3.1. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Проведение бюджетной политики в 2026 - 2028 гг. будет осуществляться в полном соответствии с бюджетными правилами, т.е. будет обеспечен структурный первичный баланс бюджета при базовых доходах.

Это будет содействовать усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

Высокая волатильность нефтяных цен и смещение рисков в негативную сторону на средне- и долгосрочном горизонтах, разворачивающиеся торговые войны влекут за собой риски ухудшения ценовой конъюнктуры на экспортных рынках для российской экономики, что повышает уязвимость бюджета конъюнктурным рискам.

В сложившейся ситуации задача бюджетной политики - адаптировать параметры бюджетных правил к внешним рискам таким образом, чтобы минимизировать негативное воздействие внешних факторов, и обеспечить безусловное исполнение всех принимаемых обязательств.

Растущие конъюнктурные риски обуславливают необходимость корректировки базовой цены на нефть, так как в сложившихся условиях значение показателя на уровне 60 $/барр. уже не отвечает текущим вызовам времени.

Рисунок 5

С учетом высоких ценовых рисков будет предусмотрено снижение базовой цены на нефть поэтапно с 2026 года на 1$ в год до 55$/барр. к 2030 году с последующей ежегодной индексацией на 2% с 2031 года (синхронизировав с ежегодной индексацией базовой экспортной ценой на газ природный). Такой подход с одной стороны позволит укрепить устойчивость бюджета, а с другой не потребует болезненного резкого сокращения расходов.

Одним из важнейших факторов долгосрочной устойчивости выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния. Критерием достаточности объема ликвидных активов ФНБ является возможность 3-летнего бесперебойного финансирования расходных обязательств при стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке.