СООТВЕТСТВИЕ СХЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ

Схема аккредитации, соответствующая сфере деятельности в рамках заявленной области аккредитации

Номер пункта(ов) или раздела(ов) документа(ов) СМК, где установлены требования схемы аккредитации и иных документов, записей (при наличии), подтверждающих соответствие органа по валидации и верификации парниковых газов установленным требованиям

(Указывается наименование документа, шифр и конкретные пункты, подпункты, разделы документов СМК и иных документов, записей (при наличии))

Соответствие/несоответствие документа(ов) СМК и иных документов, записей (при наличии) требованиям схемы аккредитации (Соответствует/Не соответствует)

Соблюдение/несоблюдение установленных требований, установленное в ходе проведения самообследования (Соблюдается/Не соблюдается)

Соответствие органа по валидации и верификации парниковых газов нормативным документам, приведенным в схеме аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов в национальной системе аккредитации СМ N 03.1-9.0002 (Приложение 1 "Требования к деятельности органа по валидации и верификации парниковых газов").

--------------------------------

<1> Для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по валидации и верификации парниковых газов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации, на ином законном основании, предусматривающем право пользования.

<2> Правительственный орган по валидации/верификации является юридическим лицом на основании его правительственного статуса.

<3> Хотя требования к беспристрастности в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 одинаковы для органов первой, второй и третьей сторон, соответствующие входные данные и результаты соответствующей оценки рисков могут отличаться.

Выявление угроз беспристрастности может включать сбалансированные консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, без преобладания какого-либо одного интереса, для консультирования по поводу аспектов, оказывающих влияние на обеспечение беспристрастности, включая открытость и восприятие общественностью. Одним из способов проведения консультирования, является создание комитета с участием заинтересованных сторон.

Программа может сделать требование о консультации с соответствующими заинтересованными сторонами для консультирования по вопросам, влияющим на беспристрастность, обязательным.

Взаимоотношения могут быть связаны с правами собственности, властными полномочиями, менеджментом, персоналом, совместно используемыми ресурсами, финансированием, контрактами, маркетингом (включая брендинг). Такие взаимоотношения не обязательно представляют для органа по валидации/верификации угрозу беспристрастности.

<4> Требования к персоналу, помещениям, оборудованию, системам и вспомогательным службам могут содержаться в программе валидации или верификации.

<5> Персонал включает тех лиц, которые являются сотрудниками, директорами и членами комитетов органа, а также любых лиц, привлекаемых органом для проведения валидации или верификации.

<6> Период может быть указан в программе.

<7> Дополнительные требования к компетентности персонала могут содержаться в программе валидации/верификации.

<8> Под аутсорсингом понимаются договорные отношения органа по валидации/верификации с организацией, включая другие органы по валидации/верификации, для обеспечения деятельности по валидации/верификации.

Привлечение органом по валидации/верификации отдельных лиц или сотрудников других организаций для предоставления дополнительных ресурсов или экспертных знаний не являются аутсорсингом при условии, что эти лица или сотрудники индивидуально наняты для работы в рамках системы менеджмента органа по валидации/верификации.

<9> Программа валидации/верификации является набором правил, процедур и управления для проведения валидации/верификации в конкретной отрасли, содержащим следующие элементы:

- область применения валидации/верификации;

- конкретные критерии компетентности для группы по валидации/верификации, а также органа по валидации/верификации;

- процесс валидации/верификации;

- деятельность по сбору доказательств валидации/верификации;

- отчетность по валидации/верификации.

Приложение A ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 определяет элементы, которые могут быть включены в программу валидации/верификации.

<10> Процессы подготовки плана сбора доказательств и плана валидации/верификации могут быть повторяющимися.

В некоторых программах план сбора доказательств называется "план выборки".

Другими параметрами, которые могут быть определены программами, подлежащими рассмотрению в ходе планирования, являются существенность или уровень уверенности.

Уровень уверенности используется для определения глубины детализации, которую орган по валидации/верификации устанавливает в своем плане валидации/верификации и плане сбора доказательств для определения наличия существенных ошибок, пропусков или искажений.

<11> Отчет может быть отдельным документом или может быть включен в документ, содержащий проект заключения о валидации/верификации.

<12> В программе могут быть указаны дополнительные ограничения, например, требование, чтобы анализ проводился лицами, не вовлеченными в конкретную деятельность по планированию валидации/верификации.

<13> В программе могут быть указаны дополнительные ограничения, например, требование, чтобы решение принималось лицами, не вовлеченными в конкретную деятельность по планированию валидации/верификации.

<14> ИСО 15489-1 определяет концепции и принципы, на основе которых разрабатываются подходы к созданию, ведению и управлению записями.

