1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для регулировщика скорости движения вагонов железнодорожной станции ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦД-348-2025 (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Правилами по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, Правилами по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО РЖД", Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении трудовых (должностных) обязанностей (далее - трудовые обязанности) регулировщиком скорости движения вагонов железнодорожной станции ОАО "РЖД", включая старшего регулировщика скорости движения вагонов (далее - регулировщик скорости движения вагонов).
На основе настоящей Инструкции в соответствии с Основными требованиями к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н, в структурных подразделениях организуется разработка и утверждение инструкции по охране труда для регулировщика скорости движения вагонов железнодорожной станции (далее - инструкция для регулировщика скорости движения вагонов) с учетом возложенных на него трудовых обязанностей и местных условий на железнодорожной станции.
1.2. К самостоятельной работе по профессии регулировщик скорости движения вагонов допускаются лица не моложе восемнадцати лет, имеющие профессиональное обучение по профессии регулировщик скорости движения вагонов, прошедшие в соответствии с установленным порядком:
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями, и не имеющие медицинских противопоказаний;
обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (при необходимости), инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда в объеме трудовых обязанностей и с учетом специфики выполняемых работ;
инструктажи по пожарной безопасности.
Регулировщик скорости движения вагонов, совмещающий профессии (должности), должен пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).
1.3. Регулировщик скорости движения вагонов обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в структурном подразделении, и установленный режим труда и отдыха, знать свои права, обязанности и привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Не допускается исполнение регулировщиком скорости движения вагонов трудовых обязанностей и нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работник, появившийся на рабочем месте в указанном состоянии, отстраняется от работы (не допускается к работе) в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с установленным порядком.
1.4. Регулировщик скорости движения вагонов должен знать в объеме трудовых обязанностей:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
правила перевозок грузов;
нормативные документы ОАО "РЖД", распорядительные (приказы, распоряжения) и иные документы Центральной дирекции управления движением, дирекции управления движением, структурного подразделения;
правила внутреннего трудового распорядка;
техническо-распорядительный акт железнодорожной станции (далее - ТРА), технологический процесс работы железнодорожной станции;
инструкции и другие нормативные документы, устанавливающие трудовые обязанности регулировщика скорости движения вагонов;
требования охраны труда (в том числе инструкции для регулировщика скорости движения вагонов), производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности, электробезопасности;
безопасные методы и приемы выполнения работ, в том числе правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, существующие опасности, профессиональные риски и меры по защите от их воздействия;
схему маршрута служебного прохода, перечень зон ограниченной видимости обслуживаемого района, негабаритных и опасных мест на территории железнодорожной станции;
порядок извещения руководителей обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
знаки, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, а также порядок ограждения возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения поездов;
расположение обслуживаемых станционных путей, служебных помещений и других рабочих мест;
порядок действий при возникновении любой аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, несчастном случае, происшедшем на производстве;
способы и незамедлительные меры по оказанию первой помощи пострадавшему;
места расположения первичных средств пожаротушения, противопожарного инвентаря, хранения аптечки для оказания первой помощи.
1.5. Регулировщик скорости движения вагонов должен:
1) соблюдать технологию производства работ, требования, установленные ТРА, соответствующими приложениями и местными инструкциями, технологическим процессом работы железнодорожной станции и приложениями к нему, инструкциями, действующими в структурном подразделении, руководствами (инструкциями) по эксплуатации применяемого оборудования, требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, инструкционно-технологической карты, должностной инструкции и других нормативных документов, устанавливающих трудовые обязанности регулировщика скорости движения вагонов, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и иных нормативных документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
2) выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе соблюдать требования охраны труда, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;
3) соблюдать требования нормативных и распорядительных документов, содержащих требования пожарной безопасности, в том числе Правил противопожарного режима в Российской Федерации, электробезопасности, обладать навыками использования первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря;
4) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, видимых и звуковых сигналов;
5) быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
6) следить за исправным состоянием и чистотой рабочего места, специальной одежды (далее - спецодежда), специальной обуви (далее - спецобувь), других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) <1> и правильно их применять, исправностью применяемого инвентаря, оборудования, радиостанции, сигнальных принадлежностей;
--------------------------------
<1> далее по тексту, если не требуется разделение между специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, применяется термин "СИЗ"
7) хранить применяемый в работе инвентарь, оборудование в специально отведенных (определенных) местах.
1.6. Во время работы на работника могут воздействовать профессиональные риски и опасности, опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания) и вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) факторы производственной среды и производственного процесса, которые определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основные опасные и вредные факторы (производственной среды и производственного процесса), профессиональные риски и опасности, которые могут воздействовать на регулировщика скорости движения вагонов, приведены в Приложении N 1 к настоящей Инструкции.
