I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической
деятельности контрольного (надзорного) органа,
характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение N 997);
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.
В соответствии с Положением N 997 предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определены Положением N 997.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2024 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Таким образом, в 2024 году количество контролируемых лиц, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, увеличилось и составило 3,6% от общего количества контролируемых лиц (в 2023 году - 3%).
Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем, согласно пункту 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
В соответствии с пунктом 3 постановление N 336 в 2022 - 2024 гг. в рамках видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;
б) без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
В 2024 году (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с выявлением соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, по согласованию с органами прокуратуры приняты решения о проведении 43 внеплановых документарных проверок контролируемых лиц в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий:
образовательным организациям, допустившим нарушения, выданы предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
возбуждено 19 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов организации назначено 3 административных наказания в виде предупреждения, 3 организации подвергнуты административному штрафу на общую сумму 105 тыс.руб.
одна образовательная организация устранила нарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в пяти организациях нарушений обязательных требований не выявлено;
составлено 10 актов о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с непредставлением истребуемых документов. Распоряжениями Рособрнадзора 5 организациям приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности сроком на 3 месяца; 1 организации приказом Рособрнадзора действие лицензии прекращено.
Руководствуясь требованиями пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 постановления N 336, по согласованию с органами прокуратуры проведены 3 внеплановые документарные и 1 выездная проверка исполнения предписаний Рособрнадзора об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, по результатам которых установлен факт неисполнения предписаний. Образовательным организациям вновь выданы предписания об устранении выявленных нарушений, составлены протоколы об административном правонарушении в связи с неисполнением предписаний (постановлениями судебных органов две организации подвергнуты административному наказанию в виде штрафа на общую сумму 11 т.р.). Распоряжениями Рособрнадзора сроком на один год запрещен прием в 3 организации, из них 1 организации на три месяца приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Одной образовательной организации на основании заявления руководителя организации приказом Рособрнадзора прекращено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29.07.2024 N ДЧ-П8-24351, приказа Рособрнадзора от 02.08.2024 N 1640 "Об организации выполнения поручения Правительства Российской Федерации" и на основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 постановления N 336 проведены 1 внеплановая выездная и 2 документарные проверки в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам проведенных проверок:
образовательным организациям выданы предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, материалы которых направлены в судебные инстанции.
На основании части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 61 Положения N 997 Рособрнадзором в 2024 году (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении 72 организаций, осуществляющей образовательную деятельность, и 4-х филиалов организаций.
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Рособрнадзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Мониторинг безопасности относится к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом.
Образовательным организациям, в которых по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) были выявлены нарушения, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, копии которых направлены учредителям образовательных организаций.
По результатам мониторинга безопасности, проведенного в отношении 2 организаций, нарушений обязательных требований не выявлено.
На основании заявления председателя ликвидационной комиссии 1 образовательной организации, в отношении которой был осуществлен мониторинг безопасности, приказом Рособрнадзора действие лицензии на осуществление организацией образовательной деятельности прекращено.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе наблюдения за соблюдение обязательных требований (мониторинга безопасности), были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно:
Федерального закона N 273-ФЗ;
Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (далее - Положение о лицензировании);
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802;
Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее - Правила формирования ФИС ФРДО, ФИС ФРДО);
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441;
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076;
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.08.2021 N 721;
Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245;
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636;
Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.07.2021 N 670;
приказа Минздрава России от 06.09.2013 N 635н "Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов";
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 (срок действия приказа истек 01.09.2024) (далее - Требования к сайту N 831).
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 4 августа 2023 г. N 1493 (вступили в силу 01.09.2024) (далее - Требования к сайту N 1493);
Аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 18.04.2023 N 409;
федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и др.
Информация о проведенных Рособрнадзором контрольных (надзорных) мероприятиях и принятых по их результатам мерах регулярно размещалась на официальном сайте ведомства.
