Начиная с 2024 года рекомендованная шкала <1> перевода результатов демонстрационных экзаменов в баллах в отметку по пятибалльной системе оценивания исключена из оценочных материалов демонстрационного экзамена.
--------------------------------
<1> Рекомендованная шкала входила в состав методики перевода результатов демонстрационного экзамена в оценку (см. распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена"). В данном документе указывалось, что перевод баллов в оценку может быть осуществлен на основе шкалы "0-20-40-70". Указанный документ утратил силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 07.06.2023 N Р-128. С момента вступления данного распоряжения в силу рекомендации по использованию определенной шкалы перевода баллов демонстрационного экзамена в отметку по пятибалльной системе оценивания отсутствуют.
Ранее рекомендовалось использовать для перевода шкалу "0-20-40-70-100", которая предполагает, что оценка "2" (неудовлетворительно) принимает значение от 0% до 19,99% выполнения задания; оценка "3" (удовлетворительно) - от 20% до 39,99%; оценка "4" (хорошо) - от 40% до 69,99%; оценка "5" (отлично) - от 70% до 100%.
Проведенный анализ <2> применяемых в 2023 и 2024 годах образовательными организациями шкал перевода показал расхождение результатов оценивания при использовании различных вариантов шкал. В 2023 году образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО), использовали рекомендованную шкалу "0-20-40-70-100" в 95,8% случаях проведения демонстрационных экзаменов, а в 2024 году - в 78,9% от общего количества демонстрационных экзаменов.
--------------------------------
<2> Конев Р.А., Ильина И.Л. Проблемные аспекты использования различных шкал перевода результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку в 2023 и 2024 годах: сборник трудов конференции.//Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 24 - 25 октября 2024 г.) - Чебоксары: ИД "Среда", 2024. - С. 114 - 121.
Анализ показал, что в ряде регионов Российской Федерации используется одновременно более 50 различных вариантов шкал перевода баллов. В целом по Российской Федерации количество различных используемых вариантов шкал увеличилось: в 2023 году было выявлено использование более 200 вариантов различных шкал перевода, в 2024 году - более 500 вариантов.
В таблице 1 представлены данные по частоте использования образовательными организациями, реализующими образовательные программы СПО, различных вариантов шкал перевода в 2024 году (приведены наиболее часто используемые шкалы).
Таблица 1. Использованные в 2024 году варианты шкал перевода
(процент использования более 0,3%)
|
Частота использования шкалы от общего количества демонстрационных экзаменов, % |
||
|
(ранее рекомендованная) |
||
С меньшей частотой образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, использовали варианты шкал "0-5-50-80-100", "0-16-20-70-100", "0-10-21-70-100", "0-10-20-70-100", "0-5-20-70-100".
В связи с применением различных вариантов шкал не представляется возможным проводить объективное сравнение образовательных результатов между субъектами Российской Федерации в формате пятибалльной системы оценивания государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Данные обстоятельства вызывают необходимость разработки рекомендаций по переводу результатов демонстрационного экзамена в отметку по пятибалльной системе оценивания.
Основанием для разработки рекомендаций являются нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее - Порядок проведения ГИА СПО).
Согласно пункту 60 Порядка проведения ГИА СПО результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий. Однако методика перевода баллов в оценку в Порядке проведения ГИА СПО не представлена.
В целях обеспечения сопоставимости качественной и общей успеваемости обучающихся по результатам демонстрационного экзамена, а также в связи с необходимостью обеспечения преемственности и сравнения образовательных результатов в субъектах Российской Федерации рекомендуется использовать для всех видов аттестации и уровней демонстрационных экзаменов шкалу перевода "0-50-65-90-100".
Данная шкала предусматривает следующее соотношение между баллами демонстрационного экзамена, полученными за выполнение практических заданий, и отметками по пятибалльной системе оценивания (см. таблицу 2).
Таблица 2. Рекомендованная шкала перевода баллов демонстрационного экзамена в отметки по пятибалльной системе оценивания
При использовании данной шкалы только более половины выполненных заданий гарантирует обучающему успешную сдачу демонстрационного экзамена. Например, на итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена профильного уровня без вариативной части (максимально возможное количество баллов - 80) выпускник считается сдавшим экзамен при количестве 40 и более набранных баллов.
Необходимо отметить, что в структуре рекомендуемой шкалы "0-50-65-90-100" требования к оценке "3" (удовлетворительно) повышены, а к оценке "4" (хорошо) - снижены по сравнению с ранее рекомендованной и наиболее частотно использованной в 2024 году шкалой перевода баллов демонстрационного экзамена в отметки по пятибалльной системе оценивания. Анализ статистических данных показывает, что использование рекомендуемой шкалы повлияет на результаты общей успеваемости (возможно снижение показателей в статистических формах СПО 1), но увеличит показатель качественных образовательных результатов, т.к. требования к оценке "4" (хорошо) снижены на 5%.
Применение данной шкалы повышает требования к качеству результатов реализации образовательных программ СПО и, тем самым, отвечает государственной политике в системе профессионального образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875