В инструкции для регулировщика скорости движения вагонов, разработанной на железнодорожной станции, устанавливается конкретный перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей, составленные в соответствии с Реестром опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников Центральной дирекции управления движением в процессе работы, и профессиональных рисков (приложением к инструкции для регулировщика скорости движения вагонов является визуализированная карта рисков на рабочем месте работника, отражающая конкретный уровень профессиональных рисков на данном рабочем мест).
1.7. Регулировщик скорости движения вагонов должен применять спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, положенные ему в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения, разработанным на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям), Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей и Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты для работников ОАО "РЖД" с учетом местных условий, результатов специальной оценки условий труда, идентификации опасностей, возможных профессиональных рисков, характерных для рабочего места. Примерный перечень спецодежды и спецобуви приведены в Приложении N 2 к настоящей Инструкции.
1.8. Регулировщик скорости движения вагонов должен использовать (при необходимости) смывающие средства и дерматологические средства индивидуальной защиты, положенные ему в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения, разработанным на основании Единых типовых норм выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, Норм бесплатной выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств для работников ОАО "РЖД", с соблюдением рекомендаций по их применению.
1.9. Регулировщик скорости движения вагонов должен личную одежду и рабочую спецодежду, спецобувь хранить раздельно в специально предназначенных шкафах, содержать места для их хранения в чистоте и порядке, своевременно сдавать спецодежду и спецобувь в химчистку (стирку) и ремонт.
1.10. Регулировщику скорости движения вагонов запрещается выполнять работы на железнодорожных путях без полного комплекта СИЗ согласно погодным условиям, а также в неисправных и загрязненных СИЗ. О выходе из строя (неисправности) СИЗ он должен поставить в известность работника железнодорожной станции, определенного технологическим процессом работы железнодорожной станции оперативным руководителем смены (станционного диспетчера/маневрового диспетчера/дежурного по железнодорожной станции) (далее - руководитель смены).
В случае отказа работника получать или использовать СИЗ, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, он отстраняется от работы (не допускается к работе) на весь период времени до устранения нарушения.
1.11. В целях соблюдения требований пожарной безопасности регулировщик скорости движения вагонов должен:
курить в местах, отведенных для этой цели (имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и урнами (ящиками с песком);
эксплуатировать электробытовое оборудование, включенное в перечень разрешенных электробытовых приборов, в соответствии требований инструкции (паспорта) по его эксплуатации.
Регулировщику скорости движения вагонов запрещается:
1) пользоваться самодельными, неисправными (с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводкой) бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием, производить их ремонт;
2) оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
3) пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных их конструкцией;
4) прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
5) хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;
6) загромождать эвакуационные пути к выходам;
7) подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью;
8) пользоваться открытым огнем в местах погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами, разводить костры.
1.12. В процессе работы регулировщик скорости движения вагонов должен соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования и нормы, в том числе при хранении и приеме пищи. Принимать пищу следует в технологических перерывах (обеденных перерывах - при установлении Правилами внутреннего трудового распорядка) в специально отведенных для этого комнатах (местах), имеющих соответствующее оборудование. Перед едой требуется тщательно вымыть руки водой с мылом.
Регулировщику скорости движения вагонов следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода (при наличии разрешения Роспотребнадзора у руководителя структурного подразделения (начальника железнодорожной станции, его заместителя или главного инженера железнодорожной станции (далее - руководитель станции).