<15> ИСО 19011 содержит руководящие указания по проведению внутренних аудитов.

<16> Хотя в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 указано, что орган по валидации/верификации планирует действия по обращению с рисками, нет требований к формальным методам управления рисками или документированию процесса управления рисками. Органы по валидации/верификации могут принять решение о необходимости разработки более обширной методологии управления рисками, чем требуется в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 (например, путем применения других руководств или стандартов).

<17> Варианты обращения с рисками могут включать выявление и предотвращение угроз, принятие риска для реализации возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сохранение риска путем принятия обоснованного решения.

Возможности могут привести к расширению области деятельности органа по валидации/верификации, обращению к новым клиентам, использованию новых технологий и других возможностей в целях потребностей клиентов.

<18> Доступ может подразумевать решение относительно разрешения только на просмотр документированной информации или разрешения и полномочий на просмотр и изменение документированной информации.

Документированная информация относится к процессам, процедурам, записям, данным, заключениям и другой информации, требуемой ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022.

<19> Ссылка на "декларации о валидации/верификации" в ИСО/МЭК 17029 означает "заявления о валидации/верификации" в ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

<20> Декларация, подлежащая валидации и верификации, эквивалентна утверждению в соответствии с ИСО/МЭК 17029.

<21> Руководство по достаточному и объективному свидетельству приведено в приложение A ГОСТ Р ИСО 14066:2024.

<22> Поскольку персонал, выполняющий анализ, не задействован в деятельности по валидации или верификации под управлением руководителя группы, то они не считаются членами группы по валидации/верификации.

<23> Рецензента иногда называют "независимым рецензентом" в соответствии с пунктом 3.2.9 ИСО 14064-3:2019.

<24> В приложении A ГОСТ Р ИСО 14065-2022 описаны типы заявлений, включающие модифицированное, немодифицированное, отрицательное заключения, и иная терминология.

<25> Только немодифицированные и модифицированные заявления дают уверенность предполагаемым пользователям.

<26> Описание процесса валидации/верификации включает рассмотрение органом предварительных результатов валидации/верификации, там, где уместно, и если они имеются.

<27> Информация о знаке соответствия третьей стороны приводится в ИСО/МЭК 17030.

<28> Ссылки на заявления по валидации/верификации, отчеты и использование знаков поясняются в приложении B ГОСТ Р ИСО 14065-2022.

<29> ИСО 14064-2 устанавливает требования и руководство по принципу консервативности и концепции эквивалентности.

<30> Оценщик может быть внутренним или внешним по отношению к ОВВ.

<31> Элементы программ валидации и верификации находятся в ISO/IEC 17029, Приложение A.

<32> ISO 14064-3 требует "достаточности свидетельств" для подтверждения заявления в отношении парниковых газов и определяет, что, в отсутствии достаточной информации, процедура верификации/валидации не должна продолжаться (см. п. 5.4.2). Достаточная информация для подтверждения декларации об экологической информации может отсутствовать, когда декларации включают информацию, предоставленную представителями третьей стороны, такими как поставщики. В таких случаях ОВВ и его клиент могут согласовать смешанное задание (см. п. 5.1.2), которое может включать использование AUP для деклараций, в отношении которых у эксперта по верификации отсутствует возможность определить наличие информационных следов (см п. 6.1.3.2) или понять системы управления данными и средства внутреннего контроля, сгенерировавшими информацию (см. п. 6.1.3.3).

<33> Использование AUP остается на усмотрение ОА.

<34> ISO 14064-3 6.1.1 Стратегический анализ

<35> Для парниковых газов входные данные включают источники, поглотители или накопители.

<36> Приложение A ГОСТ Р ИСО 14066-2024 предоставляет руководство по доказательствам и применению профессионального скептицизма.

<37>

<38> В приложении B ГОСТ Р ИСО 14066-2024 изложены методы, которые могут использоваться для оценки навыков групп по валидации и верификации (включая технических экспертов) и независимых экспертов-рецензентов.

<39> Независимым экспертом-рецензентом может быть один или несколько человек.

До тех пор, пока сотрудники, проводящие независимую проверку, не участвовали в деятельности по валидации или верификации под руководством руководителя группы, они не считаются членами группы по валидации или верификации (даже если они наблюдали полностью или частично за деятельностью (процессом валидации или верификации) группы по валидации или верификации).

<40> Данный пункт предназначен для поддержки и развития профессиональных навыков членов группы по валидации и верификации.

Примеры опыта работы могут включать трудовую деятельность, консалтинг, разработку проектов или профессиональный аудит в конкретном секторе.

Практический опыт, особенно в сфере защиты окружающей среды, в которой поощряется командная работа, помогает менее опытным членам группы развивать основы профессионального скептицизма и принимать более благоразумные решения относительно оценки риска, а также достаточности и правомерности доказательств.

