I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим цель, принципы, задачи и основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на среднесрочную и долгосрочную перспективу, способы их эффективного достижения и решения.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

4. Повышение безопасности дорожного движения является важной составляющей обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации, таких как сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, а также комфортная и безопасная среда для жизни.

5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

6. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления и должны учитываться при разработке, корректировке и реализации других документов стратегического планирования.

7. Настоящая Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также совокупность направлений повышения безопасности дорожного движения, сформированных на основе передового отечественного опыта, лучших региональных практик, международных стандартов, положительного зарубежного опыта, результатов научных исследований и прогнозов социально-экономического развития.

8. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

1) активная мобильность - передвижение человека пешком, с использованием велосипеда, средства индивидуальной мобильности и других немоторизованных средств передвижения;

2) вызов безопасности дорожного движения - объективный фактор, обусловленный социально-экономическими, демографическими, научно-технологическими и иными изменениями, способный при определенных условиях привести к возникновению угрозы безопасности дорожного движения и требующий адаптации системы дорожного движения к его появлению;

3) грубое нарушение - нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, создающее непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям и характеризующееся наибольшей тяжестью последствий, в том числе нарушение, за совершение которого предусмотрены административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста либо уголовная ответственность;

4) группа риска - совокупность участников дорожного движения, которые ввиду физических, психофизиологических и (или) иных индивидуальных особенностей имеют более высокую вероятность стать участниками дорожно-транспортных происшествий;

5) дети - лица в возрасте до 16 лет;

6) дорожная инфраструктура - автомобильные дороги и улично-дорожная сеть;

7) дорожный риск - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах (автомобильных дорогах отдельных классов, категорий, значения, участках автомобильных дорог), в расчете на 100 километров соответствующих дорог;

8) лица старшего возраста - лица в возрасте 60 лет и старше;

9) начинающий водитель - лицо, управляющее транспортным средством и имеющее право на управление указанным транспортным средством менее двух лет;

10) отвлечение внимания - переключение внимания с контроля за дорожной ситуацией на другие факторы, в том числе связанные с использованием цифровых мобильных устройств, наушников, бортовых систем транспортных средств, просмотром наружной рекламы, расположенной в пределах автомобильных дорог;

11) проактивный подход - метод организации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, включающий в себя своевременное обнаружение и предотвращение угроз безопасности дорожного движения до их наступления, в первую очередь на основе мониторинга дорожного движения, анализа, прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с учетом происходящих и смоделированных процессов, развития технологий и иных факторов, способных оказать влияние на безопасность дорожного движения;

12) проектное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения - метод организации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, направленный на получение уникальных результатов по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий в условиях временных и ресурсных ограничений;

13) риски и угрозы безопасности дорожного движения - совокупность субъективных и объективных факторов, которые могут препятствовать достижению целей по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий и требуют целенаправленного воздействия в рамках реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

14) рискориентированный подход - метод организации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, включающий в себя принятие мер на основе оценки рисков и угроз безопасности дорожного движения в целях достижения максимального профилактического эффекта и оптимального использования ресурсов, задействованных в обеспечении безопасности дорожного движения;

15) система обеспечения безопасности дорожного движения - совокупность взаимодействующих субъектов, которые наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения и деятельность которых основана на единой координации и тесной связи с общественностью, коммерческими организациями и другими заинтересованными лицами и направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

16) систематические нарушения - неоднократное нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, совершенное за определенный период в количестве, которое с учетом особенностей соответствующих правоотношений свидетельствует об устойчивой модели противоправного поведения, создающей риски и угрозы безопасности дорожного движения;

17) социальный риск - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах общего пользования, в расчете на 100 тыс. человек постоянного населения Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) в среднем за отчетный год, в том числе в зависимости от социально-демографических характеристик;

18) субъекты системы обеспечения безопасности дорожного движения - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и органы местного самоуправления, созданные при них коллегиальные органы, а также организации, которые наделены полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения или деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения;

19) транспортный риск - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах общего пользования, в расчете на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств в Российской Федерации (субъекте Российской Федерации) по состоянию на конец отчетного года, в том числе в зависимости от категории (вида) транспортных средств и срока их эксплуатации;

20) тяжесть последствий - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в расчете на 100 лиц, погибших и раненных в них, за отчетный год;

21) улично-дорожная сеть - дороги, проходящие в границах населенного пункта;

22) управление в области обеспечения безопасности дорожного движения - процесс регулирующего и координирующего воздействия на систему дорожного движения посредством целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования, мониторинга и контроля в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения смертности от них;

23) уязвимые участники дорожного движения - лица, принимающие непосредственное участие в дорожном движении и подверженные более высокому риску травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия ввиду слабой физической защищенности от внешнего воздействия, в том числе пешеходы, велосипедисты, водители мототранспортных средств, лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности;

24) фотовидеофиксация - способ выявления и фиксации нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением.

9. Понятия "аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий)", "безопасность дорожного движения", "водитель транспортного средства", "дорожно-транспортное происшествие", "дорожное движение", "механическое транспортное средство", "обеспечение безопасности дорожного движения", "пассажир", "пешеход", "средство индивидуальной мобильности", "транспортное средство", "участник дорожного движения" используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".

10. Понятия "дорожная деятельность", "объекты дорожного сервиса" и "опорная сеть автомобильных дорог" используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

11. Понятия "мониторинг дорожного движения", "организация дорожного движения", "пропускная способность дороги" и "технические средства организации дорожного движения" используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

12. Понятия "погибший" и "раненый" используются в значениях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1502 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".