В соответствии с запросами Генеральной прокуратуры Российской Федерации представители Рособрнадзора приняли участие в совместных проверках, проводимых прокуратурой г. Санкт-Петербурга, прокуратурой г. Москвы и прокуратурой Краснодарского края, по результатам которых соответствующая информация направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2024 году в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, Рособрнадзор на постоянной основе актуализировал перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28 февраля 2023 г.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу. Так, в целях информирования контролируемых лиц в 2024 году на официальном сайте Рособрнадзора размещено более 70 информационных материалов об издании и внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования: Федеральный закон N 273-ФЗ, Положение о лицензировании, Правила формирования ФИС ФРДО, порядки приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования; об утверждении и внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и др.;
актуализированный перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (с изменениями, утвержденными руководителем Рособрнадзора);
проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 2 мая 2024 г. N 955 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2024 г., регистрационный N 78966) (далее - приказ N 955), и информация для контролируемых лиц об издании приказа N 955;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Рособрнадзора от 4 октября 2021 г. N 1336 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2021 г., регистрационный N 66439), с изменениями, утвержденными приказом Рособрнадзора от 17 сентября 2024 N 1801 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября 2021 г. N 1336" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2024 г., регистрационный N 79831); порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 12 сентября 2024 г.;
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2024 год, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 20 декабря 2023 г., с изменениями, утвержденными руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 1 июля 2024 г., 24 октября 2024 г.;
актуализированный исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
актуализированная информация о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 6 марта 2024 N 478;
доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 контролируемым лицам (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) объявлено 509 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Контролируемые лица подали в Рособрнадзор 23 возражения в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения 19 возражений в отношении предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении.
Возражения 4 контролируемых лиц были удовлетворены, предостережения отменены.
По информации образовательных организаций и их учредителей, предоставленной в Рособрнадзор в уведомлениях об устранении нарушений обязательных требований, в отношении должностных лиц организаций проведены служебные проверки, приняты меры дисциплинарного характера, вплоть до увольнения ответственных сотрудников, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
На официальном сайте Рособрнадзора размещена обзорная информация о предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных образовательным организациям.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 30 обязательных профилактических визитов (по состоянию на 1 декабря 2024 г.). В ходе профилактических визитов контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска
Профилактические визиты по заявлению контролируемого лица в 2024 году не проводились ввиду отсутствия заявлений контролируемых лиц о проведении профилактического визита.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2024 году (по состоянию на 1 декабря 2024 г.) осуществлялось консультирование в устной форме на личном приеме (2 консультирования), а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих материалов разъяснительного характера:
разъяснения Рособрнадзора: о проведении профилактического визита, в том числе - по заявлению контролируемого лица; о возможности использования проверочных листов в целях добровольного определения уровня соблюдения образовательными организациями обязательных требований; о порядке осуществления консультирования контролируемых лиц;
разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
разъяснения Рособрнадзора по однотипным вопросам контролируемых лиц, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
разъяснения Минобрнауки России и Минпросвещения России: по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных Правилами применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; по вопросу предоставления академического отпуска обучающимся и др.
Кроме того, соответствующие разъяснения Рособрнадзора о порядке осуществления консультирования и проведения профилактического визита в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования направлены федеральным органам исполнительной власти, имеющим в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России.
В 2024 году Рособрнадзором на постоянной основе осуществлял мониторинг внесения образовательными организациями сведений в ФИС ФРДО, в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ФИС ГИА и приема), а также мониторинг размещения на официальном сайте образовательной организации информации в соответствии с Требованиями к сайту N 831 и Требований к сайт N 1493, по результатам которых руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, неоднократно направлялись письма: об отсутствии в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных в 2023 и 2024 гг.; об отсутствии в ФИС ГИА и приема сведений о зачисленных абитуриентах; об отсутствии на официальном сайте организации информации, предусмотренной Требованиями к сайту N 831 и Требований к сайту N 1493. Информация о контролируемых лицах, не представивших сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в ФИС ФРДО, направлялась также Рособрнадзором в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по компетенции.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований Рособрнадзором подготовлены и размещены на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций:
рекомендации образовательным организациям по выполнению установленных требований в части обеспечения безопасности персональных данных при внесении сведений в ФИС ФРДО;
Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (актуализированы в связи вступлением в силу с 01.09.2024 Требований к сайту N 1493), разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с размещением на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации в виде электронных документов, а также утвержденные руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 11.11.2024 официальные разъяснения обязательных требований по соблюдению образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования в части информационной открытости образовательной организации.
В Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минэкономразвития России и Минюст России направлено письмо Рособрнадзора о необходимости усиления контроля за предоставлением образовательными организациями сведений в ФИС ФРДО и об ужесточении ответственности за непредоставление таких сведений.
14 июня 2024 года заключено Соглашение об информационном взаимодействии между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки о предоставлении сведений о численности выпускников, указанных в формах федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и N 1-ПК "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам", предметом которого является информационное взаимодействие, направленное на обмен информацией в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Рособрнадзором, при проведении мониторинга внесения организациями в полном объеме сведений в ФИС ФРДО.
8 июля 2024 года заключено Соглашение об информационном взаимодействии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при предоставлении сведений, содержащихся в ФИС ФРДО, в целях отображения указанных сведений в ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В преддверии приемной кампании 2024/2025 гг. Рособрнадзор направил руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и разместил на своем официальном сайте письма:
о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации при приеме на обучение;
о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации при приеме на обучение иностранных граждан;
разъяснения Минобрнауки России по порядку учета индивидуальных достижений при приеме на обучение в 2024/25 учебном году;
информация о внесении изменений в Федеральный закон N 273-ФЗ в части организации приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Основываясь на поступившей в Рособрнадзор информации, в Минобрнауки России и Минпросвещения России направлено письмо о необходимости внимательного подхода к подготовке сотрудников подведомственных образовательных организаций для выступлений перед иностранной аудиторией и координации их международной деятельности с МИД России.
В марте 2024 года Рособрнадзором организован и проведен онлайн-семинар для контролируемых лиц по вопросам предупреждения нарушений требований законодательства об образовании, в котором приняли участие представители образовательных организаций всех уровней образования, расположенных на территориях всех субъектов Российской Федерации, в т.ч. в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской области и Запорожской области (более 2000 представителей образовательных организаций). На официальном сайте Рособрнадзора размещены 4 презентации по итогам онлайн-семинара.
В мае 2024 года проведен онлайн-семинар по вопросам организации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, в том числе в части организации противодействия идеологии терроризма среди обучающихся и профессорско-преподавательского состава, в котором, помимо представителей образовательных организаций (около 350 руководителей образовательных организаций и структурных подразделений, занимающихся вопросами воспитательной работы), приняли участие представители Национального антитеррористического комитета. Презентационные материалы по итогам онлайн-семинара также размещены на официальном сайте Рособрнадзора.
Представитель Рособрнадзора принял участие в совещании руководителей заграншкол, организованном МИД России в августе 2024 года, где выступил с докладом на тему "Результаты федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2024 году" (общее количество участников - более 150 чел).
Рособрнадзором проведено всероссийское совещание с представителями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в сентябре 2024 г., на котором в том числе рассматривался вопрос "Опыта осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования".
В соответствии с пунктом 25(1) Положения N 997 Рособрнадзором проведена оценка добросовестности контролируемых лиц путем сопоставления их характеристик с установленными критериями добросовестности:
выполнение контролируемым лицом аккредитационных показателей, установленных по результатам аккредитационного мониторинга, предусмотренного частью 3 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ;
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 273-ФЗ, а не N 173-ФЗ.
своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования, предусмотренные частями 2 и 9 статьи 98 Федерального закона N 173-ФЗ;
выполнение контролируемым лицом не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.
В ходе оценки добросовестности контролируемых лиц установлено отсутствие контролируемых лиц, соответствующих одновременно всем критериям добросовестности.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования размещена на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875