<Письмо> Минприроды России от 07.07.2025 N 07-25-47/28026 "О рассмотрении обращения шинной отрасли"
Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело обращение по вопросу отнесения технологии механического дробления изношенных шин к объектам государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) в связи с периодическим подтверждением соответствия лицензиата лицензионным требованиям, которые проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и сообщает.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290) (абзац пятый подпункта "г" пункта 3), наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ (в случаях, определенных Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение ГЭЭ, является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять работы по утилизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 5 Положения N 2290 для получения лицензии соискатель лицензии подает заявление, в котором для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности в том числе указываются реквизиты положительного заключения ГЭЭ в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Законом N 174-ФЗ (абзац четвертый подпункта "г").
С 01.09.2024 в соответствии с пунктом 12(2) Положения N 2290 в отношении лицензиатов лицензирующим органом проводится периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Согласно пункту 12(3) Положения N 2290 лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям в порядке, предусмотренном пунктом 5 Положения N 2290, в том числе необходимо указать реквизиты положительного заключения ГЭЭ. Указанное требование распространяется на всех лицензиатов, вне зависимости от даты получения лицензии.
Статьями 11 и 12 закона N 174-ФЗ установлены объекты ГЭЭ федерального и регионального уровней, согласно которым документация, обосновывающая деятельность, может подлежать ГЭЭ по установленным ими основаниям, в том числе в силу места расположения соответствующих объектов.
До 01.09.2025 к объектам ГЭЭ федерального уровня согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, частям 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2023 N 673-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесены проекты технической документации (далее - ПТД) на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
По мнению Минприроды России, к новым относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию (испытания, исследования) технология, техника. Указанная позиция ранее неоднократно направлялась в Росприроднадзор (письма от 13.05.2011 N 05-12-44/7250, от 14.02.2018 N 05-12-44/4582, от 11.09.2019 N 12-44/21773 и от 07.10.2020 N 05-12-44/26282).
При этом Росприроднадзор (письма от 24.04.2025 N НА-05-01-28/17152, от 02.06.2025 N АГ-02-01-34/24226) по итогам рассмотрения аналогичных обращений отмечает, что в случае, если в соответствии с Законом N 174-ФЗ по ПТД на новые технику, технологию не утверждались в установленном порядке положительные заключения экспертной комиссии ГЭЭ, а также в случаях, предусмотренных подпунктом 24 пункта 1 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, такие ПТД согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 11 закона N 174-ФЗ подлежат представлению в Росприроднадзор для организации и проведения ГЭЭ. В соответствии со статьей 27 Закона N 174-ФЗ осуществление намечаемой хозяйственной и иной деятельности должно проводиться в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ. Наличие техники и технологии в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям и иной разрешительной документации (ГОСТы, ТУ, наличие заключения ГЭЭ документации на аналогичное оборудование и пр.) или получение лицензии до 2021 года в отсутствие положительного заключения ГЭЭ, если такое заключение должно было быть получено в соответствии с требованиями Закона N 174-ФЗ, не исключают необходимости проведения ГЭЭ.
Как отмечает Росприроднадзор, в случае реализации техники, технологии до вступления в силу Закона N 174-ФЗ проведение ГЭЭ документации на такую технику, технологию не требуется. После вступления в силу Закона N 174-ФЗ применение новых техник и технологий возможно исключительно при условии соблюдения требований ПТД, прошедших оценку на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, получивших положительное заключение ГЭЭ.
В соответствии с пунктом 5.8.22 Положения о Минпромторге России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России осуществляет полномочия по развитию технологий обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы), а также вовлечения отходов производства и потребления в производственные процессы.
Минпромторг России письмом от 28.05.2025 N 60403/13 проинформировал, что технология утилизации изделий из резины, утративших потребительских свойства, в том числе резиновых шин, покрышек и камер, физическим методом дробления не является новой и включена в Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2021 "Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)" (далее - ИТС 15-2021), а также ранее была включена в Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2016 "Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)", взамен которого принят ИТС 15-2021.
