Информационное письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 07.11.2025 N 38475.ФБ.77/2025 "По организации работы федеральных учреждений МСЭ в части отдельных направлений комплексной реабилитации, включая профессиональную реабилитацию и трудовые рекомендации, а также информирование о них участников СВО"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 7 ноября 2025 г. N 38475.ФБ.77/2025

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МСЭ В ЧАСТИ

ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ И ТРУДОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

А ТАКЖЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ О НИХ УЧАСТНИКОВ СВО

В настоящее время пристальное внимание уделяется вопросам поддержки ветеранов специальной военной операции, признанных инвалидами (далее - инвалиды - участники СВО), в том числе вопросам их профессиональной реабилитации: профориентации, получении новой профессии, трудоустройства, организации своего дела.

Профессиональная реабилитация инвалидов - участников СВО имеет большую практическую значимость как для самого инвалида, так и для общества.

Особенность профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов - участников СВО заключается в том, что в основном это люди молодого возраста (от 18 до 44 лет), имеющие функциональные и психологические расстройств, связанные в большинстве случаев с политравмой. Наибольший удельный вес этой категории составляют инвалиды II группы.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) закреплено понятие "профессиональная реабилитация инвалидов" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление у инвалидов утраченных способностей к осуществлению профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональную ориентацию инвалидов, содействие в получении общего образования, профессионального образования, прохождении профессионального обучения, трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах).

В этой связи данные особенности учитываются при проведении медико-социальной экспертизы и разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА).

Раздел ИПРА "Профессиональная реабилитация и абилитация" содержит следующие позиции: профориентация, содействие в получении общего и профессионального образования, получении профессионального образования, трудоустройстве, производственная адаптация, рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, рекомендуемые условия труда, рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.

Данные рекомендации формируются по результатам проведения реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики на основании актуального профессионального статуса (уровень образования, наличие профессии до установления инвалидности, ее сохранность или утрата, мотивация инвалида на трудовую деятельность, для данной категории, также учитывается наличие/отсутствие вновь приобретенной военной специальности) и личного осмотра освидетельствуемого (при заочном освидетельствовании - изучение медико-экспертных документов).

Соответственно при разработке ИПРА специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (далее - учреждений МСЭ) должны подходить индивидуально и комплексно к объему реабилитационных мероприятий в том числе в части профессиональной реабилитации с детальным информированием участников СВО и членов их семей, учитывая возможные особенности их психоэмоционального состояния.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 64, а не п. 47 протокола, утв. Приказом Минтруда России от 04.07.2022 N 389н.

В тех случаях, когда инвалид - участник СВО вследствие инвалидизирующей патологии утратил способность выполнять свои служебные обязанности или осуществлять трудовую деятельность по профессии, предшествующей поступлению на военную службу, либо не имеющий профессионального образования и желающий получить новую профессию в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) с целью последующего трудоустройства начальным этапом решения данного вопроса является проведение учреждениями МСЭ реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики гражданина по результатам анализа его образовательных данных (раздел IV формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Минтруда России от 4 июля 2022 г. N 389н (далее - протокол)), профессиональных данных (раздел V протокола), сведений о трудовой деятельности за последние 12 месяцев (п. 47 протокола) и последующим соотнесением указанных сведений с клинико-функциональной патологией, приведшей к инвалидности, и возможности осуществления профессиональной деятельности:

1.1. работает по основной профессии (специальности, должности) без снижения квалификации и объема трудовой деятельности;

1.2. работает по основной профессии (специальности, должности) со снижением квалификации;

1.3. работает по основной профессии (специальности, должности) с уменьшением объема трудовой деятельности;

1.4. работает по основной профессии (специальности, должности) в специально созданных условиях;

1.5. работает по другой профессии (специальности, должности) без снижения квалификации и объема трудовой деятельности;

1.6. работает по другой профессии (специальности, должности) со снижением квалификации;

1.7. работает по другой профессии (специальности, должности) с уменьшением объема трудовой деятельности;

1.8. работает по другой профессии (специальности, должности) в специально созданных условиях;

1.9. работает по основной профессии (специальности, должности) при изменении условий труда;

1.10. работает по основной профессии (специальности, должности) при оснащении (оборудовании) специального рабочего места;

1.11. не работает.

