III. Цель, принципы, приоритетные направления государственной национальной политики и задачи по обеспечению реализации ее приоритетных направлений
III. Цель, принципы, приоритетные направления
государственной национальной политики и задачи
по обеспечению реализации ее приоритетных направлений
35. Целью государственной национальной политики является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) при сохранении этнокультурного и языкового многообразия для обеспечения развития страны, ее государственной и территориальной целостности, внутренней политической и социальной стабильности.
36. Принципами государственной национальной политики являются:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) равенство условий для развития народов, этнических общностей;
в) гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;
г) недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную, религиозную или социальную ненависть и вражду.
37. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих приоритетных направлений государственной национальной политики:
а) укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
б) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;
в) обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве.
38. Укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей обеспечивается путем решения следующих задач:
а) защита, поддержка и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка государствообразующего народа и как родного языка, а также продвижение русского языка как языка межнационального общения, в том числе:
создание оптимальных условий для использования русского языка и его защиты как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
совершенствование преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и повышение качества владения им;
популяризация использования молодежью в профессиональной и личной коммуникации русского литературного языка, противодействие излишнему использованию иностранной лексики;
проведение научных и прикладных исследований в интересах обеспечения соблюдения норм современного русского литературного языка, создание и обеспечение функционирования федеральной государственной информационной системы Национальный словарный фонд;
перевод на русский язык произведений, созданных на языках народов России, а также их издание и распространение;
реализация культурных, образовательных и научно-просветительских программ, направленных на укрепление позиций русского языка, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") путем продвижения русскоязычных интернет-платформ и онлайн-сервисов для общения и обучения;
б) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного и воспитательного процессов гражданского самосознания, представлений о единстве многонационального народа Российской Федерации (российской нации), воспитание патриотизма, в том числе:
обеспечение присутствия государственных символов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни детей и молодежи;
организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам и памятным дням и формирующих у детей и молодежи чувство общности, принадлежности к истории страны и ее достижениям;
развитие исторического краеведения, организация посещения детьми и молодежью объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев, городов воинской славы и трудовой доблести;
создание и развитие проектов, направленных на сближение поколений и передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей от старших поколений младшим, на укрепление гражданского единства, приобщение молодежи к культуре и традициям народов России;
организация и проведение мероприятий, направленных на противодействие распространению ксенофобии, идеологий нацизма, экстремизма и терроризма среди детей и молодежи;
вовлечение детей и молодежи из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в реализацию проектов, в участие в конкурсах и акциях всероссийского уровня;
включение в образовательные программы, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по изучению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий истории России, повлиявших на укрепление гражданского единства и солидарности;
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование педагогических работников с учетом этнокультурных и региональных особенностей субъектов Российской Федерации;
оказание содействия повышению квалификации педагогических работников, работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, работников культуры и архивов из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
в) сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений, защита исторической правды и исторической памяти, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в том числе:
утверждение идей патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, исторического гражданского единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
распространение в обществе установок неприятия и недопущения пропаганды и оправдания неонацизма, расизма, экстремизма и ксенофобии, национальной исключительности;
популяризация достоверных и научно обоснованных исторических знаний о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа и других народов России, предупреждение и противодействие фальсификации истории;
развитие единого культурного пространства страны, совершенствование механизмов межрегионального сотрудничества в сфере культурного и межнационального взаимодействия;
вовлечение населения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе через институты гражданского общества, в участие во всероссийских мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными организациями науки, образования, культуры;
повышение интереса к изучению истории, значимых исторических событий, ставших основой российских государственных праздников, памятных дат и памятных дней, в том числе посредством популяризации архивных документов;
поддержка проектов, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и российской самобытности, на продвижение положительного опыта межкультурного и межнационального (межэтнического) взаимодействия;
методическая поддержка деятельности государственных и муниципальных организаций Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области федеральными государственными организациями науки, образования, культуры.
39. Сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации обеспечиваются путем решения следующих задач:
а) этнокультурное и духовное развитие народов Российской Федерации, в том числе:
создание оптимальных условий для использования, сохранения и развития языков народов Российской Федерации, обеспечение прав российских граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации;
совершенствование системы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории, этнологии и культуре народов Российской Федерации;
сохранение и популяризация нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, народного художественного творчества, содействие возрождению, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел;
популяризация и распространение произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, организация и поддержка проведения художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других мероприятий в области культуры;
развитие национальных видов спорта;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации;
государственная поддержка и популяризация научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения народов Российской Федерации;
формирование и продвижение туристских маршрутов (национального, регионального и местного уровней) и экскурсионных программ в целях популяризации этнокультурного многообразия России, включающих в себя посещение музеев и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
б) укрепление объединяющей роли русского народа как государствообразующего народа, в том числе:
обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития культуры русского народа;
реализация просветительских, научно-исследовательских, издательских проектов в области сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния русского народа;
обеспечение деятельности в области научных исследований истории и культуры русского народа;
проведение фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок, праздников, организация творческих лабораторий, форумов и иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие культуры русского народа;
поддержка профессиональных и любительских коллективов народного творчества, способствующих популяризации культуры русского народа;
обеспечение деятельности научных организаций и специалистов в области русского языка и литературы, писателей и переводчиков русской художественной литературы;
поддержка деятельности организаций культуры по созданию современных произведений, направленных на популяризацию истории и культуры русского народа;
обеспечение устойчивого интереса к русской культуре и литературе среди постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;
в) сохранение самобытной культуры, традиционного образа жизни и поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе:
обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, повышение уровня их адаптации к современным экономическим условиям, а также обеспечение защиты исконной среды обитания и образа жизни;
