II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации
6. Государственная национальная политика основывается на историческом опыте становления и развития России как самобытного государства-цивилизации. На исторической территории Российского государства благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, многовековому межкультурному и межнациональному (межэтническому) взаимодействию сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность народов.
7. Современное российское общество объединено общим культурным (цивилизационным) кодом, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, интегрировании их лучших достижений в единую российскую культуру.
8. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт и традиции межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием ее многонационального народа (российской нации) и защищаются государством.
9. Основным источником информации о национальном и языковом составе населения Российской Федерации являются всероссийские переписи населения. Их итоги представляют полный спектр полученных от населения ответов на вопросы о национальной принадлежности, родном языке (родных языках), владении иными языками и их использовании в повседневной жизни. В целом в течение всего периода новейшей истории России число населяющих ее народов, отражаемое в переписях населения, остается почти постоянной величиной.
10. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года подтвердили, что Российская Федерация входит в первую десятку стран по численности населения и является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 народов, используются более 300 языков, из которых около 150 относятся к языкам народов Российской Федерации.
11. Подавляющее большинство населения Российской Федерации составляют русские (80,85 процента от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года). На основании всероссийских переписей населения в целях соблюдения гарантий прав граждан Российской Федерации сформирован Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий в себя в 2025 году 47 этнических общностей.
12. Важнейшим фактором формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) является русский язык. По данным всероссийских переписей населения 2010 и 2020 годов, доля владеющих им сохраняется на уровне 99,4 процента.
13. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации характеризуется как стабильное.
14. Доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей, в 2024 году по итогам социологических опросов составила 75,1 процента.
15. Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) стабильно преобладает среди других форм коллективной идентичности (локальной, религиозной, национальной) и в 2025 году превысила 92 процента.
16. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации обусловлено рядом объективных факторов исторического, экономического и социально-политического характера (этнический состав населения, демографические и миграционные процессы, приграничное положение, уровень социально-экономического развития и качества жизни, последствия этнотерриториальных конфликтов и другое).
17. На обеспечение гармоничного состояния межнациональных (межэтнических) отношений и укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) направлена деятельность органов публичной власти всех уровней по реализации государственной национальной политики.
18. С 2012 по 2025 год в сфере межнациональных (межэтнических) отношений произошли значительные институциональные и структурные изменения, которые способствовали укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и стабильности межнациональных (межэтнических) отношений.
19. В 2012 году образован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, который обеспечивает взаимодействие органов публичной власти, общественных объединений, научных и других организаций, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной национальной политики, обсуждает практику ее реализации и подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики.
20. Правительством Российской Федерации для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в сфере реализации государственной национальной политики создана межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений.
21. Важными этапами в сфере реализации государственной национальной политики стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики, - Федерального агентства по делам национальностей, формирование системы государственного управления в данной сфере на всех уровнях публичной власти и совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (2015 год), создание федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России" (2019 год) и Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" (2022 год).
22. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере реализации государственной национальной политики. Внедрен учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав. Уточнены организационно-правовые основы деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Принят Федеральный закон от 20 октября 2022 г. N 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" утверждены Основы государственной культурной политики, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения, Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2025 г. N 474 "Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации" утверждены Основы государственной языковой политики Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года. Внедрены финансовые механизмы поддержки федеральных национально-культурных автономий и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики.
23. Внесенные в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации, предусматривающие установление принципа преемственности в развитии Российского государства, обеспечение защиты исторической правды, определение государственным языком Российской Федерации русского языка как языка государствообразующего народа, признание культуры в Российской Федерации уникальным наследием ее многонационального народа (российской нации), подчеркнули значимость этих факторов для достижения гражданского единства.
24. За период с 2012 года в субъектах Российской Федерации сформирована система управления в сфере государственной национальной политики, законодательно закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определены заместители высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и уполномоченные органы власти (структурные подразделения), ответственные за реализацию государственной национальной политики, внедрены организационные и финансовые инструменты, сформированы консультативно-совещательные органы с участием институтов гражданского общества. В ряде субъектов Российской Федерации созданы специализированные учреждения в сфере реализации государственной национальной политики.