На основании вышеизложенного делается вывод о целесообразности восстановления нарушенного профессионального статуса инвалида и направления его на профориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

Вместе с тем на этапе осуществления медико-социальной экспертизы процесс профессиональной реабилитации инвалидов - участников СВО в части профессиональной ориентации граждан осуществляется в виде проводимой специалистами по медико-социальной экспертизе реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики посредством анкетирования, тестирования, опроса, оценки состояния когнитивных функций освидетельствуемого, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования - аппаратно-программных комплексов.

Согласно положениям Федерального закона N 181-ФЗ профессиональная ориентация инвалидов - комплекс мероприятий и услуг, направленных на содействие инвалидам в профессиональном самоопределении, формирование у инвалидов мотивации в выборе сферы деятельности (профессии) с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей личности, имеющихся возможностей, степени расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, содействие в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования в целях трудоустройства.

В соответствии с положениями Закона о занятости одними из основных направлений государственной политики в сфере занятости населения являются:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в профессиональном развитии, включая профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;

обеспечение доступности и адресности мер государственной поддержки для граждан и работодателей.

Также согласно ст. 37 Закона о занятости специальные мероприятия по содействию занятости инвалидов включают в себя в том числе:

создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА;

сопровождение при содействии занятости инвалидов;

создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности;

организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы службы занятости осуществляют содействие в трудоустройстве инвалидов в государственные и муниципальные учреждения, на государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.

Процесс профессиональной реабилитации инвалида осуществляется в рамках положений Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы профессиональной деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, утвержденного приказом Минтруда России от 12 декабря 2024 г. N 694н, посредством предоставления мер социальной поддержки в виде следующих сервисов:

самостоятельное тестирование;

траектория профессиональной ориентации;

тестирование;

тренинги;

профтур;

образовательная траектория;

профессиональная консультация;

групповые мероприятия с учащимися.

Также в развитие положений Федерального закона N 181-ФЗ приказом Минтруда России от 7 мая 2025 г. N 298н утвержден Стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями (далее - Стандарт). Стандарт содержит конкретный перечень реабилитационных мероприятий по профессиональной ориентации (Профориентационная диагностика: первичная (входящая) повторная, (контрольная), информирование, консультирование, практические занятия (профориентационная коррекция), профессиональный отбор и профессиональный подбор). Каждое мероприятие учитывает специфику и потребности в профориентации для каждой целевой реабилитационной группы (далее - ЦРГ (в данном случае для ЦРГ 12 - 12.13 и ЦРГ 13 - 13.13). Содержание мероприятий направлено на формирование мотивации инвалида для продолжения трудовой деятельности, формирование осознанного выбора новой профессии (специальности), в том числе посредством ознакомления с профессиограммами, проведения профессиональных проб, анализа рынка востребованных и новых профессий. Практические занятия позволяют проводить коррекцию психических процессов, влияющих на профессионально-значимые качества, а также обучать инвалида навыкам самопрезентации при трудоустройстве (правильное составление резюме, портфолио, поведению на собеседовании и т.д.). Стандарт содержит также перечень обязательных специалистов, профессиональные компетенции которых позволят обеспечить качество оказания услуги на высоком уровне. Также дает указание на перечень оборудования и методик, которыми могут пользоваться специалисты при оказании услуги во всех ее трех формах (стационарно, полустационарно, на дому, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий). Важной особенностью рассматриваемого стандарта является возможность учитывать индивидуальные потребности инвалида при планировании количества мероприятий за счет использования диапазонного показателя количества мероприятий.

При признании гражданина инвалидом ему предлагается в ИПРА конкретный перечень мероприятий по профессиональной реабилитации - профессиональный маршрут с последующей реинтеграцией в социум. Вместе с тем государственную услугу по организации мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов - участников СВО осуществляют центры занятости населения субъектов Российской Федерации, являющиеся структурными подразделениями региональных органов исполнительной власти в сфере содействия занятости.

