Льготы по страховым взносам, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда (полуторакратный размер МРОТ с 2025 года), установлены в 2020 году как одна из мер государственной поддержки для борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Большинство установленных мер поддержки предполагало временный характер их действия до восстановления экономической активности.
Основная цель вводимых льгот - поддержка экономической активности и сохранение рабочих мест за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Вместе с тем, действие льготы (с 2020 года) не оказало существенного влияния на численность занятых и динамику заработной платы в сфере МСП.
По итогам 2024 года получателями льготы, связанной с пониженными тарифами страховых взносов, является менее 1/5 субъектов МСП, в том числе по причине отсутствия у многих субъектов МСП (индивидуальные предприниматели) наемных работников.
Действие льготы (с 2020 года) не оказало влияние на численность занятых в сфере МСП, то есть высвобожденные средств от фонда оплаты труда не были направлены субъектами МСП на расширение штата сотрудников, на увеличение темпа роста заработной платы и на повышение эффективности операционной деятельности, что свидетельствует о недостаточной заинтересованности в расширении бизнеса.
Объем налоговой льготы в 2024 году превысил 850 млрд рублей, при этом льгота по страховым взносам для МСП предоставляется фронтально без привязки к приоритетным видам деятельности, что снижает стимулирующую роль данного налогового расхода. При этом консолидированная финансовая поддержка МСП, объем которой в 2023 году составил 1,7 трлн рублей, а в 2024 году - превысил 1,4 трлн рублей, имеет более адресный и конкретный характер и в большей мере способствует достижению конкретных целей по развитию МСП.
Безусловный характер льготы ведет к ее предоставлению как секторам с невысоким соотношением прибыли к выручке, так и высокорентабельным отраслям.
Одной из задач фискальной системы является повышение устойчивости доходной базы и снижение уязвимости к внешним перипетиям. В этой связи доля ненефтегазовых доходов должна повышаться, а подверженность финансовой системы конъюнктурным рискам - снижаться. Исполнение обязательств не должно зависеть от переменчивой конъюнктуры.
В целях сохранения устойчивости федерального бюджета и гарантированного исполнения всех принятых государством обязательств, предусмотрено повышение базовой ставки НДС на 2 п.п. (с 20% до 22%), которое направлено на:
- снижение конъюнктурной уязвимости федерального бюджета - выход на устойчивую траекторию ненефтегазового дефицита в размере 5%;
- гарантированное исполнение всех принятых государством обязательств за счет повышения доли устойчивых доходных источников - увеличение доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета до 80%;
- формирование в долгосрочной перспективе наиболее стабильного источника доходов с учетом особенностей администрирования - Россия входит в число передовых стран по собираемости НДС.
В условиях жесткой денежно-кредитной политики, преследующей возвращение инфляции к целевому уровню в 2026 году, а также с учетом опыта 2019 года (после повышения ставки НДС инфляция опустилась к концу года до 3%) инфляционные последствия для граждан будут носить ограниченный характер. При этом для всех социально значимых товаров (продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и ряд других товаров) сохранится пониженная ставка НДС в размере 10%. С учетом наиболее высокой доли таких товаров в потребительской корзине малоимущих граждан они в большей степени защищены от инфляционных последствий.
Предусмотрены дальнейшие шаги по донастройке налогообложения отраслей, использующих природную ренту:
- внесение изменений в части невозможности признания светлым нефтепродуктом для целей расчета Спю нефтепродукты, соответствующие определению нефтяного сырья (в целях исключения необоснованного возмещения акциза на нефтяное сырье);
- донастройка демпфирующего механизма в целях снижения риска обнуления у нефтеперерабатывающих предприятий демпфирующей надбавки и исключения резкого увеличения цен на моторное топливо на внутреннем рынке (расширение диапазона отклонения фактических оптовых цен внутреннего рынка от установленных значений: с 10% до 20% по автомобильному бензину и с 20% до 30% по дизельному топливу);
- предоставление налогового вычета по НДПИ в отношении железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов), добытой на участках недр, расположенных в Оленегорском районе Мурманской области;
- увеличение на 10 млрд рублей ежегодно (с 2026 года на 5 лет) вычета по НДПИ при добыче нефти на лицензионных участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов ХМАО (лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2018 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют тысячу и более млн тонн по состоянию на 1 января 2018 г.).
В целях улучшения налогового администрирования будут реализованы следующие меры:
- совершенствование института налогового мониторинга (в том числе, отмена обязательности соответствия кандидата для включения в налоговый мониторинг трем установленным критериям (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов) и оставление обязательности соответствия любому из этих трех и др.);
- совершенствование института учета лиц в налоговых органах (в том числе, наделение регионов полномочием по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений о предполагаемых обособленных подразделений российских организаций с целью их постановки на налоговый учет; создание беззаявительного порядка постановки на учет в налоговом органе иностранной организации при открытии счета в российском банке).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
