка с субъектами Российской Федерации указанного мероприятия

реализована возможность уменьшения суммы налога на сумму убытков прошлых лет в рамках регионального инвестиционного налогового вычета

доклад в Правительство Российской Федерации

март

2026 г.

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФНС России

5.

Проведение опроса на основе методологии Всемирного банка на 2025 год, сопровождаемого методологическими пояснениями

5.1.

Формирование списка вопросов, требующих методологической проработки с Всемирным банком

проведена оценка условий ведения бизнеса по методологии Всемирного банка на 2025 год

доклад в Правительство Российской Федерации

февраль

2026 г.

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФНС России

при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

5.2.

Перевод опросника и сопровождение его необходимыми методологическими пояснениями

5.3.

Проведение опроса по методологии Всемирного банка на 2025 год

5.4.

Проведение информационной кампании, включая публикацию необходимых документов

--------------------------------

<1> В случае указания вида документа "федеральный закон" устанавливается срок внесения законопроекта в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

<2> В настоящее время реализуется пилотный проект по налоговому мониторингу полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

<3> Сведения о налоге на доходы физических лиц также содержатся в уведомлении об исчисленных налогах, которое представляется в налоговые органы 2 раза в месяц.

<4> Данное предложение не отменяет требования о представлении сведений о трудовой (иной) деятельности (раздел 1 формы ЕФС-1) при приеме работника.

<5> Возможные варианты фильтров: высокая госпошлина, сумма спора, категория налогоплательщика и т.д.