III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

23. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) самообследование;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

ж) меры стимулирования добросовестности.

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

24. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год и утверждается не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.03.2025 N 283, от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контролирующего органа и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 3-дневний срок со дня его утверждения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о государственном контроле.

(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Подача контролируемым лицом возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и рассмотрение указанного возражения осуществляется в следующем порядке:

а) возражение подается (направляется) контролируемым лицом в контролирующий орган, направивший предостережение в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в возражении указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) результаты рассмотрения возражения используются контролирующим органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.

28. Возражение, предусмотренное пунктом 27 настоящего Положения, рассматривается контролирующим органом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.

29. По результатам рассмотрения возражения, предусмотренного пунктом 27 настоящего Положения, контролирующий орган принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;

б) отказывает в удовлетворении возражения.

30. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 29 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, предусмотренное пунктом 27 настоящего Положения, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

31. Должностные лица контролирующего органа осуществляют консультирование контролируемых лиц по следующим вопросам:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) наличие и (или) содержание обязательных требований;

б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) содержание проверочных листов;

г) проведенных контрольных (надзорных) мероприятий и проводимых профилактических мероприятий.

32. Консультирование осуществляется:

а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;

б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;

в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

33. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа контролирующего органа, руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа.

Время, определенное контролирующим органом, для консультирования при личном обращении в контролирующий орган должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю.

Информация о времени консультирования при личном обращении размещается на стенде территориального органа контролирующего органа в доступном для граждан месте и на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет".

34. Должностные лица контролирующего органа предоставляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным подпунктом "г" пункта 31 настоящего Положения.

35. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев поступления запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

36. В случае поступления 5 и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контролирующего органа.

37. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам федерального контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта федерального контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а также осуществляет ознакомление с объектом федерального контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов федерального контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе контролирующего органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

(п. 37 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.

Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.

Осмотр и экспертиза в рамках обязательного профилактического визита могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

При проведении осмотра в рамках обязательного профилактического визита фотосъемка и видеозапись осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона о государственном контроле для контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона о государственном контроле для контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо контролирующего органа вправе не позднее 3 месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона о государственном контроле.

(п. 38 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

39. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797.

(см. текст в предыдущей редакции)

40. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.

Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Контролирующий орган рассматривает заявление о проведении профилактического визита в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита контролирующий орган в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 52.2 Федерального закона о государственном контроле.

Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом о государственном контроле.

Контролируемое лицо вправе отозвать заявление о проведении профилактического визита либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица инспектор проводит отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание.

Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.

В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты федерального контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

(п. 40 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

(см. текст в предыдущей редакции)

40(1). В соответствии со статьей 51 Федерального закона о государственном контроле контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 3 года с момента регистрации указанной декларации контролирующим органом.

В случае если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация соблюдения обязательных требований представляется контролируемым лицом в контролирующий орган в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

В случае аннулирования декларации соблюдения обязательных требований контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по истечении года со дня ее аннулирования.

(п. 40(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)

40(2). В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контролирующий орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), - присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, предоставление контролируемому лицу права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска объекта федерального контроля.

Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, принявшим декларацию соблюдения обязательных требований и соответствующим всем применимым к объекту федерального контроля критериям добросовестности.

Оценка добросовестности контролируемых лиц, владельцев объектов федерального контроля всех категорий риска, осуществляющих деятельность не менее 3 лет (далее - оценка добросовестности), проводится контролирующим органом, принявшим решение об отнесении объектов федерального контроля контролируемого лица к одной из категорий риска, на основании декларации соблюдения обязательных требований и критериев добросовестности, подтверждающих соответствие контролируемого лица, при условии заполнения контролируемым лицом опросной формы об объекте федерального контроля в личном кабинете контролируемого лица на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет".

Критериями добросовестности являются (если применимо к объекту федерального контроля):

отсутствие произошедших в течение 2 лет до даты проведения оценки добросовестности транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте по причине действия (бездействия) контролируемого лица;

отсутствие выявленных в течение одного года до даты проведения оценки добросовестности фактов несвоевременного представления контролируемым лицом в контролирующий орган документов и (или) сведений, представление которых предусмотрено частью 1 статьи 95 Федерального закона о государственном контроле;

предоставление контролируемым лицом доступа контролирующему органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии;

принятие в течение одного года до даты проведения оценки добросовестности контролируемым лицом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предложенных контролирующим органом в предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных контролируемому лицу, и сообщение о принятых мерах в контролирующий орган, если такие предостережения не были отозваны;

отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение одного года до даты проведения оценки добросовестности.

При соответствии всем применимым к объекту федерального контроля критериям добросовестности контролирующий орган принимает решение о применении мер стимулирования добросовестности.

В случае аннулирования декларации соблюдения обязательных требований контролируемого лица контролирующим органом принимается решение об отмене мер стимулирования добросовестности в отношении контролируемого лица.

Информация о применяемых контролирующим органом мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц (либо отмене указанных мер) размещается контролирующим органом на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" в срок не позднее 5-го рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

(п. 40(2) введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797)