При формировании ИПРА специалисты учреждений МСЭ руководствуются Порядком разработки и реализации ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида, утвержденным приказом Минтруда России от 18 сентября 2024 г. N 466н (далее - Порядок разработки ИПРА). Формой ИПРА предусмотрены следующие мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов:

1) Профессиональная ориентация - комплекс мероприятий и услуг, направленных на содействие инвалидам, детям-инвалидам в профессиональном самоопределении, формирование у инвалидов мотивации в выборе сферы деятельности (профессии) с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей личности, имеющихся возможностей, степени расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, содействие в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования в целях трудоустройства.

В соответствии с показаниями для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в целях разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и критериев оценки ее эффективности, утвержденными приказом Минтруда России от 30 июля 2024 г. N 377н (далее - Показания), нуждаемость в мероприятиях по профессиональной ориентации определяется при наличии стойких умеренных, выраженных и значительно выраженных нарушениях: психических, языковых и речевых, сенсорных (слух, зрение), нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; сердечно-сосудистой системы; дыхательной системы; пищеварительной системы; эндокринной системы и метаболизма; системы крови и иммунной системы; мочевыделительной функции; функции кожи и связанных с ней систем; обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящих к ограничению жизнедеятельности 1, 2 степени выраженности в категории "способность к трудовой деятельности" и 3 степени выраженности в категории "способность к трудовой деятельности" (с возможностью выполнения элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц) у лиц, не имеющих или утративших профессию.

2) Содействие в получении профессионального образования - это услуга по профессиональной реабилитации.

В соответствии с Показаниями нуждаемость в содействии в получении профессионального образования определяется при наличии стойких умеренных, выраженных и значительно выраженных нарушений: психических, языковых и речевых, сенсорных (зрение, слух), нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; сердечно-сосудистой системы; дыхательной системы; пищеварительной системы; эндокринной системы и метаболизма; системы крови и иммунной системы; мочевыделительной функции; функции кожи и связанных с ней систем; обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности в категориях "способность к обучению", "способность к трудовой деятельности" 1, 2, 3 степени выраженности; стойкие умеренные, выраженные нарушения психических функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности в категориях "способность к обучению", "способность к трудовой деятельности" 1, 2 степени выраженности для лиц, не имеющих или утративших профессию.

3) Содействие в прохождении профессионального обучения.

В соответствии с Показаниями нуждаемость в содействии в прохождении профессионального обучения определяется при наличии стойких умеренных, выраженных и значительно выраженных нарушениях: психических, языковых и речевых, сенсорных (слух, зрение), нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; сердечно-сосудистой системы; дыхательной системы; пищеварительной системы; эндокринной системы и метаболизма; системы крови и иммунной системы; мочевыделительной функции; функции кожи и связанных с ней систем; обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящих к ограничению жизнедеятельности в категориях "способность к обучению", "способность к трудовой деятельности" 1, 2, 3 степени выраженности для лиц, не имеющих или утративших профессию.

4) Содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах) - нуждаемость в данном реабилитационном мероприятии определяется при стойких умеренных, выраженных и значительно выраженных нарушениях: психических, языковых и речевых, сенсорных (слух, зрение), нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; сердечно-сосудистой системы; дыхательной системы; пищеварительной системы; эндокринной системы и метаболизма; системы крови и иммунной системы; мочевыделительной функции; функции кожи и связанных с ней систем, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности в категории "способность к трудовой деятельности" 1, 2 степени выраженности (при ограничении в категории "способность к трудовой деятельности" 3 степени выраженности с возможностью выполнения элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц) для лиц в возрасте от 14 лет и старше, не состоящих в трудовых отношениях и выразивших свое согласие в предоставлении данных мероприятий.

В соответствии с "ГОСТ Р 53873-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов" содействие трудоустройству инвалидов - подбор инвалиду подходящего рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке, с учетом имеющихся нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности, в соответствии с ИПРА, выдаваемой учреждениями МСЭ, и закрепление на нем инвалида.