обеспечение комфортной среды обитания, доступа к социальной инфраструктуре, сети "Интернет" и получению государственных услуг, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях;
сохранение культуры, языков и традиций;
обеспечение доступности образования, в том числе для лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
40. Обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве осуществляются путем решения следующих задач:
а) профилактика и предупреждение конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве, обеспечение равноправия граждан, в том числе:
недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности при осуществлении органами публичной власти своей деятельности;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальной принадлежности, языка, отношения к религии при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам реагирования на угрозы в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущение распространения продукции экстремистского содержания;
проведение просветительских мероприятий, направленных на предупреждение экстремистских, в том числе сепаратистских, проявлений, распространения религиозного, национального радикализма;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;
совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики, направленное в том числе на предотвращение использования указанных организаций иностранными государствами и их гражданами для нанесения ущерба интересам Российской Федерации и российских граждан;
совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
учет цели и задач государственной национальной политики при решении задач в миграционной сфере;
б) совершенствование механизмов содействия адаптации иностранных граждан к условиям жизни в российском обществе, в том числе:
создание для адаптации в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе их несовершеннолетних детей, условий, способствующих успешному освоению ими русского языка, усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития, отправления религиозных обрядов) с учетом социальных, исторических и национально-культурных особенностей субъектов Российской Федерации, формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры, приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
формирование и развитие инфраструктуры (адаптационных центров), обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;
разработка и реализация программ содействия адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе адаптационных курсов для трудовых мигрантов, на основе взаимодействия органов публичной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей, привлекающих иностранных граждан, институтов гражданского общества;
совершенствование взаимодействия между всеми субъектами, оказывающими содействие адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, - органами публичной власти, институтами гражданского общества и работодателями;
обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;
в) обеспечение участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, в том числе:
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений и профилактике экстремизма, предупреждению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве;
повышение эффективности деятельности общественных советов и иных консультативных органов, созданных при органах публичной власти, по укреплению общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, содействию адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;
использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля деятельности органов публичной власти по реализации государственной национальной политики;
обеспечение открытости источников финансирования проектов, разрабатываемых институтами гражданского общества и направленных на реализацию государственной национальной политики, а также результатов осуществления таких проектов;
поддержка проектной деятельности некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений;
поддержка деятельности Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" и ее региональных отделений в субъектах Российской Федерации;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики.
41. Реализация приоритетных направлений государственной национальной политики требует решения задач, связанных с постоянным совершенствованием государственного управления, эффективным информационным сопровождением и продвижением на международной арене ее объективных достижений.
42. Совершенствование государственного управления и обеспечение социально-экономических условий для реализации государственной национальной политики осуществляются путем решения следующих задач:
а) повышение эффективности координации деятельности органов публичной власти всех уровней;
б) совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики;
в) учет этнокультурного фактора при осуществлении комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных (федеральных, региональных) и муниципальных программ;
г) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества, создание организационно-правовых и экономических условий для их участия в решении задач государственной национальной политики;
д) обеспечение условий для профессионального развития государственных и муниципальных служащих на основе типовых дополнительных профессиональных программ в сфере государственной национальной политики и межкультурной коммуникации;
е) оказание федеральными органами исполнительной власти содействия органам государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в разработке, принятии и корректировке документов стратегического планирования, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы государственной национальной политики;
ж) развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики (домов дружбы, домов народов и других);
з) учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей.
43. Информационное обеспечение реализации государственной национальной политики осуществляется с участием средств массовой информации и лидеров общественного мнения путем решения следующих задач:
а) поддержка средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики;
б) использование возможностей средств массовой информации, ресурсов сети "Интернет", в том числе социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров и блогов, для создания и продвижения социально значимого контента, направленного на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, на популяризацию культуры народов Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и приобщение к ним молодежи, на противодействие пропаганде идеологии экстремизма и защиту от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;
в) подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на реализацию государственной национальной политики;
г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики;
д) организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", вопросов межнационального (межэтнического) и межрелигиозного взаимодействия.
44. Реализация государственной национальной политики осуществляется с использованием возможностей и механизмов международного сотрудничества, в том числе путем решения следующих задач:
а) содействие формированию объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, отношения к ней как к демократическому федеративному правовому государству, гарантирующему равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
б) популяризация многонациональной российской культуры, поддержка распространения русского языка и укрепление его позиций как языка международного общения, одного из официальных языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, содействие изучению и использованию русского языка в иностранных государствах (прежде всего в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, государствах - членах Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и государствах БРИКС, в том числе в формате БРИКС плюс), сохранению роли русского языка в межнациональном и межгосударственном общении, защите русского языка от дискриминации за рубежом;
в) развитие сети российских культурных центров за рубежом;
г) обеспечение защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, содействие сохранению ими российской культурной, языковой идентичности и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной;
д) продвижение посредством реализации совместных программ с зарубежными учреждениями образования и филиалами российских образовательных организаций высшего образования за рубежом инициатив по подготовке специалистов по истории и культуре России, разработке профильных образовательных программ и проведению стажировок зарубежных специалистов в образовательных организациях на территории Российской Федерации;
е) использование механизмов приграничного сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для международного культурного и гуманитарного сотрудничества;
ж) реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, русофобии, расизма, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
з) взаимодействие со средствами массовой информации соотечественников, проживающих за рубежом, и их ресурсами в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
и) взаимодействие с международными межгосударственными и неправительственными организациями по вопросам реализации государственной политики с учетом интересов Российской Федерации в целях обеспечения прав и защиты интересов национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875