XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан
12.1. В Росреестре подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления или жалобы граждан и организаций (далее - обращения) по вопросам установленной сферы деятельности Росреестра, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <20(1)> (далее - единый портал), официального сайта Росреестра в сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), или в форме устного обращения к руководителю Росреестра или уполномоченному должностному лицу во время личного приема граждан.
--------------------------------
<20(1)> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".
При необходимости государственный орган, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение, информируются о результатах его рассмотрения.
Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и Росреестра в процессе реализации Росреестром государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административными регламентами, а до их принятия - актами Росреестра.
Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается в соответствии с разделом XV Регламента.
Обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления в Росреестр или уполномоченному должностному лицу.
(п. 12.1 в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.2. Росреестр в пределах своей компетенции обеспечивает принятие по поступившим обращениям граждан решений и направление ответа в установленный законом срок <21>.
--------------------------------
<21> Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2017, N 49, ст. 7327) (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
12.3. Поступившие в Росреестр обращения в зависимости от содержания докладываются руководителю Росреестра (заместителю руководителя) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обращения, поступившие в Росреестр, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы Росреестра, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
(в ред. Приказов Росреестра от 03.03.2023 N П/0070, от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Росреестра, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обращения, содержащие обжалование актов (приказов) Росреестра, направляются соответствующим структурным подразделениям (и одновременно в правовое подразделение Росреестра для рассмотрения и подготовки ответа). В этом случае ответ заявителю дает заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обращения рассматриваются в Росреестре в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем Росреестра, заместителем руководителя либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.4. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обращение, в котором обжалуется судебное решение (судебный акт), возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Росреестр при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.
В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Росреестра, заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Росреестр. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае если в обращении содержится вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ на официальном сайте Росреестра, гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
12.5. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляется Росреестром по обращениям в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Росреестре, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях Росреестр информирует об этом заявителей.
В случае если поставленные в обращениях вопросы не входят в компетенцию Росреестра, заместитель руководителя (в соответствии с распределением обязанностей), начальник структурного подразделения, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, направляет такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Росреестр при направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
Росреестр по запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.6. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы либо ответы в форме электронных документов.
(п. 12.6 в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.7. Структурные подразделения осуществляют учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе анализ следующих данных:
а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;
б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;
в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Росреестром в пределах его полномочий;
г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;
д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.
Начальники структурных подразделений организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного правового регулирования.
Контроль за рассмотрением обращений граждан, поступивших непосредственно в структурные подразделения, обеспечивают начальники структурных подразделений и структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.
12.8. Структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, обобщает результаты анализа обращений по итогам года и представляет проект соответствующего доклада руководителю Росреестра для последующего направления в Правительство Российской Федерации.
(в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.9. Поступившие на имя руководителя Росреестра обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Службе и Регламента, докладываются руководителю Росреестра заместителями руководителя, начальниками структурных подразделений в 10-дневный срок с представлением заключений структурных подразделений, определенных руководителем Росреестра (в том числе при необходимости правовым подразделением Росреестра).
Поступившие на имя руководителя Росреестра обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Росреестр обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя, начальникам структурных подразделений для ответа.
12.10. Для приема обращений в форме электронных документов применяется платформа обратной связи единого портала <21(1)> либо официальный сайт Росреестра в сети "Интернет", обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
(п. 12.10 в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<21(1)> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334).
(сноска введена Приказом Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
12.11. Основаниями для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пункте 12.4 Регламента, также могут являться:
а) поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;
б) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
(п. 12.11 в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.12. Ответ на обращение в форме электронного документа направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Росреестр или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на едином портале, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании единого портала и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Росреестр или должностному лицу в письменной форме.
Ответы на обращения подписываются руководителем Росреестра либо уполномоченным должностным лицом.
(п. 12.12 в ред. Приказа Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.13. Личный прием граждан в Росреестре проводится руководителем Росреестра и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
12.14. В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное (устное) обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение.
12.15. Если поставленные на приеме вопросы не входят в компетенцию Росреестра, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.
12.16. Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Росреестр, организует структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства. Обращение в зависимости от содержания направляется руководителю Росреестра или заместителям руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) либо направляется структурным подразделением, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, для рассмотрения и подготовки проекта ответа в структурное подразделение, в компетенцию которого входят поставленные в обращении вопросы.
12.17. Начальники структурных подразделений и другие должностные лица при рассмотрении поступивших обращений граждан и организаций обязаны:
разбираться по существу поставленных вопросов, при необходимости запрашивать нужные документы, организовывать направление сотрудников на места для проверки, принимать обоснованные решения, обеспечивать их полное исполнение, своевременно подготавливать проекты ответов заявителям, разъяснять им порядок обжалования решений;
принимать меры к устранению причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
12.18. По результатам рассмотрения обращений Росреестр принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до 30 дней с даты их регистрации, а также по просьбе направивших обращения государственных органов уведомляет их о принятых решениях.
12.19. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем Росреестра (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), уполномоченным должностным лицом структурного подразделения, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
12.20. Порядок предоставления гражданам информации о деятельности Росреестра по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается разделом XV Регламента.
12.21. Порядок использования Росреестром платформы обратной связи единого портала для получения и обработки обращений, направляемых с использованием платформы обратной связи единого портала, и направления ответов на такие обращения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334.
(п. 12.21 введен Приказом Росреестра от 29.08.2025 N П/0301/25)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875