III. Вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения

79. Результаты анализа состояния безопасности дорожного движения, состояния и прогнозов развития ситуации в смежных отраслях позволяют выделить основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения на среднесрочный и долгосрочный периоды, в соответствии с которыми требуется проведение целенаправленной системной работы с учетом складывающейся ситуации и имеющих место ресурсных ограничений.

80. В рамках управления в области обеспечения безопасности дорожного движения выделены следующие основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения:

1) отсутствие комплексного и системного подхода к реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, обусловленное в том числе недостаточной заинтересованностью отдельных субъектов системы обеспечения безопасности дорожного движения, приоритетом решения узковедомственных задач и несогласованностью подходов к планированию и осуществлению соответствующей деятельности;

2) несоответствие нормативно-правового и технического регулирования потребностям обеспечения безопасности дорожного движения;

3) несоответствие уровня финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения поставленным целям по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий;

4) принятие решений в области обеспечения безопасности дорожного движения без учета результатов анализа ситуации, оценки последствий и прогнозов, в том числе в пользу конъюнктурных мер, игнорирование рискориентированного подхода;

5) неравномерное социально-экономическое, транспортное и градостроительное развитие субъектов Российской Федерации;

6) приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

7) дефицит кадров в области обеспечения безопасности дорожного движения и в транспортной отрасли в целом, а также их недостаточная подготовка, не соответствующая уровню решаемых задач;

8) недостаточное и несвоевременное внедрение достижений науки и техники в работу транспортного комплекса с учетом интересов повышения безопасности дорожного движения.

81. В рамках обеспечения безопасности участников дорожного движения выделены следующие основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения:

1) недостаточный уровень правосознания и правовой культуры участников дорожного движения;

2) увеличение численности групп риска и категорий уязвимых участников дорожного движения вследствие демографических, социально-экономических, миграционных и других изменений;

3) недооценка воспитательной составляющей в подготовке различных категорий участников дорожного движения;

4) приоритет количественных параметров оценки образовательной, воспитательной и профилактической работы над качественными.

82. В рамках обеспечения безопасности транспортных средств и услуг в сфере транспорта выделены следующие основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения:

1) значительная доля парка транспортных средств, имеющих большие сроки эксплуатации, и замедленное внедрение современных систем безопасности, не соответствующее объективным потребностям в повышении безопасности дорожного движения;

2) увеличение межсервисных интервалов и ухудшение качества проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств вследствие удорожания соответствующих услуг, распространения некачественных запасных частей и расходных материалов;

3) непрогнозируемое увеличение нагрузки на автомобильный транспорт, обусловленное в первую очередь ограничением использования других видов транспорта (воздушный, водный, железнодорожный) для перевозки пассажиров и грузов;

4) приоритетное использование личного транспорта вместо общественного транспорта и форм активной мобильности;

5) нерегулируемое обращение товаров и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности и (или) препятствующих обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе повышение популярности средств передвижения, не предназначенных для автомобильных дорог общего пользования.

83. В рамках обеспечения безопасности дорожной инфраструктуры выделены следующие основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения:

1) несоответствие дорожной инфраструктуры фактической интенсивности движения и потребностям населения и экономики, обусловленное в том числе переориентацией экономических связей;

2) несоответствие темпов развития дорожной инфраструктуры содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями и целями в области обеспечения безопасности дорожного движения;

3) отсутствие достаточной инфраструктуры для пешеходов, велосипедов, средств индивидуальной мобильности и иных форм активной мобильности;

4) недооценка важности разработки и внедрения объективных критериев для оценки состояния безопасности проектируемой и существующей дорожной инфраструктуры.

84. В рамках реагирования на дорожно-транспортные происшествия выделены следующие основные вызовы, риски и угрозы безопасности дорожного движения:

1) несвоевременность и недостаточное качество оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и их реабилитации;

2) отсутствие у участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий достаточных навыков и правовых гарантий для оказания первой помощи пострадавшим;

3) недостаточная согласованность экстренных оперативных служб при планировании и осуществлении мероприятий по реагированию на дорожно-транспортные происшествия.

85. Основными факторами риска в дорожном движении являются:

1) ошибки в выборе скоростного режима;

2) недооценка опасности при выезде на полосу встречного движения;

3) управление транспортным средством в состоянии опьянения;

4) условия, допускающие возможность наезда на пешехода;

5) игнорирование установленного порядка допуска к участию в дорожном движении;

6) систематические нарушения;

7) отвлечение внимания участников дорожного движения;

8) неиспользование ремней безопасности, мотошлемов, детских удерживающих систем (устройств).

86. К основным группам риска среди участников дорожного движения относятся:

1) уязвимые участники дорожного движения;

2) дети, начинающие водители, лица старшего возраста;

3) иностранные граждане;

4) лица, ранее совершавшие грубые нарушения и (или) систематические нарушения;

5) лица, склонные к употреблению алкогольной продукции, наркотических средств и (или) иных психоактивных веществ;

6) лица с ограниченными возможностями здоровья и лица, имеющие заболевания, в том числе препятствующие безопасному управлению транспортными средствами.