Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Каждый комплект включает шесть тем (по две темы из каждого раздела банка):

Темы 1, 2 "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека".

Темы 3, 4 "Семья, общество, Отечество в жизни человека".

Темы 5, 6 "Природа и культура в жизни человека".

Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования.

Темы для итогового сочинения должны:

соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Разработаны новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 "Природа и культура в жизни человека" (подраздел 3.3 "Искусство и человек") закрытого банка тем итогового сочинения. Следует учитывать, что темы, близкие литературным темам, изначально присутствуют в разных разделах закрытого банка тем итогового сочинения. Примеры приведены в таблице:

Подраздел банка

Примеры литературных тем

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Близки ли Вам представления автора романа "Война и мир" о подлинной красоте человека?

3.3. "Искусство и человек"

Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте.

3.4. "Язык и языковая личность"

Речь кого из известных Вам людей или литературных героев Вы бы назвали образцовой?

Примеры новых формулировок литературных тем:

1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: "Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас"?

2. И.А. Бунин писал: "Если человек не потерял способности ждать счастья - он счастлив". Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?

3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: "Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой"?

Указанные темы не требуют обновления системы оценивания итогового сочинения. Они соответствуют литературоцентричному и надпредметному характеру итогового сочинения, имеют этико-философскую направленность, не дублируют существующие подходы к формулировкам тем сочинений в разных формах ГИА и предоставляют возможность широкого выбора литературного материала (учитывают читательские предпочтения и потенциальную возможность опоры на произведения из школьной программы).

Новые формулировки литературных тем будут включены не в каждый комплект тем итогового сочинения 2025/26 учебного года (на позициях 5, 6 комплекта тем могут быть темы не только из подраздела 3.3 раздела 3 закрытого банка тем итогового сочинения).

В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем:

НОМЕР

ТЕМА

128

Разделяете ли Вы убеждение автора романа "Война и мир" в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?

230

Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть - значит научиться нести ответственность за других?

323

Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?

425

Событие отечественной истории, запечатленное в искусстве.

504

В чем заключается нравственная ответственность ученого за результаты своей деятельности?

605

Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: "Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас"?

Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему "Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?" (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу 3).

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. Приложение 1).