I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее - организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.

2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры рекомендуется обеспечивать:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их прав на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов, центров воспроизведения аудиовизуального контента;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

3. Учет региональной и местной специфики осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств согласно рекомендуемой нормативной потребности и условий оптимального размещения организаций культуры, перечисленных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций.

4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.

5. Оптимальное территориальное размещение организаций культуры определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и может включать в себя создание организаций культуры, предоставляющих комплексные услуги и услуги на условиях государственно-частного партнерства.

6. Принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры осуществляется в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

7. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривать учет:

вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативного значения (количества) единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;

показателя типа населенного пункта, располагающегося в городской или сельской местности.

8. Для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных и выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий досуговой направленности рекомендуется создание передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов). В минимальном комплекте оборудования автоклуба следует предусматривать мультимедийное оборудование и информационно-коммуникационные средства. Нормы обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Условия оптимального размещения объектов культуры в населенных пунктах могут учитывать:

существующую обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;

специфику территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития;

прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

критерии доступности услуг организаций культуры.

10. Критерии доступности услуг организаций культуры могут включать:

возможность выбора организаций культуры;

развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;

возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

наличие организаций культуры для детей и молодежи;

наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

11. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры может обеспечиваться за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов <1>.

--------------------------------

<1> Часть третья статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

12. Нормы и нормативы могут определяться с учетом численности населения по следующим типам населенных пунктов:

а) городские населенные пункты:

крупнейшие с численностью населения свыше 1 млн человек;

крупные с численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн человек включительно;

большие с численностью населения от 100 тыс. человек до 250 тыс. человек включительно;

средние с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек включительно;

малые с численностью населения до 50 тыс. человек включительно;

б) сельские населенные пункты:

крупные с численностью населения свыше 5 тыс. человек;

большие с численностью населения от 1 тыс. человек до 5 тыс. человек включительно;

средние с численностью населения от 500 человек до 1 тыс. человек включительно;

малые с численностью населения от 200 человек до 500 человек включительно;

малочисленные с численностью населения от 100 человек до 200 человек включительно.

13. Нормативная потребность для региона может представлять собой суммарное значение нормативов по видам организаций культуры, установленных для каждого типа населенного пункта.