4.4. БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Динамика основных параметров бюджетной системы в 2026 - 2028 гг. характеризуется увеличением доходов в номинальном выражении с 81,2 трлн рублей в 2026 г. до 93,2 трлн рублей в 2028 г. Вместе с тем, на фоне роста ВВП в 2026 - 2028 гг. и снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2026 - 2028 гг. в реальном выражении к текущему году наблюдается сокращение доходов бюджетов бюджетной системы с 34,6% ВВП в 2026 г. до 33,7% ВВП в 2028 г.

Объем расходов по отношению к ВВП составляет 36,2% ВВП в 2026 г., 35,4% в 2027 г. и 35,0% в 2028 г. В 2026 - 2028 гг. ожидается дефицит в размере 1,6% ВВП в 2026 г., 1,3% ВВП - в 2027 г. и 1,3% ВВП - в 2028 г.

Таблица 4.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2023 - 2028 гг. <*>

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы;

млрд рублей

Показатель

2023

2024

2025 <**>

2026

2027

2028

Доходы, всего

59 034

70 873

74 803

81 226

87 081

93 225

%% ВВП

33,5

35,2

34,4

34,6

34,1

33,7

Федеральный бюджет

29 124

36 709

37 085

40 283

42 910

45 869

без учета МБТ

29 049

35 865

36 996

40 277

42 906

45 869

Консолидированные бюджеты субъектов

22 325

24 621

25 760

26 598

28 558

30 567

без учета МБТ

18 294

20 868

21 952

23 045

24 800

26 530

Государственные внебюджетные фонды

16 503

20 620

20 609

23 703

24 930

26 487

без учета МБТ

11 691

14 140

15 855

17 904

19 376

20 827

СФР

13 213

16 750

16 222

18 991

19 868

21 068

без учета МБТ

8 829

10 756

12 005

13 673

14 812

15 927

ФОМС

3 291

3 870

4 387

4 713

5 062

5 419

без учета МБТ

2 862

3 384

3 850

4 231

4 564

4 899

Расходы, всего

62 966

74 135

81 721

85 072

90 359

96 687

%% ВВП

35,7

36,9

37,6

36,2

35,4

35,0

Федеральный бюджет

32 354

40 181

42 821

44 070

46 096

49 383

без учета МБТ

23 975

30 562

34 832

35 344

37 398

40 325

Консолидированные бюджеты субъектов

22 525

24 919

26 072

26 898

28 803

30 744

без учета МБТ

22 080

24 405

25 634

26 488

28 407

30 327

Государственные внебюджетные фонды

17 006

20 113

21 478

23 462

24 776

26 258

без учета МБТ

16 911

19 168

21 255

23 240

24 554

26 036

СФР

13 819

15 601

17 001

18 668

19 635

20 754

ФОМС

3 186

3 889

4 476

4 795

5 141

5 505

без учета МБТ

3 092

3 567

4 254

4 572

4 919

5 282

Дефицит, всего

-3 932

-3 263

-6 918

-3 846

-3 277

-3 462

%% ВВП

-2,2

-1,6

-3,2

-1,6

-1,3

-1,3

--------------------------------

<**> оценка

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам классификации расходов в 2026 - 2028 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 10,3% ВВП в среднем за 2026 - 2028 гг.). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 6,6% ВВП.

Таблица 4.4.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы в 2026 - 2028 гг. <*>

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы

млрд рублей

Показатель

2026

2027

2028

% ВВП

% ВВП

% ВВП

Всего

85 072

36,2

90 359

35,4

96 687

35,0

из них:

Общегосударственные вопросы

4 547

1,9

4 699

1,8

4 882

1,8

Национальная оборона

12 989

5,5

13 626

5,3

13 110

4,7

Нацбезопасность и правоохрана

4 313

1,8

4 649

1,8

4 850

1,8

Национальная экономика

10 834

4,6

11 306

4,4

11 999

4,3

ЖКХ

4 872

2,1

4 321

1,7

4 368

1,6

Охрана окружающей среды

1 189

0,5

1 462

0,6

1 720

0,6

Образование

7 321

3,1

8 144

3,2

9 179

3,3

Культура, кинематография

1 347

0,6

1 506

0,6

1 697

0,6

Здравоохранение

8 120

3,5

8 724

3,4

9 512

3,4

Социальная политика

24 785

10,5

26 192

10,3

27 555

10,0

Физкультура и спорт

547

0,2

553

0,2

562

0,2

СМИ

220

0,1

174

0,1

173

0,1

Обслуживание госдолга

3 981

1,7

3 841

1,5

4 609

1,7

Условно утвержденные расходы

-

-

1 152

0,5

2 469

0,9

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2026 - 2028 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих финансовую и ценовую стабильность, гарантию финансирования ключевых приоритетов бюджета, повышение потенциала развития экономики и достижение национальных целей развития.

Формирование основных параметров федерального бюджета в соответствии с "бюджетным правилом" позволит сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте и укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средне-/долгосрочной перспективе. Поэтапное снижение базовой цены на нефть направлено на снижение уязвимости государственных финансов к рискам внешней среды и обеспечение сбалансированности бюджета при любых сценариях. Одним из важнейших факторов долгосрочной устойчивости выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния.

Ключевыми приоритетами бюджета являются выполнение социальных обязательств, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, обеспечение технологического лидерства и развитие инфраструктуры. Для этого в структуре налоговой системы будут реализовываться изменения, ориентированные на повышение ее справедливости и эффективности. Это позволит укрепить финансы страны и бюджетную систему, и как результат - макроэкономическую устойчивость.

В структуре расходов запланирована стратегическая концентрация финансовых ресурсов на национальных проектах, которые включают в себя как меры по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию, так и мероприятия, направленные на достижение целевых показателей и задач, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации.

Такой подход к бюджетной политике будет содействовать структурной трансформации экономики, ее сбалансированному и устойчивому развитию, обеспечивающему последовательное повышение качества жизни граждан. Это должно стать надежной основой достижения новых национальных целей развития страны.

Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления, совершенствование системы государственных закупок, развитие единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов, а также внедрение современных технологий планирования и исполнения бюджета будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.