Подходящей для инвалида считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Содействие трудоустройству инвалидов включает в себя:

- консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства, информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

- содействие в поиске подходящей работы;

- психологическую поддержку;

- социальную адаптацию на рынке труда;

- формирование мотивации к труду и поддержание трудового стереотипа путем включения в оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство;

- развитие предпринимательских качеств, содействие самозанятости безработных граждан;

- организацию сопровождаемого содействия занятости инвалидов.

Вместе с тем обращаем внимание, что даже в том случае, если у инвалида-участника СВО на момент освидетельствования установлена отрицательная трудовая установка и отсутствует мотивация к осуществлению трудовой деятельности, специалистам учреждений МСЭ необходимо разъяснить инвалиду, что ИПРА носит рекомендательный характер и, при наличии в ИПРА рекомендации о содействии в трудоустройстве, гражданин может обратиться в центр занятости в течение всего срока действия документа.

5) Производственная адаптация - это комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление или формирование у инвалидов устойчивых компетенций по выполнению профессиональной деятельности соответствующих содержания, объема, характера в определенных условиях профессиональной среды (социальной и производственной) в целях максимально эффективной реализации трудовых возможностей.

В соответствии с Показаниями нуждаемость в производственной адаптации определяется при стойких выраженных и значительно выраженных нарушениях: психических, языковых и речевых, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; сердечно-сосудистой системы, приводящие к ограничению жизнедеятельности в категории "способность к трудовой деятельности" 2 степени выраженности (при ограничении способности к трудовой деятельности 3 степени выраженности с возможностью выполнения элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц); сенсорных функций (слух, зрение), приводящие к ограничению жизнедеятельности в категории "способность к трудовой деятельности" 1 степени выраженности у лиц в возрасте от 14 лет и старше.

При определении нуждаемости в оснащении специального рабочего места специалисты по медико-социальной экспертизы руководствуются Основными требованиями к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. N 685н, которые представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции. Например, требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению - слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению - слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами. В случае, если трудовые функции инвалидов по зрению - слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники - оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом.

В тех случаях, когда по результатам реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики выявляется, что инвалид - участник СВО на момент освидетельствования не трудоустроен (не работает), то в ИПРА необходимо обращать особое внимание на формирование рекомендаций по содействию в трудоустройстве.

В процессе формирования ИПРА инвалиду - участнику СВО по разделу "Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации" специалисты по медико-социальной экспертизе определяют противопоказанные виды трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектов, в которых указывают неблагоприятные (вредные) факторы в ходе производственного процесса оказывающие негативное влияние на состояние здоровья при той или иной инвалидизирующей патологии, например: неблагоприятные макро- и микроклиматические условия; интенсивная физическая нагрузка и эмоциональное напряжение, предполагающие высокие риски стрессовых ситуаций; наличие тепловых и электромагнитных излучений, ионизирующих и неионизирующих источников излучения, ультрафиолетовой радиации, повышенной инсоляции).

Также при необходимости отмечают характер патологии, который при выполнении определенных видов трудовой или профессиональной деятельности может привести к угрозе жизни самого человека и/или окружающих его людей, например: утрата зрительного контроля, слухового контроля, слухового и зрительного контроля; утрата двигательных функций верхних конечностей, нижних конечностей или утрата двигательных функций верхних и нижних конечностей одновременно; утрата экспрессивной речи (обеспечение речевых интеракций - коммуникаций).

Вместе с тем в Порядке разработки ИПРА указано, что в рекомендациях о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных по столбцу "Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности" таблицы, являются показанными для подбора инвалиду и ребенку-инвалиду с учетом нарушенных функций организма.

В целях оказания помощи специалистам органов службы занятости, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, осуществляющих профессиональную ориентацию, профессиональное образование и содействие трудоустройству инвалидов, по организации работы с инвалидами, в том числе по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности, для рационального подбора инвалидам рабочих мест в соответствии с оптимальными видами трудовой и профессиональной деятельности, рекомендуемыми условиями труда, а также работодателям для создания работающим инвалидам соответствующих условий труда и рабочих мест (в том числе специальных), приказом Минтруда России от 1 октября 2024 г. N 518 утверждены методические рекомендации по подбору рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам с учетом нарушенных функций организма и ограничений их жизнедеятельности.