Пунктом 7 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 17 Правил определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1458, при определении технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в качестве наилучшей доступной технологии учитываются критерии:
а) наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо уровень, соответствующий другим показателям воздействия на окружающую среду, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
б) экономическая эффективность внедрения и эксплуатации;
в) применение ресурсо- и энергосберегающих методов;
д) промышленное внедрение технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на 2 и более объектах в Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, включение технологии в ИТС 15-2016 и ИТС 15-2021 подтверждает, что технология не является новой, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду.
Согласно ИТС 15-2021 самым распространенным способом утилизации изделий из резины, утративших потребительские свойства, в том числе резиновых шин, покрышек и шин, является механическое дробление, которое используют действующие в Российской Федерации компании. Дробление относится к физическим методам утилизации данной группы отходов. В основу технологий утилизации, базирующихся на физических методах, заложено механическое измельчение изделий из резины до небольших кусков с последующим при необходимости механическим отделением металлического и текстильного корда для шин и покрышек и получением вторичного сырья резиновой крошки. Способы измельчения различаются по температуре измельчения (при отрицательных температурах и при положительных температурах) и способу механического воздействия (ударный способ, истирание, сжатие, сжатие со сдвигом, резание). В настоящее время на российском рынке представлено достаточное количество линий механического дробления различной комплектации. В ИТС 15-2021 содержится информация об этапах утилизации шин, покрышек методом механического дробления, а также получаемой продукции.
В соответствии с ИТС 15-2021 наилучшими доступными технологиями утилизации изделий из резины, утративших потребительские свойства, в том числе резиновых шин, покрышек и камер, являются технологии утилизации с получением продукта - резиновой крошки различных фракций, сырья вторичного резиносодержащего; сырья вторичного, содержащего черные металлы; сырья вторичного текстильного, при которых:
- обеспечивается глубина утилизации отходов не менее 95%;
- достигается очистка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до концентрации взвешенных веществ (пыль тонко измельченного резинового вулканизата из отходов подошвенных резин) не более 0,0222 г/с.
Согласно ГОСТ Р 54095-2023 "Ресурсосбережение. Требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации отходов шин, покрышек, камер", выбор технологии утилизации отходов шин осуществляется с учетом информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, при этом технологии, указанные в информационно-технических справочниках наилучших доступных технологий, в соответствии с утвержденными критериями, не являются новыми.
Кроме того, с учетом предоставленной в письме Ассоциации производителей шин от 2 апреля 2025 г. N 19-04/25 информации о предприятиях, применявших технологию механического дробления в СССР, Минпромторг России направил запрос в ООО "ЧРЗ" (ОГРН 1185074014663, ИНН 5048053930) и ЗАО "ВРШРЗ" (ОГРН 1023402019893, ИНН 3435007582) с просьбой предоставить информацию о применении на предприятии технологии переработки шин методом механического дробления с указанием, с какого времени и на основании какой технической документации данная технология используется.
Согласно ответу, полученному от ООО "ЧРЗ", предприятие использует метод механического измельчения (дробления) в резиновую крошку с самого начала своего основания в 1942 г. Действующий с тех пор технологический процесс измельчения резины получил официальное подтверждение в 1964 году с введением в действие проекта Государственного института по проектированию предприятий резиновой промышленности "Резинопроект" Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. При этом ООО "ЧРЗ" отмечает, что в настоящее время технология переработки шин с получением резиновой крошки не претерпела каких-либо кардинальных изменений и используется ООО "ЧРЗ" на типовом для данной отрасли промышленности оборудовании с соблюдением проектных норм, разработанных ГПИ "Резинопроект".
Согласно ответу ЗАО "ВРШРЗ", Волжский регенератно-шиноремонтный завод начал применять технологию переработки шин методом механического дробления с 1968 года, при этом технология была представлена в техническом регламенте "Технологический процесс производства регенерата термомеханическим методом", разработанном научно-исследовательским институтом шинной промышленности. Копия письма Минпромторга России с приложениями прилагается.
Ввиду вышеизложенного учитывая позицию Минпромторга России, представляется, что технология механического дробления изношенных шин не имеет признаков новой технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.П.БУЦАЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875