Срок действия документа ограничен 31 декабря 2027 года.

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 1 сентября 2025 г. N 525н

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО
ПРОЕКТА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и проведения мониторинга реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее соответственно - мониторинг, пилотный проект) в пилотных регионах, определенных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (далее соответственно - постановление Правительства N 2339, пилотные регионы), а также порядок представления результатов мониторинга в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

2. Мониторинг проводится в целях осуществления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации контроля за реализацией пилотного проекта, включая выявление и оценку возможных рисков при реализации пилотного проекта, определение мер по их минимизации, в том числе предотвращение случаев нарушения прав детей-инвалидов на получение услуг по комплексной реабилитации и абилитации в полном объеме в рамках пилотного проекта.

3. Участниками мониторинга являются:

а) главные бюро медико-социальной экспертизы пилотных регионов (далее - главные бюро);

б) организации, предоставляющие услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов в пилотных регионах (далее - организации), в которых реализуется электронный сертификат, предусмотренный Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (далее - электронный сертификат), для оплаты услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов;

в) федеральные учреждения, предоставляющие услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - федеральные учреждения), в которых реализуется электронный сертификат для оплаты услуг по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов;

г) федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Федеральное бюро);

д) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Отчетными периодами мониторинга являются первое полугодие календарного года (1 января - 30 июня) и календарный год (1 января - 31 декабря).

5. Мониторинг включает в себя сбор, обработку и анализ следующей информации:

сведения о степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности детей-инвалидов, которым при проведении медико-социальной экспертизы определены целевые реабилитационные группы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

сведения о нуждаемости детей-инвалидов, которым при проведении медико-социальной экспертизы определены целевые реабилитационные группы, в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

сведения о численности детей-инвалидов, которым при проведении медико-социальной экспертизы установлены медицинские противопоказания для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку);

сведения о численности детей-инвалидов, которым при проведении медико-социальной экспертизы установлены цели оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку);

сведения о результатах оценки главными бюро достижения целей оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку);

сведения о результатах проведенных консультаций главных бюро в Федеральном бюро по вопросам комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку);

сведения о численности детей-инвалидов, обратившихся в организацию (федеральное учреждение) за предоставлением услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку);

сведения о фактической продолжительности курсов оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации, предоставленных в стационарных условиях детям-инвалидам, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящему Порядку);

сведения о фактической продолжительности курсов оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации, предоставленных в полустационарных условиях детям-инвалидам, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к настоящему Порядку);

сведения о численности детей-инвалидов, получивших услуги по комплексной реабилитации и абилитации, и количестве фактически проведенных реабилитационных и абилитационных мероприятий в рамках оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящему Порядку);

сведения о результатах оценки главными бюро полноты и эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 11 к настоящему Порядку);

сведения о восстановлении, компенсации нарушенных функций организма у детей-инвалидов, получивших услуги по комплексной реабилитации и абилитации, по результатам повторного проведения медико-социальной экспертизы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 12 к настоящему Порядку).

6. Сбор, обработка и анализ сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка (далее - сведения), осуществляются в отношении детей-инвалидов в возрасте от 4 до 17 лет, которым впервые установлена категория "ребенок-инвалид".

7. Сведения представляются в Федеральное бюро, а при наличии технической возможности размещаются в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" <1>:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2386 "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа).

главными бюро (рекомендуемые образцы приведены в приложениях NN 1 - 5, N 11 и N 12 к настоящему Порядку);

организациями и федеральными учреждениями (рекомендуемые образцы приведены в приложениях NN 7 - 10 к настоящему Порядку).

8. Сведения представляются, а при наличии технической возможности размещаются на единой цифровой платформе главными бюро, организациями и федеральными учреждениями в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предусмотренным пунктом 4 настоящего Порядка.

9. Федеральное бюро осуществляет обработку, обобщение и анализ сведений, поступивших от главных бюро, организаций и федеральных учреждений (при наличии технической возможности - размещенных на единой цифровой платформе), и на их основе формирует сведения о результатах проведенных консультаций главных бюро в Федеральном бюро по вопросам комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в разрезе целевых реабилитационных групп (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку), и аналитические материалы за отчетный период, предусмотренный пунктом 4 настоящего Порядка (далее - аналитические материалы), для последующего их направления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

10. Аналитические материалы включают:

анализ структуры контингента детей-инвалидов, включенных в пилотный проект, в разрезе установленных им при проведении медико-социальной экспертизы ограничений основных категорий жизнедеятельности, возрастных групп, нуждаемости в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации;

анализ основных затруднений, возникающих у главных бюро при определении детям-инвалидам целевых реабилитационных групп, определения нуждаемости в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации, медицинских противопоказаний для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации и других затруднений, требующих консультативного заключения Федерального бюро с учетом поступивших форм направлений медико-экспертных документов главными бюро в Федеральное бюро для получения консультативного заключения по вопросам комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида <2>;

--------------------------------

<2> Приложение N 5 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2024 г. N 46н "Об утверждении форм документов для организации и приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов и порядка их формирования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный N 78366).

анализ контингента детей-инвалидов, в отношении которых установлена нуждаемость в сложных видах реабилитации и абилитации, предоставляемых федеральными учреждениями;

анализ данных об обращаемости детей-инвалидов (в разрезе целевых реабилитационных групп), а также их родителей (законных или уполномоченных представителей) в организации (федеральные учреждения) за предоставлением услуг по комплексной реабилитации и абилитации, о востребованности услуг по комплексной реабилитации и абилитации, предоставляемых с использованием электронного сертификата;

анализ фактической продолжительности курсов оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (в разрезе целевых реабилитационных групп) в стационарных и полустационарных условиях и полноты реализации электронного сертификата;

анализ полноты оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам в организациях (федеральных учреждениях) в соответствии со стандартами их предоставления, утверждаемыми в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства N 2339;

анализ эффективности оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам, а также причин их возможной неэффективности;

анализ достижения целей оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам, а также причин их возможного недостижения;

анализ сведений о восстановлении, компенсации нарушенных функций организма у детей-инвалидов, в пользу которых приобретались услуги по комплексной реабилитации и абилитации, по результатам повторного проведения медико-социальной экспертизы (в разрезе возрастных групп и целевых реабилитационных групп детей-инвалидов);

оценку рисков и проблем, возникших при реализации пилотного проекта, и предложения по их минимизации.

11. Обобщенные сведения и аналитические материалы направляются Федеральным бюро в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предусмотренным пунктом 4 настоящего Порядка.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам изучения представленных Федеральным бюро сведений и аналитических материалов:

а) оказывает методическую помощь участникам пилотного проекта в реализации мероприятий пилотного проекта;

б) формирует промежуточные сводные аналитические материалы о реализации пилотного проекта за соответствующий период в течение 15 календарных дней с даты поступления сведений и аналитических материалов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;

в) после завершения пилотного проекта, но не позднее чем через 6 месяцев после истечения срока его проведения представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах реализации пилотного проекта в соответствии с абзацем четвертым пункта 9 постановления Правительства N 2339.