Основы и Правила, утв. данным документом, действуют до 01.09.2027.

VII. Метод индексации

44. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

45. При применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования.

46. Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

47. Операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с методическими указаниями на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

47(1). При установлении (корректировке) тарифов (за исключением единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами) на 2026 - 2028 годы для регулируемых организаций по заявлению о пересмотре расходов на оплату труда регулируемой организации, направленному в орган регулирования тарифов дополнительно к предложению об установлении тарифов на соответствующий год, представленному в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов устанавливает базовый уровень операционных расходов на очередной годовой период регулирования с учетом определения (перерасчета) расходов на оплату труда регулируемой организации в соответствии с положениями пункта 42 настоящего документа и абзацев третьего, шестого и седьмого пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" и расходов на отчисления на социальные нужды персонала.

Операционные расходы, за исключением расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала, при установлении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта базового уровня операционных расходов определяются путем индексации операционных расходов, определенных на год, предшествующий очередному годовому периоду регулирования, с применением индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, индекса эффективности операционных расходов и изменения объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов на объект, используемый для обращения с твердыми коммунальными отходами.

К заявлению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные подпунктами "е" и "ж" пункта 8 Правил регулирования тарифов, в том числе документы и материалы, подтверждающие, что в годовом периоде регулирования, предшествующем году направления заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, значение средней заработной платы на одного работника регулируемой организации, учтенное органом регулирования тарифов при установлении тарифов на соответствующий годовой период регулирования, ниже одного из определенных по данным предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке официальной статистической информации значений - максимального значения средней заработной платы в субъекте Российской Федерации или максимального значения средней заработной платы в одном из муниципальных образований, на территориях которых осуществляется регулируемый вид деятельности с применением таких тарифов.

(п. 47(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2025 N 1834)

48. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 14, 15, 30 - 33, 40 - 43 настоящего документа.

49. Индекс эффективности операционных расходов, характеризующий минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов, устанавливается в размере 1 процента, если иное не было предусмотрено конкурсной документацией при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, соглашением о государственно-частном партнерстве, договором аренды, договором лизинга, конкурсной документацией на получение статуса регионального оператора.

При этом на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год по решению органа регулирования тарифов.

49(1). При установлении (корректировке) тарифов для регулируемых организаций на 2026 - 2028 годы применяется индекс эффективности операционных расходов в размере 0 процентов.

(п. 49(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2025 N 1834)

50. Неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;

в) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 настоящего документа;

г) сбытовые расходы, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 33 настоящего документа;

д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

е) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 11 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

ж) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом "б" пункта 38 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа;

з) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

(пп. "з" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. Расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи учитываются в составе неподконтрольных расходов, если договор аренды (концессии, лизинга) заключен в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения, утилизации путем производства искусственных грунтов и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.12.2021 N 2209, от 28.08.2025 N 1303)

(см. текст в предыдущей редакции)

В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов.

52. Расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на энергетические ресурсы в расчете на объем (массу) принятых твердых коммунальных отходов, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы.

При снижении удельного расхода на энергетические ресурсы средства, полученные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 14 настоящего документа.

53. Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 34 настоящего документа.

(п. 53 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2019 N 1386)

(см. текст в предыдущей редакции)

54. Величина нормативной прибыли регулируемой организации с применением метода индексации определяется в соответствии с пунктом 38 настоящего документа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются в экономически обоснованном размере с учетом утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы такой организации на соответствующий год и определенных указанной инвестиционной программой источников финансирования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2019 N 1386)

(см. текст в предыдущей редакции)

При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2019 N 1386)

(см. текст в предыдущей редакции)

При определении расходов на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, не учитываются расходы на возврат займов и кредитов, финансируемые за счет амортизации.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия такой инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия данной инвестиционной программы.

В случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции).

Для юридического лица или индивидуального предпринимателя, впервые представивших предложение об установлении тарифов, в случае, если такими юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем реализованы мероприятия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы в части соответствующего регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расчет нормативной прибыли осуществляется в соответствии с пунктом 38(1) настоящего документа.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.07.2018 N 867)

55. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 настоящего постановления, в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 534)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 N 534.

(см. текст в предыдущей редакции)

Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, исполняющей обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не включается в расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2019 N 1386)

55(1). Величина расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с пунктом 43(1) настоящего документа.

(п. 55(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758)

56. К долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) показатели энергосбережения и энергоэффективности (удельный расход энергетических ресурсов).

57. Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

58. Корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;

г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения, утилизации путем производства искусственных грунтов и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.12.2021 N 2209, от 28.08.2025 N 1303)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при недостижении регулируемой организацией показателей эффективности;

е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа.

58(1). При осуществлении корректировки тарифов в соответствии с пунктом 57 настоящего документа в случае пересмотра величины расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала регулируемой организации на основании заявления, предусмотренного абзацем первым пункта 47(1) настоящего документа, в целях расчета фактической величины необходимой валовой выручки за истекший годовой период регулирования исходя из фактических значений параметров регулирования тарифов (за исключением единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами), учитываемых при расчете таких тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), взамен их плановых значений, которые были использованы при установлении тарифов, фактические операционные расходы истекшего годового периода регулирования в части величины расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала регулируемой организации определяются на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности и подтверждающих данные указанной отчетности первичных документов, регистров бухгалтерского учета, документов, раскрывающих порядок ведения раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, но не более размера, учтенного органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов на соответствующий годовой период регулирования, с учетом непревышения учтенных органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов на соответствующий годовой период регулирования значений средней заработной платы на одного работника по категориям персонала регулируемых организаций, определенным в методических указаниях.

В случае если регулируемая организация по итогам долгосрочного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении для нее тарифов на основании заявления, предусмотренного абзацем первым пункта 47(1) настоящего документа, такие расходы учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в очередном долгосрочном периоде регулирования в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего документа.

(п. 58(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2025 N 1834)

59. Экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой, в полном объеме.

60. Экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в каждом году долгосрочного периода регулирования, а также экономия энергетических ресурсов учитываются в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет.

В случае если часть из этих 5 лет приходится на следующий долгосрочный период регулирования, экономия средств учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующий долгосрочный период регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.