Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий

(бездействия) государственных органов

26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.

Негосударственной медицинской организацией (далее также - медицинская организация) за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) заключены договоры страхования имущества (зданий), договоры на услуги по предоставлению части фасадов многоквартирных домов для размещения рекламных конструкций, а также произведены оплата услуг по телемаркетингу и платежи за аренду помещения, фактически не используемого медицинской организацией.

По результатам проверки органом Федерального казначейства вынесено представление, которым на медицинскую организацию возложена обязанность по возврату в бюджет территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации средств ОМС, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

Не согласившись с указанным представлением, медицинская организация оспорила его в арбитражном суде.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, решение суда отменено, требования медицинской организации удовлетворены.

Суды исходили из того, что негосударственная медицинская организация не является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и, соответственно, орган Федерального казначейства не был вправе осуществлять в отношении ее внутренний государственный финансовый контроль.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение суда первой инстанции, придя к следующим выводам.

Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного финансового контроля являются исполнители по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) к полномочиям Российской Федерации в сфере ОМС, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Законом об ОМС.

Частью 2 статьи 6 Закона об ОМС установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС.

Указанные субвенции в силу части 4 статьи 27 и пункта 1 части 1 статьи 28 Закона об ОМС предоставляются территориальным фондам ОМС на финансовое обеспечение ОМС медицинским страховым организациям в соответствии с договорами о финансовом обеспечении ОМС.

Таким образом, договоры о финансовом обеспечении ОМС по смыслу абзаца десятого пункта 1 статьи 266.1 БК РФ являются договорами о предоставлении средств бюджета Федерального фонда ОМС.

Согласно части 4 статьи 6 Закона об ОМС контроль за использованием средств ОМС, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 этой статьи полномочий, проводится Федеральным фондом ОМС, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 37 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (часть 1 статьи 39 Закона об ОМС).

Таким образом, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС по смыслу абзаца десятого пункта 1 статьи 266.1 БК РФ являются договорами, заключенными в целях исполнения договоров о финансовом обеспечении ОМС (предоставление средств бюджета Федерального фонда ОМС), а медицинская организация является его исполнителем и, соответственно, объектом контроля.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.

Определение N 307-ЭС24-7875