Комплексное развитие территорий

15.

Рассмотрение (проработка) вопроса о целесообразности внесения изменений в законодательство в части установления возможности залога в пользу кредитной организации для обеспечения проектного финансирования проектов комплексного развития территорий

представлен доклад о целесообразности установления возможности залога в пользу кредитной организации для обеспечения проектного финансирования проектов комплексного развития территорий

доклад в Правительство Российской Федерации

февраль

2026 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

при участии Банка России

16.

Установление механизма расторжения либо изменения договора комплексного развития территорий при существенном изменении экономических обстоятельств

практическая реализация закрепленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (статья 451) с учетом того, что договоры комплексного развития территорий по общему правилу заключаются на торгах.

Распространение положительного опыта регулирования аналогичных вопросов в законодательстве о концессионных соглашениях, соглашениях о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

17.

Исключение из числа лиц, с которыми заключается договор комплексного развития территорий по инициативе правообладателей, не только правообладателей линейных объектов, но и правообладателей технологически связанных с ними объектов и инженерных сооружений коммунальной инфраструктуры (за исключением источников электро- и теплоснабжения, в отношении которых в законодательстве Российской Федерации установлен порядок вывода в ремонт и из эксплуатации)

обеспечение возможности "выноса из пятна застройки" при реализации проектов комплексного развития территорий не только линейных объектов, но и технологически связанных с ними "площадных" объектов капитального строительства, исключение необходимости участия правообладателей таких "площадных" объектов в качестве стороны договора о комплексном развитии территорий по инициативе правообладателей

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России,

Минэнерго России

18.

Введение упрощенного порядка приведения генерального плана и правил землепользования и застройки в соответствие с проектом планировки территории при комплексном развитии территорий по инициативе правообладателей

обеспечение инвестиционной привлекательности механизма комплексного развития территорий в регионах, в которых отсутствуют достаточные возможности бюджетов по реализации проектов комплексного развития территорий жилой и нежилой застройки и для реализации которых должно предусматриваться изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд;

обеспечение возможности реализации комплексного развития территорий посредством выкупа земельных участков инвестором с последующей реализацией комплексного развития территорий по инициативе нового правообладателя

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

19.

Установление возможности включения в границы комплексного развития территорий несмежных свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры в целях развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры и благоустройства территорий

обеспечение возможности вовлекать несмежные земельные участки в реализацию проекта комплексного развития территорий по инициативе правообладателей аналогично тому, как это уже предусмотрено при реализации решений о комплексном развитии территорий;

расширение практики, при которой орган публичной власти при реализации проекта комплексного развития территорий вовлекает несколько несмежных земельных участков из различных территориальных зон с разным назначением

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России,

Росреестр

20.

Ограничение возможности принятия собственниками решений об исключении многоквартирного дома (многоквартирных домов) из решения о комплексном развитии территорий днем проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территорий либо днем заключения договора о комплексном развитии территорий (а не моментом утверждения документации по планировке территории)

исключение случаев вынужденного изменения технико-экономических показателей проектов после заключения договора о комплексном развитии территорий, но до утверждения документации по планировке территории;

исключение ситуации, при которой застройщик, заключивший договор о комплексном развитии территорий, в связи с исключением многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территорий вынужден перепроектировать расположение нового строительства на местности и изменять иные характеристики строительства

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

21.

Распространение предусмотренного статьей 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка перехода прав на жилые помещения в многоквартирных домах на дома блокированной застройки и объекты индивидуального жилищного строительства, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации

развитие положений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми проект комплексного развития территорий может быть реализован на территории, на которой расположены отдельные виды домов блокированной застройки и объекты индивидуального жилищного строительства;

установление гарантий для владельцев всех указанных объектов, а не только для владельцев помещений в многоквартирных домах

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России,

Минфин России

22.

Увеличение предельного максимального срока, в течение которого может быть принято решение о комплексном развитии территорий жилой застройки после окончания срока проведения общих собраний собственников многоквартирных домов

учет положений частей 1 и 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общий фактический срок, который необходим уполномоченным органам для получения результатов указанных общих собраний, составляет 15 дней;

учет необходимости обобщения уполномоченными органами этих результатов;

учет различного порядка начала исчисления сроков указанных процедур в регионах

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России

23.

Определение требований к опыту участия в строительстве для участников торгов на право заключения договоров о комплексном развитии территорий исходя из площади строительства, предусмотренной соответствующим этапом комплексного развития территорий, а не всего объема строительства, предусмотренного решением о комплексном развитии территорий

расширение круга потенциальных участников торгов на право заключения договоров о комплексном развитии территорий;

повышение уровня конкуренции

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

24.

Исключение дублирования сведений, содержащихся в решении о комплексном развитии территорий, и сведений, предусмотренных нормативами градостроительного проектирования

включение в содержательную часть решения о комплексном развитии территорий сведений о необходимости реализации проекта с учетом утвержденных расчетных показателей без их дополнительного дублирования;

недопущение ситуации, при которой необходимо вносить изменения в решение о комплексном развитии территорий при корректировке нормативов градостроительного проектирования

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

25.

Использование при определении опыта участия в строительстве в отношении участника торгов на право заключения договора о комплексном развитии территорий взамен критерия "объем строительства" критерия "площадь строительства"

введение правовой определенности при определении круга участников торгов на право заключения договора о комплексном развитии территорий

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России

26.

Установление возможности включения в проекты комплексного развития незастроенной территории земельных участков, обремененных правами правообладателей линейных объектов

увеличение количества случаев, при которых реализуются проекты комплексного развития незастроенной территории на земельных участках, обремененных правами правообладателей линейных объектов

федеральный закон

март

2027 г.

Минстрой России,

Минэкономразвития России