Данные рекомендации содействуют координации работы специалистов органов службы занятости, учреждений МСЭ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей и учреждений реабилитации инвалидов по созданию условий для эффективного содействия трудоустройству инвалидов.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая возможность трудоустройства инвалидов по любым профессиям и должностям в зависимости от индивидуальных потребностей, возможностей и квалификации каждого инвалида.

Подбор специалистами органов службы занятости оптимальных для инвалида видов трудовой деятельности, а также нерекомендуемых и рекомендуемых условий труда осуществляется на основании ИПРА, разрабатываемой учреждениями МСЭ по результатам проведенной реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики.

Дополнительно реквизитами ИПРА предусмотрено указание рекомендуемых условий труда:

доступны виды трудовой деятельности в обычных условиях труда, которые рекомендуются при ограничении способности к трудоспособности 1 степени и определяются при необходимости снижения квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшения объема работы, неспособности продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

доступны виды трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, которые рекомендуются при ограничении способности к трудоспособности 2 степени и определяются при необходимости использования вспомогательных технических средств;

трудовая деятельность возможна при значительной помощи других лиц, данные рекомендации определяются при ограничении способности к трудоспособности 3 степени, то есть при возможности выполнения элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц.

При реализации мероприятий по профессиональной реабилитации возможно предоставление сопровождения, нуждаемость в котором определяется в том случае, если в ИПРА у инвалида определены ограничения 2 или 3 степени выраженности одной или нескольких следующих основных категорий жизнедеятельности: способности осуществлять самообслуживание, способности к самостоятельному передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности контролировать свое поведение, то есть для той категории инвалидов, которые нуждаются в постоянной или частичной посторонней помощи других лиц.

Порядок предоставления при необходимости инвалидам, нуждающимся в постоянной или частичной посторонней помощи, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида сопровождения при оказании услуг в рамках комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, утвержден приказом Минтруда России от 18 июля 2024 г. N 363н.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе проводится предварительный медицинский осмотр, который представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития у граждан.

Учитывая вышеизложенное, определение конкретных видов трудовой деятельности, которые способен выполнять инвалид, не входит в компетенцию учреждений МСЭ и является прерогативой учреждений здравоохранения.

Завершающим этапом формирования рекомендаций в ИПРА по профессиональной реабилитации является определение нуждаемости инвалида - участника СВО в рекомендациях по производственной адаптации.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588, при необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с уточнением характеристик ранее рекомендованных видов мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, в том числе мероприятий по профессиональной реабилитации, по заявлению инвалида либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, взамен ранее выданной ИПРА составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

В соответствии с п. 8 Порядка разработки ИПРА при необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также рекомендаций по профессиональной, социальной, социокультурной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной ИПРА разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Учитывая вышеизложенное, определение в ИПРА нуждаемости в проведении мероприятий по профессиональной реабилитации, которые не были рекомендованы в ранее разработанной ИПРА, возможно по заявлению инвалида (его законного или уполномоченного представителя).

Стоит отметить, что в настоящее время в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" реализован механизм размещения выписок из ИПРА и обеспечения доступа к содержащимся в них сведениям о рекомендованных реабилитационных мероприятиях с целью их реализации ответственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере содействия занятости населения.

При организации работы по информированию инвалидов - участников СВО необходимо предусмотреть возможность освещения отдельных вопросов законодательства в области медико-социальной экспертизы, мер социальной поддержки, социального обслуживания, предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, включая профессиональную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь и обеспечение техническими средствами реабилитации.