1.13. Во время производства работ, при проходе или нахождении на железнодорожных путях, в том числе станционных, а также в непосредственной близости от них регулировщик скорости движения вагонов обязан соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, а также следующие требования безопасности:
1) быть одетым в специальную сигнальную одежду повышенной видимости не менее 2 класса защиты, а в случае использования костюма для защиты от механических воздействий (истирания) или снятия куртки летней специальной сигнальной одежды повышенной видимости - в сигнальный жилет повышенной видимости не менее 2 класса защиты, с нанесенными трафаретами - со стороны спины "ДС", а на груди, в верхней части "Д" (далее - сигнальный жилет), находиться в течение всего рабочего времени в соответствующей спецодежде и спецобуви, головной убор при работе не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов;
2) при проходе по территории железнодорожной станции вблизи железнодорожных путей необходимо:
проходить только по специально установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам или технологическим проходам;
при невозможности прохода по установленным маршрутам проход должен осуществляться с повышенной бдительностью посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути с соблюдением мер безопасности, отраженных в настоящей Инструкции;
следить за передвижением железнодорожного подвижного состава;
следить за состоянием проходящего железнодорожного подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых или оторванных лестниц, подножек и т.д.;
учитывать показания светофоров, положение стрелок, выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, надписей и сигнальной разметки;
проявлять бдительность, внимательно слушать объявления по двусторонней парковой связи (в том числе на базе радиосвязи), речевому информатору, сигналы оповещения (автоматическими системами оповещения) и руководствоваться полученной информацией;
обращать внимание на препятствия под ногами, на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, пассажирские платформы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, опоры средств связи и энергетики, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест (в том числе установленных мест выгрузки снега) железнодорожной станции указывается в приложении к инструкции для регулировщика скорости движения вагонов, разработанной на железнодорожной станции);
3) переходить железнодорожные пути необходимо в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - только под прямым углом к оси пути, предварительно остановившись и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по ближайшим и смежным с ними железнодорожным путям, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы, концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах;
4) переходить железнодорожный путь, занятый стоящим железнодорожным подвижным составом, допускается только по переходной площадке вагона или тамбуру пассажирского вагона (далее - переходная площадка вагона).
Перед подъемом на переходную площадку вагона или спуске с нее необходимо убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением железнодорожного подвижного состава, в исправности поручней, подножек и пола переходной площадки вагона, а также в отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец, масляных пятен или льда.
Подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона необходимо, располагаясь лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода для обнаружения посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске, и убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток место спуска следует осветить ручным фонарем);
5) обходить стоящий железнодорожный подвижной состав с торца допускается на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
6) проходить между расцепленными единицами железнодорожного подвижного состава допускается только если расстояние между автосцепками составляет не менее 10 м, посередине разрыва;
7) перед выходом на железнодорожный путь из помещений или из-за сооружений, ограничивающих видимость (стрелочных постов, платформ, зданий и т.п.), в том числе зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, необходимо убедиться в отсутствии с обеих сторон движущегося к месту перехода железнодорожного подвижного состава.
После выхода из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время (темное время суток) необходимо остановиться в безопасном месте и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут хорошо различимы, и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;
8) при проходе по пассажирской платформе (перрону) железнодорожной станции во время прибытия и отправления поезда заблаговременно отойти от края платформы на середину. Необходимо соблюдать осторожность при спуске и подъеме по лестнице на платформу (перрон);
9) при пропуске железнодорожного подвижного состава
при визуальном или звуковом обнаружении, получении информации о приближении железнодорожного подвижного состава, следующего:
- по железнодорожному пути, на котором находится работник, необходимо убрать с железнодорожных путей инвентарь, инструменты, приспособления, материалы и изделия (при их наличии) и сойти с железнодорожного пути;
- по смежному железнодорожному пути - отойти в безопасное междупутье.
Сходить с железнодорожных путей необходимо на обочину земляного полотна, а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного железнодорожного пути, на безопасное расстояние:
не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;
не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода железнодорожного подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).
Допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше безопасные расстояния (с учетом того, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места), или междупутья, в котором расположен специально организованный и оборудованный служебный проход (далее - безопасное междупутье).
До полного прохода железнодорожного подвижного состава необходимо стоять лицом к железнодорожному пути с полуоборотом головы навстречу движению железнодорожного подвижного состава и наблюдать за его прохождением, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;
10) если при нахождении на железнодорожных путях работник вынужденно оказался между движущимися по смежным железнодорожным путям железнодорожными подвижными составами, то он должен:
оценить, какой из железнодорожных подвижных составов едет быстрее (по возможности);
лечь на землю параллельно железнодорожным путям лицом к земле и по возможности - головой в сторону более быстрого железнодорожного подвижного состава;
дождаться в этом положении проследования или остановки железнодорожного подвижного состава хотя бы по одному из железнодорожных путей;
по возможности покинуть междупутье безопасным способом, соблюдая требования безопасности при проходе вблизи железнодорожных путей, при этом использовать переходную площадку вагона для перехода железнодорожного пути допускается только при наличии связи с машинистом локомотива или при наличии точной информации о том, что железнодорожный подвижной состав не начнет движение до окончания перехода. При возобновлении движения остановившегося железнодорожного подвижного состава или подхода нового необходимо вновь лечь на землю в указанном выше порядке;
11) соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками "Осторожно! Негабаритное место" и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);
12) в темное время суток или в условиях плохой видимости использовать фонарь (светильник).
