<Письмо> Росреестра от 26.09.2025 N 14-9865-ЛЛ/25 <О согласии собственника имущества унитарного предприятия на переход права на объект недвижимости>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 26 сентября 2025 г. N 14-9865-ЛЛ/25
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии относительно согласия органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, на отчуждение такого имущества ликвидируемыми унитарными предприятиями сообщает.
Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК), Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 35 Закона N 161-ФЗ:
унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами (например, в статье 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции");
ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию, с момента назначения которой к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется (пункт 4 статьи 63 ГК).
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Закона N 161-ФЗ.
По мнению Минфина России, Росимущества (копии писем прилагаются), положения ГК и Закона N 161-ФЗ не предусматривают возможность распоряжения имуществом унитарного предприятия ликвидационной комиссией без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК, а также с нарушением положений Закона N 161-ФЗ, в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица (пункт 9).
Учитывая изложенное, а также положения пункта 1 статьи 173.1, пункта 2 статьи 218, пункта 3 статьи 299 ГК, пункта 3 статьи 20 Закона N 161-ФЗ, пункта 4 части 3 статьи 9, части 5 статьи 38, пункта 15 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":
если к документам, представленным для государственной регистрации перехода права на объект недвижимости, находящийся в хозяйственном ведении ликвидируемого унитарного предприятия (заявлению уполномоченного представителя ликвидационной комиссии), и права приобретателя такого объекта, не приложено согласие собственника имущества данного предприятия, это не является основанием для приостановления регистрационных действий (при отсутствии иных причин, препятствующих государственной регистрации прав);
в таком случае одновременно с внесением в реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права приобретателя на объект недвижимости в соответствии с пунктом 55 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, вносится запись об осуществлении государственной регистрации перехода права без необходимого в силу закона согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководителям, исполняющим обязанности руководителей территориальных органов Росреестра, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя необходимо обеспечить доведение до сведения государственных регистраторов прав соответствующей информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875