Таблица 26. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд руб Рисунок 64

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

20.15

Производство удобрений и азотных соединений

733,3

29,3%

21,0%

42,2%

28,1%

24.1

Производство чугуна, стали и ферросплавов

698,0

14,2%

11,5%

15,2%

15,0%

06.10

Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа

673,5

14,6%

18,2%

16,1%

20,5%

25.92

Производство тары из легких металлов

47,4

28,0%

26,5%

20,2%

20,5%

20.13

Производство прочих основных неорганических химических веществ

41,0

8,5%

2,7%

23,6%

12,8%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем участникам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству прочих основных неорганических химических веществ хотя и демонстрирует низкие уровни доходности активов и операционной рентабельности за последний год периода анализа в сравнении с другими отраслями, тем не менее имеет высокий уровень операционной рентабельности в целом за период анализа.

Таким образом, режим СПИК требует "донастройки" в отраслевом разрезе.

Также отмечаем, что в действующих нормативно-правовых актах при принятии решения о заключении СПИК не учитывается экономическая эффективность проектов (например, государственная поддержка может оказываться проектам со сверхвысокой внутренней нормой рентабельности в общей системе налогообложения), поскольку главой 2.1. Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", а также Правилами заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 1048, не предусмотрены соответствующие ограничения и порядок их учета при оценке заявок инвесторов для заключения СПИК.