1.14. Во время производства работ, при проходе или нахождении на железнодорожных путях, в том числе станционных, а также в непосредственной близости от них регулировщику скорости движения вагонов запрещается:
1) находиться на междупутье, не обеспечивающим безопасное расстояние от обоих железнодорожных путей (безопасные расстояния указаны в подпункте 9 пункта 1.13 настоящей Инструкции), при следовании железнодорожных подвижных составов по смежным железнодорожным путям, кроме случаев нахождения на расположенном вдоль железнодорожных путей служебном проходе железнодорожной станции, а также при нахождении на технологическом проходе;
2) при проходе по пассажирской платформе железнодорожной станции:
подходить к краю платформы ближе 0,5 м при скоростях движения поездов до 140 км/ч, а при скоростях движения 140 км/ч и более - ближе 3 м;
заходить за ограничительную черту или ограждение сигнальное при их наличии вдоль края железнодорожной платформы;
3) пересекать барьер, установленный для предотвращения выхода работников из здания сразу на железнодорожные пути;
4) наступать, становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки, трансформаторные ящики, вагонные замедлители, тормозные упоры, устройства заземления или связи, предельные столбики, желоба, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки или другие напольные и наземные устройства;
6) проходить (следовать) внутри рельсовой колеи;
7) пролезать (подлезать) под стоящим железнодорожным подвижным составом;
8) протаскивать под железнодорожным подвижным составом инструмент, приборы, материалы или другие предметы;
9) залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;
10) садиться на подножки и лестницы железнодорожного подвижного состава и другие выступающие части;
11) проезжать на подножках, лестницах и других выступающих частях железнодорожного подвижного состава;
12) подниматься на железнодорожный подвижной состав или сходить с него до его полной остановки;
13) подниматься на железнодорожный подвижной состав без необходимости воспользоваться переходной площадкой вагона, без технологической необходимости или необходимости зайти в железнодорожный подвижной состав для проезда или за инструментом, инвентарем;
14) использовать для подъема на специальную подножку напольные устройства (путевые коробки, коробки дроссель трансформатора и т.д.);
15) заходить в межвагонное пространство без убеждения в полной остановке состава и предупреждения машиниста локомотива;
16) прислоняться к незакрепленному железнодорожному подвижному составу (если достоверно не известно закреплен ли железнодорожный подвижной состав, то он считается незакрепленным);
17) переходить стрелочные переводы в местах расположения остряков и крестовин, кроме случаев осмотра или обслуживания, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком крестовины, остряком и запорной закладкой, а также в желоб стрелочного перевода;
18) переходить или перебегать железнодорожные пути:
перед движущимся железнодорожным подвижным составом, если расстояние до него от работника около 400 м или менее (определяется визуально по опорам контактной сети или пикетным столбикам),
сразу после проследования железнодорожного подвижного состава, не убедившись в том, что ни с одной, ни с другой стороны по соседнему железнодорожному пути не приближается железнодорожный подвижной состав;
19) при пропуске подвижного состава находиться в месте между путем следования железнодорожного подвижного состава и негабаритным местом, в габарите подвижного состава;
20) находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и знаком "Негабаритное место";
21) пользоваться мобильными телефонами, наушниками и другим мультимедийным оборудованием, не предусмотренными производственным процессом.
1.15. Пользоваться мобильным телефоном или другим мультимедийным оборудованием допускается в случае производственной необходимости или для предотвращения аварии (аварийной ситуации, террористических и противоправных действий) при нахождении в следующих безопасных зонах:
1) на обочине земляного полотна на расстоянии:
не менее 3,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов 121 - 140 км/ч;
не менее 6 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 140 км/ч;
2) на платформе или перроне железнодорожной станции или пассажирского остановочного пункта на расстоянии не менее 3 м от края платформы или перрона при ширине платформы более 6 м;
3) на платформе или перроне железнодорожной станции или пассажирского остановочного пункта или перрона за ограждением сигнальным (для берегового исполнения) или у перил вдоль оси платформы (для островного исполнения) при ширине платформы 6 м или менее;
4) на площадке моста, в камере или нише туннеля, в подземном или на надземном пешеходном переходе;
5) внутри железнодорожного подвижного состава, который используется в технологии производства работ, если работник имеет соответствующий допуск.
