1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее - организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.
2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры рекомендуется обеспечивать:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их прав на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов, центров воспроизведения аудиовизуального контента;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
3. Учет региональной и местной специфики осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств согласно рекомендуемой нормативной потребности и условий оптимального размещения организаций культуры, перечисленных в пункте 9 настоящих Методических рекомендаций.
4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.
5. Оптимальное территориальное размещение организаций культуры определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и может включать в себя создание организаций культуры, предоставляющих комплексные услуги и услуги на условиях государственно-частного партнерства.
6. Принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры осуществляется в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
7. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривать учет:
вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
нормативного значения (количества) единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
показателя типа населенного пункта, располагающегося в городской или сельской местности.
8. Для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных и выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий досуговой направленности рекомендуется создание передвижных многофункциональных культурных центров (автоклубов). В минимальном комплекте оборудования автоклуба следует предусматривать мультимедийное оборудование и информационно-коммуникационные средства. Нормы обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Условия оптимального размещения объектов культуры в населенных пунктах могут учитывать:
существующую обеспеченность населения объектами культуры;
функциональное многообразие организаций культуры;
специфику территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития;
прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
критерии доступности услуг организаций культуры.
10. Критерии доступности услуг организаций культуры могут включать:
возможность выбора организаций культуры;
развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;
возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
наличие организаций культуры для детей и молодежи;
наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
11. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры может обеспечиваться за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов <1>.
--------------------------------
<1> Часть третья статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
12. Нормы и нормативы могут определяться с учетом численности населения по следующим типам населенных пунктов:
а) городские населенные пункты:
крупнейшие с численностью населения свыше 1 млн человек;
крупные с численностью населения от 250 тыс. человек до 1 млн человек включительно;
большие с численностью населения от 100 тыс. человек до 250 тыс. человек включительно;
средние с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек включительно;
малые с численностью населения до 50 тыс. человек включительно;
б) сельские населенные пункты:
крупные с численностью населения свыше 5 тыс. человек;
большие с численностью населения от 1 тыс. человек до 5 тыс. человек включительно;
средние с численностью населения от 500 человек до 1 тыс. человек включительно;
малые с численностью населения от 200 человек до 500 человек включительно;
малочисленные с численностью населения от 100 человек до 200 человек включительно.
13. Нормативная потребность для региона может представлять собой суммарное значение нормативов по видам организаций культуры, установленных для каждого типа населенного пункта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875