XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан
185. Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций <*>, поступивших в Министерство обороны непосредственно, принятых (поступивших) при личном приеме или поступивших (переадресованных) из других государственных органов, органов местного самоуправления или от должностных лиц (в том числе от сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы). В этих целях в Министерстве обороны организуются личный прием граждан руководящими и иными должностными лицами Министерства обороны и работа с обращениями.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Регламента, если не оговорено особо, обращения граждан и организаций будут именоваться обращениями.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
При необходимости государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, направившие (переадресовавшие) обращение, информируются о результатах рассмотрения обращения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.07.2020 N 354)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан, организаций и Министерства обороны, определенные административными регламентами Министерства обороны по осуществлению федерального государственного надзора и по предоставлению государственных услуг (до признания их утратившими силу) или издаваемыми взамен них нормативными правовыми актами Министерства обороны.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок предоставления гражданам и организациям по их запросам информации о деятельности Министерства обороны (его территориального органа), в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с разделом XVI настоящего Регламента.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
186. Обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан, адресованных Министру обороны Российской Федерации, в Министерство обороны, поступивших (переадресованных) из других государственных органов, органов местного самоуправления или от должностных лиц (в том числе от сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы), разрешение которых находится в компетенции Министерства обороны, а также координация деятельности органов военного управления (в том числе главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил), а также управлений военных округов по рассмотрению обращений граждан и принятия по ним мер возлагаются на Департамент Министерства обороны по работе с обращениями граждан (общественную приемную Министра обороны Российской Федерации) (далее - Департамент Министерства обороны по работе с обращениями граждан).
Обращения в зависимости от содержания представляются Министру обороны Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, либо направляются Аппаратом Министерства обороны (Департаментом Министерства обороны по работе с обращениями граждан, Управлением делами Министерства обороны в соответствии с их функциями) для рассмотрения и ответа (доклада) иным должностным лицам Министерства обороны, органам военного управления, в компетенцию которых входят поставленные в обращениях вопросы и их разрешение.
Обращения могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в ФСТЭК России и подведомственные Министерству обороны организации, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
(п. 186 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
187. Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных органов военного управления, ФСТЭК России, должностных лиц, не могут направляться этим органам и должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
188. Обращения, содержащие обжалование правовых актов Министерства обороны, направляются в соответствующие органы военного управления для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается руководящим должностным лицом Министерства обороны в пределах его компетенции с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
189. Ответ по существу вопроса не дается на поступившее в Министерство обороны обращение:
если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение;
содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений <*>.
(п. 189 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<*> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", абзац первый пункта 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
189(1). В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководящее должностное лицо Министерства обороны либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Министерство обороны или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение <*>.
(п. 189(1) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
--------------------------------
<*> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", абзац первый пункта 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(2). Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения <*>.
(п. 189(2) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
--------------------------------
<*> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", абзац первый пункта 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(3). В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на сайте Министерства обороны, гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается адрес сайта Министерства обороны, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается <*>.
(п. 189(3) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
--------------------------------
<*> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", абзац первый пункта 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(4). В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении гражданина вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, он вправе вновь направить обращение в Министерство обороны <*>.
(п. 189(4) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
--------------------------------
<*> Статья 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", абзац первый пункта 12.3 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(5). Основаниями для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пунктах 189 - 189(2) настоящего Регламента, также могут являться <*>:
--------------------------------
<*> Пункт 12.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;
невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
(п. 189(5) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(6). Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством обороны по обращениям в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
В Министерстве обороны, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители органов военного управления информируют об этом заявителей.
(п. 189(6) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
189(7). При выявлении признаков обращения, не подлежащего рассмотрению либо ответу по существу вопроса, руководители органов военного управления сообщают об этом заявителям без направления обращений на рассмотрение либо переадресации их в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.
(п. 189(7) введен Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
190. Обращение, поступившее в Министерство обороны, регистрируется в установленном порядке в течение 3 дней с даты поступления.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
191. Обращение, содержащее вопросы, не входящие в компетенцию Министерства обороны, направляется в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем сообщается автору обращения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414.
(см. текст в предыдущей редакции)
192. Обращение рассматривается в Министерстве обороны в течение 30 дней с даты его регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен должностным лицом Министерства обороны в соответствии с его полномочиями и компетенцией, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления <*>.
(п. 192 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<*> Абзац пятый пункта 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
193. Министерство обороны осуществляет прием обращений непосредственно от граждан в форме электронных документов на сайте Министерства обороны с заполнением обязательных реквизитов исключительно через авторизацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" <*>, а также обеспечивает возможность направления и прием обращений организаций в форме электронных документов через сайт Министерства обороны в соответствии с пунктом 214 настоящего Регламента.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<*> Требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977.
(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Министерство обороны или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Министерство обороны или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в Министерство обороны или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на сайте Министерства обороны.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 26.04.2018 N 232)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414.
(см. текст в предыдущей редакции)
194. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении дополнительное рассмотрение разрешенных обращений проводится в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативно-правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
195. В Министерстве обороны обеспечивается учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе следующие сведения:
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) количество и характер рассмотренных обращений;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) количество и характер решений, принятых по обращениям Министерством обороны в пределах его полномочий;
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) количество и характер судебных споров с гражданами и организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.
Органы военного управления организуют учет и анализ этих вопросов по направлению деятельности и при наличии недостатков подготавливают предложения, направленные на их устранение, в том числе в области нормативно-правового регулирования.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
196. Органы военного управления, в том числе главные командования видов Вооруженных Сил, командования родов войск Вооруженных Сил, а также управления военных округов ежеквартально направляют в Департамент Министерства обороны по работе с обращениями граждан доклады с обобщенными результатами рассмотрения обращений граждан.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
Департамент Министерства обороны по работе с обращениями граждан обобщает результаты поступивших докладов и ежеквартально представляет их в установленном порядке Министру обороны Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
197. Личный прием граждан руководящими должностными лицами Министерства обороны ведется в установленные дни по графикам, ежеквартально утверждаемым Министром обороны Российской Федерации. Запись граждан на личный прием и организация личного приема граждан обеспечиваются Департаментом Министерства обороны по работе с обращениями граждан на основании письменных обращений граждан и решения руководящего должностного лица Министерства обороны. Организация исполнения решений по результатам личного приема граждан возлагается на руководителей органов военного управления, иных должностных лиц Министерства обороны, в компетенцию которых входят рассмотренные вопросы, а контроль за указанным исполнением - на Департамент Министерства обороны по работе с обращениями граждан.
Личный прием граждан руководителями органов военного управления осуществляется по предварительной записи. Предварительная запись осуществляется уполномоченным должностным лицом на основании обращения, в котором излагается содержание вопроса.
Личный прием граждан иными должностными лицами Министерства обороны ведется в установленные ими дни недели. Организация размещения на сайте Министерства обороны информации о времени и месте личного приема граждан должностными лицами органов военного управления осуществляется Департаментом Министерства обороны по работе с обращениями граждан на основании ежеквартально представляемых органами военного управления данных.
В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение руководителям органов военного управления и иным должностным лицам Министерства обороны.
В случае если поставленные на личном приеме вопросы не входят в компетенцию Министерства обороны, гражданину дается разъяснение, в какой государственный орган, орган местного самоуправления или к какому должностному лицу и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема должностное лицо может не принимать повторное обращение гражданина в случае, если срок предоставления ответа на ранее поданное по данному вопросу обращение не истек.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
(п. 197 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2025 N 414)
(см. текст в предыдущей редакции)
198. Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) военнослужащих осуществляется с учетом особенностей, определенных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2018, N 5, ст. 738), в части, не противоречащей Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875