1.16. При нахождении на станционных железнодорожных путях, имеющих контактную сеть под напряжением, вблизи воздушных линий электропередачи (воздушной линии продольного электроснабжения (два провода-рельс (далее - ДПР) регулировщику скорости движения вагонов запрещается:
1) приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к находящимся под напряжением, неогражденным и незаземленным проводам или частям контактной сети или воздушной линии электропередач на расстояние менее 2 м;
2) приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к мачтам светофоров, расположенных в зоне ближе 2 метров от токоведущих частей контактной сети или воздушной линии электропередач ввиду опасности попадания под действие наведенного напряжения;
3) прикасаться к арматуре освещения, зажимам, электрическим проводам и кабелям, волноводам, антенно-согласующим устройствам, спускам заземления на опорах контактной сети и высоковольтных линий и анкерных оттяжек опор контактной сети;
4) наступать на электрические провода и кабели;
5) прикасаться к оборванным проводам контактной сети или воздушной линии электропередач и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;
6) подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава, контейнеров или локомотивов, находящихся под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи (ДПР).
1.17. В холодный период года до выхода на открытый воздух (при низких температурах воздуха) необходимо смазать открытые участки тела специальной мазью или кремом от обморожения, использовать рукавицы (перчатки) для защиты от пониженных температур. Спецобувь не должна стеснять стопы ног. При низких температурах воздуха, во избежание обморожения, не допускается прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (подвижному составу, рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).
Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах воздуха необходимо пользоваться теплозащитной спецодеждой и спецобувью, использовать предоставляемые специальные кратковременные перерывы на обогрев, длительность которых определена правилами внутреннего трудового распорядка или локальным нормативным актом структурного подразделения.
1.18. При проходе по лестничным маршам регулировщику скорости движения вагонов необходимо:
держаться за боковые перила (ограждения);
проявлять осторожность, не спешить;
ставить стопу на всю ширину ступени.
Перед использованием лестничного марша необходимо убедиться, что он исправен и безопасен для передвижения: имеются предусмотренные поручни (перила), поручни надежно закреплены, все ступени без дефектов конструкции.
1.19. При передвижении по лестничным маршам запрещается:
переступать и перепрыгивать через несколько ступеней лестницы;
переносить предметы, держа их перед собой, загораживая путь передвижения;
пользоваться мобильным телефоном.
1.20. Регулировщику скорости движения вагонов запрещается:
1) выполнять несвойственные обязанности;
2) приступать к разовой (по заданию руководителя смены или руководителя станции) работе, не связанной с трудовыми обязанностями, без получения от руководителя станции (руководителя смены) целевого инструктажа по охране труда о мерах безопасности при выполнении данной работы и необходимых для ее производства СИЗ;
3) допускать нахождение в служебных и санитарно-бытовых помещениях посторонних лиц и посторонних предметов;
4) пользоваться в работе неисправным инвентарем, инструментом, оборудованием и приспособлениями;
5) использовать подручные предметы для подъема в разных уровнях (стулья, кресла, ящики и т.п.);
6) хранить предметы и вещи на шкафах и на антресолях шкафов.
1.21. При произошедшем несчастном случае работник должен незамедлительно:
1) сообщить руководителю смены;
2) по возможности оказать первую помощь пострадавшему (при отсутствии угрозы собственной жизни и здоровью);
3) по заданию руководителя смены принять меры (по возможности) по сохранности до прибытия руководителя станции обстановки, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает собственной жизни и здоровью, других работников и не ведет к опасным последствиям для природной среды, аварии или транспортному происшествию, а также возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
4) при возможности принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
1.22. Регулировщик скорости движения вагонов должен немедленно извещать руководителя смены об ухудшении своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.23. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:
1) использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;
2) выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;
3) при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом руководителя смены (руководителя станции).
При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, работник должен проинформировать об этом руководителя смены (руководителя станции), далее действовать в соответствии с установленным порядком.
1.24. При обнаружении перед началом работ (в ходе выполнения работ) неисправностей или отсутствия используемых оборудования, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, а также при отсутствии освещения, нарушений применяемой технологии на своем рабочем месте, работник обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю смены и не приступать к работе (приостановить работу) до их устранения.
При обнаружении нарушения требований охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, создающих опасность для здоровья и жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии или пожару работник должен сообщить об этом руководителю смены. В случае если обнаруженные нарушения способствуют возникновению опасности для жизни и здоровья самого работника, он имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.
О выявленных нарушениях необходимо также сообщить работнику железнодорожной станции, определенному локальным документом структурного подразделения, для записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) в установленном порядке, или самостоятельно оформить запись в ведомости несоответствий КСОТ-П.
1.25. Знание и соблюдение требований охраны труда, пожарной, электрической безопасности, производственной санитарии и настоящей Инструкции являются трудовой обязанностью регулировщика скорости движения вагонов, за невыполнение которых регулировщик скорости движения вагонов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875