В приложении C ГОСТ Р ИСО 14066-2024 приведены примеры обязательных требований к осведомленности начального уровня для лиц, начинающих обучение в качестве валидаторов или верификаторов.

В приложении D ГОСТ Р ИСО 14066-2024 описывается поведенческие аспекты лиц, проводящих валидацию и верификацию.

<41> Требования к ведению записей кадрового учета членов группы приведены в пункте 9.11 ИСО 14065:2020.

Как указано в пункте 7.3 ИСО 14065:2020, результаты деятельности членов группы (например, демонстрация знаний и навыков) должны периодически контролироваться. В приложении B ГОСТ Р ИСО 14066-2024 приводятся методы, которые могут быть использованы для оценки знаний и навыков групп по валидации или верификации (включая технических экспертов) и независимых экспертов-рецензентов

<42> Типы задания, установленные в ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, включают верификацию и валидацию. В приложении C ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 описан тип задания, называемый "согласованные процедуры".

<43> Эксперт по верификации/валидации может выполнять смешанное задание, как указано в приложении D ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, если:

a) область применения каждого типа заданий четко определена;

b) заявления в отношении парниковых газов разработаны в соответствии с критериями.

<44> Сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов могут быть скомпенсированы затронутыми ИПН парниковых газов [см. пункт 3.1.11 ИСО 14064-2:2019]. Сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов под влиянием ИПН парниковых газов часто связывают с углеродной утечкой или другими вторичными эффектами.

<45> Программа по парниковым газам может устанавливать порог существенности. Существенность имеет количественные и качественные составляющие.

<46> Концепция существенности используется при планировании верификации/валидации и при оценке свидетельства для подготовки заключения.

<47> Примером изменения накопителя парниковых газов является накопитель с изменившимся за время рассматриваемого периода запасом углерода.

<48> Вся информация или ее часть, указанная в пунктах "a" - "t" ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021, может быть включена в план мониторинга организации или проекта.

<49> См. подраздел 3.5 ИСО 14044:2006.

<50> Существенность результатов работы - это значение, которое устанавливают ниже возможного значения существенности для предполагаемого пользователя(ей), чтобы идентифицировать искажения, которые в сумме могут оказаться существенными.

<51> Аналитические процедуры высокого уровня выполняются на уровне заявления и могут сравнивать выбросы с промышленными бенчмарками.

<52> Оценочные подходы используются при количественном определении парниковых газов в самых различных ситуациях. Например, количество топлива, используемого транспортным средством, может быть неизвестно, но его можно оценить по пройденному расстоянию. Допущения, сделанные в отношении топливной эффективности транспортного средства и пройденного им расстояния, можно использовать для предварительной оценки выбросов парниковых газов.

<53> Альтернативные названия типов заключений по верификации приведены в таблице 1 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<54> См. также пункт 5.1.7 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<55> Критерии соответствия, указанные предполагаемым пользователем, могут включать добавочность проекта.

<56> Вторичные эффекты иногда называют "углеродной утечкой".

<57> Методики количественного определения относятся к расчетному методу оценки выбросов парниковых газов и включают расчеты, модели, материальный баланс и связанные с ними косвенные и прямые измерения и т.д.

<58> Альтернативные наименования типов заключения по валидации приведены в таблице 1 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021.

<59> Значимыми проблемами являются искажения и несоответствия, выявленные командой экспертов по верификации/валидации, которые могли повлиять на заключение экспертов.

<60> См. пункты 6.3.2 и 7.3.2 ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 в отношении требований, связанных с составлением заключений.

<61> В приложении D ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 приведены примеры заключений по верификации и валидации, включающие использование ограничительных положений.

<62> Верификация с ограниченной уверенностью состоит, в первую очередь, из запросов и аналитических процедур получения достаточных и обоснованных свидетельств.

<63> Аналитические испытания планируют для заявления в отношении парниковых газов в целом, при этом не требуя отдельного рассмотрения для случаев возникновения, полноты, точности, временных границ и классификации выбросов и поглощений парниковых газов или существования, прав и обязанностей, полноты, точности и распределения для хранения, если это не указано в оценке рисков или свидетельстве, полученном в процессе верификации.

<64> Приведенный ниже текст является примером отрицательной формы заключения.

На основе выполненных процессов и процедур отсутствуют свидетельства, что заявление в отношении парниковых газов:

- не является верным в существенных аспектах и не является объективным представлением данных и информации по парниковым газам;

- подготовлено без применения соответствующих международных стандартов по количественному определению парниковых газов, мониторингу и отчетности или соответствующих национальных стандартов и практик.