--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополнятся в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
24.09.2025, ночью, в визуальных метеоусловиях, на аэродроме Москва (Шереметьево) произошел авиационный инцидент, связанный со столкновением самолета A-330-300 B-0198 авиакомпании "Hainan Airlines" (Китайская Народная Республика) с самолетом RRJ-95B RA-89112 АО "Авиакомпания "Россия".
В момент инцидента экипаж самолета RRJ-95B находился на предварительном старте на рулежной дорожке "B6", ожидая разрешение на занятие исполнительного старта и взлет с ВПП 24C. Экипаж самолета A-330-300 выполнял руление по рулежной дорожке "В" для занятия предварительного старта на рулежной дорожке "B7" для последующего взлета с ВПП 24C (см. рисунок 1).
Рис. 1. Маршрут движения самолета A-330 и местонахождение
самолета RRJ-95
Аэронавигационные огни, красные маяки предупреждения столкновений, а также фары освещения эмблемы самолета RRJ-95B были включены. Предварительно установлено, что при подруливании к рулежной дорожке "B6" экипаж самолета A-330-300 уменьшил путевую скорость вплоть до полной остановки, однако в дальнейшем решил продолжить движение, что привело к столкновению аэродинамической законцовкой правого полукрыла с рулем направления самолета RRJ-95B.
Проводится расследование инцидента.
Минимальное безопасное расстояние между осевой линией рулежной дорожки (осевой линией маршрута руления на перроне) и неподвижными препятствиям зависит от размаха крыла воздушного судна. Авиационные происшествия и инциденты, связанные со столкновением воздушного судна с объектом на земле в процессе руления на взлет или после посадки (категория событий GCOL) происходят в процессе движения самолета в непосредственной близости от другого самолета, неподвижно стоящего на маршруте руления, например, при ожидании дальнейших разрешений от органа ОВД или персонала по наземному обслуживанию. Безопасность расхождения воздушных судов при этом зависит от таких факторов, как оценка безопасного расстояния до препятствия, эффективная визуальная осмотрительность, исключение отклонений от стандартного маршрута руления (остановка, вместо попытки объехать препятствие). Ошибкам при определении расстояния до препятствия может способствовать темное время суток, метеоусловия (осадки, ограниченная видимость), а также сложность оценки габаритов воздушного судна со стреловидным крылом, особенно при выполнении разворотов. С учетом особенностей инфраструктуры и движения на аэродроме, для снижения риска авиационных событий категории GCOL может требоваться проведение мероприятий для исключения неоднозначности обозначения и сложности определения маршрутов руления, пересмотр или публикация предупреждений. Выполнение руления по осевой линии маршрута не освобождает экипаж воздушного судна от визуального контроля за окружающей обстановкой. Во всех случаях, если возникло сомнение, самым безопасным решением является остановка воздушного судна.
Указанные выше типовые сценарии событий категории GCOL могут являться предметом обсуждения и разработки, если необходимо, мероприятий в рамках работы групп по безопасности на ВПП. Инциденты категории GCOL из-за столкновения двух воздушных судов являются редкими событиями (по сравнению с инцидентами других категорий). В связи с этим, при разработке мероприятий требуется использовать всю доступную информацию об опасных факторах, не ограничиваясь исключительно событиями на отдельном аэродроме. В приложении к настоящей информации по безопасности полетов приводятся примеры авиационных происшествий и инцидентов категории GCOL, происшедших как в Российской Федерации, так и за рубежом. Информация об обновлениях в электронном Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации публикуется на официальном сайте Росавиации в сети Интернет по адресу: https://favt.gov.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-2-amripp-obnovlenia/.
С целью снижения рисков для безопасности полетов ВС гражданской авиации поручаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести данную информацию по безопасности полетов до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Рекомендовать руководителям эксплуатантов воздушных судов, операторов аэродромов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами):
2.1. Организовать изучение настоящей информации руководящим, командно-летным, инструкторским и инспекторским составом, а также членами летных экипажей воздушных судов, специалистами по аэродромному обеспечению полетов, диспетчерским составом, осуществляющим обслуживание движения воздушных судов на площади маневрирования аэродрома.
2.2. Обратить внимание летного состава на основные размеры воздушного судна, минимальный радиус разворота при рулении, рекомендации по процедурам выполнения руления и связанные с этим ограничения и параметры поворотов на 90° и 180°. Летному составу, выполняющему полеты на вертолетах, обратить внимание на ограничения по выполнению руления, установленные пунктом 3.98 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128. На предполетной подготовке необходимо заранее определять процедуры выполнения руления с учетом опубликованных в документах аэронавигационной информации ограничений и предупреждений, касающихся маршрутов движения по перронам и рулежным дорожкам, а также обозначенных на карте аэродрома опасных участков, где требуется повышенное внимание пилотов.
2.3. Операторам аэродромов на ближайшем плановом заседании группы по безопасности на ВПП предусмотреть обсуждение действующих процедур руления по рулежным дорожкам и перронам с учетом габаритов воздушных судов и требований по обеспечению безопасных расстояний до препятствий, предусмотренных пунктами 2.25, 2.26, 2.28, 4.31 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262, и пунктом 3.98 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128. При подготовке к проведению заседания группы по безопасности на ВПП совместно с органом ОВД на аэродроме и, при необходимости, эксплуатантами воздушных судов провести анализ мест на площади маневрирования, где возможен высокий риск опасного уменьшения расстояния между двумя воздушными судами, выполняющими руление.
2.4. Органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) на аэродромах обратить внимание на знание диспетчерами УВД правил и ограничений визуального и с использованием систем управления наземным движением контроля за положением воздушного судна на площади маневрирования, опубликованных ограничений и предупреждений по использованию площади маневрирования для руления воздушных судов различных категорий, а также используемых на аэродроме визуальных средств в местах пересечения маршрутов руления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