25. Несмотря на положительные изменения в сфере реализации государственной национальной политики, сохраняют актуальность вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности межведомственной координации и взаимодействия органов публичной власти всех уровней, своевременного выявления конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений и оперативного реагирования на такие ситуации.
26. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), вызвавшим особый патриотический подъем у российских граждан, стало воссоединение с Россией исторических территорий и образование новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (2014 год), Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (2022 год).
27. Защита русскоязычного населения воссоединенных с Россией территорий, его освобождение от многолетней дискриминации и насилия на этнической и религиозной почве со стороны неонацистского руководства Украины создали условия для восстановления единства исторических территорий Российского государства.
28. В Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области сформированы исполнительные органы по реализации государственной национальной политики, разработаны и утверждены программы социально-экономического развития, сформированы советы по межнациональным (межэтническим) и межрелигиозным отношениям при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации. В целях координации деятельности в сфере государственной национальной политики создано территориальное управление Федерального агентства по делам национальностей.
29. Начиная с 2023 года в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области осуществляется комплекс мероприятий по реализации государственной национальной политики, что является одним из важнейших компонентов их интеграции в правовое, социальное, экономическое, образовательное, культурное и информационное пространство Российской Федерации.
30. В целом реализация государственной национальной политики с 2012 по 2025 год продемонстрировала эффективность и позволила обеспечить политическую и социальную стабильность, укрепить единство многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
31. На фоне усиливающейся нестабильности в мире все более актуальными в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений становятся проблемы, обусловленные наличием следующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации:
а) предпринимаемые недружественными иностранными государствами усилия по дестабилизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, расколу российского общества и нарушению его внутреннего единства;
б) возникновение очагов межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной розни в результате попыток переноса зарубежных межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов на территорию Российской Федерации;
в) участившиеся попытки распространения, в том числе отдельными иностранными гражданами и лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации, идеологий терроризма, экстремизма и неонацизма, русофобских взглядов, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;
г) нарастающая в международном пространстве русофобия, дискредитация русского языка и культуры, традиционных для России религий, активизация усилий по искажению исторической правды и уничтожению исторической памяти о Великой Отечественной войне, других значимых событиях российской истории и роли в этих событиях народов России;
д) последствия распространения антироссийской пропаганды и провоцирования религиозной розни на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
е) гиперболизация региональных и этнических интересов, в том числе вследствие внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;
ж) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в том числе вследствие глобализации и насаждения чуждых российской нации идеалов и ценностей;
з) изменение национального (этнического) состава населения ряда регионов страны, вызванное особенностями демографического поведения, внутренней и внешней миграцией в регионы с более привлекательными социально-экономическими условиями жизни;
и) последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;
к) формирование на отдельных территориях несвойственных им мест повышенной концентрации определенных этнических общностей, обусловленное внешними миграционными процессами;
л) формирование предпосылок для возникновения конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве и распространение в открытых источниках (социальных сетях, мессенджерах) информации, способствующей возникновению таких конфликтов, а также для противопоставления общероссийской гражданской идентичности (гражданскому самосознанию) национальной (этнической) идентичности;
м) использование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в национально-культурной сфере, для продвижения интересов иностранных государств и их граждан в ущерб интересам Российской Федерации и российских граждан.
32. С учетом указанных в пункте 31 настоящей Стратегии внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации при реализации государственной национальной политики возможны два сценария развития ситуации - инерционный и целевой.
33. Инерционный сценарий предполагает сохранение текущего состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, основных тенденций в сфере государственной национальной политики. Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации при недостаточном реагировании на них органов публичной власти и институтов гражданского общества могут оказать негативное влияние на обеспечение внутренней стабильности страны. В таких условиях состояние межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений может носить неустойчивый характер.
34. Целевой сценарий предполагает достижение цели государственной национальной политики за счет выполнения задач, предусмотренных настоящей Стратегией, и основывается на усилении межотраслевой координации и межведомственного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества. Он ориентирован на системное, последовательное проведение государственной национальной политики и достижение целевых показателей и ожидаемых результатов реализации настоящей Стратегии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875