Информирование и консультирование инвалидов - участников СВО рекомендуется осуществлять по следующим вопросам:

о целях и задачах рекомендованных в ИПРА инвалида мероприятиях по профессиональной реабилитации (профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, противопоказанные виды трудовой и профессиональной деятельности, рекомендуемые условия труда, оснащение специального рабочего места, социально-психологическая и социально-производственная адаптация) при проведении освидетельствования с личным присутствием;

о возможности трудоустройства путем постановки на учет в органах занятости, а также о возможности обращения к нему органов службы занятости в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места (при согласии инвалида);

о реабилитационных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, о порядке приема и реабилитационных услугах, оказываемых в данных организациях.

Для организации работы по информированию инвалидов - участников СВО главным бюро МСЭ необходимо определить должностное лицо, ответственное за организацию в учреждении работы по информированию данных граждан, в том числе за размещение и обновление информации (при необходимости) по вопросам профессиональной реабилитации.

Размещение информации о профессиональной реабилитации инвалидов - участников СВО возможно в виде справочной информации, буклетов, брошюр, выдержек из соответствующих статей законодательных актов на информационных стендах в холлах учреждений, информационных панелях и терминалах, на официальных сайтах главных бюро МСЭ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Данная информация может распространяться и в рамках межведомственных соглашений, в организациях здравоохранения, социальной защиты населения, занятости населения, а также в рамках взаимодействия Главных бюро МСЭ с социальными координаторами филиалов Государственного фонда поддержки участников СВО "Защитники Отечества", находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в целях дальнейшей маршрутизации и сопровождения инвалидов данной категории в процессе осуществления реабилитационных мероприятий.

Информирование инвалидов - участников СВО, получивших инвалидность, осуществляется при их непосредственном обращении в учреждения МСЭ, путем ответа на письменные обращения, а также по телефону, включая выделенные "Горячие линии".

Данная работа проводится с соблюдением требований доступности для инвалидов в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 181-ФЗ в доступной и понятной форме. При необходимости в работе с лицами, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, используются соответствующие технические средства реабилитации, привлекаются тифло-, сурдопереводчики.

В соответствии со статьей 41 Закона о занятости на органы службы занятости возложены функции оказания индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности.

Органы службы занятости в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе участника СВО, ищущего работу, осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с порядком обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида, утвержденным приказом Минтруда России от 3 июля 2024 г. N 321н.

Учреждениями МСЭ для целей информирования участников СВО по вопросам комплексной реабилитации и абилитации рекомендуется использовать:

методологическое письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 29 августа 2022 г. N 33007.ФБ.77/2022 по особенностям разработки ИПРА участникам СВО по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;

методические рекомендации по перечню показанных видов и условий труда для участников специальной военной операции, получивших ранение (инвалидность), в которых отражена социально-психологическая специфика инвалидов - участников СВО, систематизирована классификация видов и условий труда, представлены рекомендации о показанных и противопоказанных видах и условиях трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма, обусловленных последствиями военной травмы, полученной в ходе СВО, а также изложены подходы в преемственности военных и гражданских специальностей в ситуации перехода инвалидов, имеющих статус военнослужащих, с военной службы к гражданской жизни, размещенные на официальном сайте ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Одновременно информируем, что в своей работе специалисты учреждений МСЭ могут использовать как положения вышеупомянутого Стандарта, так и положения следующих стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов - участников СВО:

Стандарт оказания услуги по социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 13 мая 2025 г. N 302н;

Стандарт оказания услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 10 апреля 2025 г. N 196н;

Стандарт оказания услуги по социально-средовой реабилитации и абилитации инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 7 апреля 2025 г. N 179н;

Стандарт оказания услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 24 марта 2025 г. N 141н;

Стандарт оказания услуги по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 6 июня 2025 г. N 366н;

Стандарт оказания услуги по слухопротезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 18 июня 2025 г. N 381н;

Стандарт оказания услуги по ортезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, утвержденный приказом Минтруда от 18 июня 2025 г. N 380н.

Необходимо отметить, что работа, организованная учреждениями МСЭ, по информированию инвалидов - участников СВО является важной составляющей всего реабилитационного процесса и направлена на максимально возможное формирование у рассматриваемой категории граждан приверженности к реабилитации и социальной адаптации.

И.о. руководителя -

главного федерального эксперта

по медико-социальной экспертизе

М.А.ДЫМОЧКА