3. Поддержка семьи, меры, направленные на повышение рождаемости, повышение качества жизни

Повышение качества жизни российских семей является интегральным результатом общих мер социальной поддержки, улучшения системы здравоохранения и социальной сферы, качества среды жизни, а также отдельных направлений поддержки рождаемости и многодетных семей, защиты материнства и детства.

Реализация комплекса мероприятий по охране материнства и детства, мер, направленных на поддержку семей с детьми, повышение рождаемости, включает в себя:

- меры, направленные на повышение уровня жизни семей с детьми ("детский" бюджет на горизонте 2026 - 2028 годов превысит 10 трлн рублей):

- продолжение предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка;

- ежегодная индексация минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и сохранение возможности получать пособие для работающей матери (или иных лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком);

- предоставление с 1 января 2026 г. (с учетом критерия нуждаемости) ежегодной семейной выплаты (в виде возмещения части уплаченного НДФЛ) гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей;

- отмена с 2026 года ограничения максимальной длительности совокупного периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до 1,5 лет, засчитываемого в страховой стаж (для назначения страховой пенсии по старости)

- установление пенсионного коэффициента за полный календарный год периода ухода за ребенком до 1,5 лет независимо от количества детей;

- продолжение предоставления ежемесячной выплаты трудоспособным родителям (усыновителям), в том числе в случае частичной занятости таких родителей, а также другим неработающим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы в размере 10 тыс. рублей с учетом ежегодной индексации;

- реализация программы материнского капитала до 2030 года с индексацией на уровень инфляции и предоставление семьям с детьми возможности получения остатков средств материнского капитала без определения цели их использования;

- создание условий для трудовой деятельности родителей малолетних детей (расширение возможностей неполной и дистанционной занятости, профессиональная переподготовка женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста);

- предоставление налоговых вычетов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для многодетных родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей (детей в возрасте до 23 лет при условии их очного обучения);

- расширение сферы применения освобождения от НДФЛ семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий (льгота будет применяться не только для семей с несовершеннолетними детьми, но также для семей с детьми, признанными недееспособными; добавляется уточнение о соблюдении условия о наличии в семье не менее двух детей, если ребенок родился после продажи жилья, но до 30 апреля следующего года);

- увеличение с 50 тыс. до 1 млн рублей на каждого ребенка не облагаемого страховыми взносами размера единовременной выплаты, осуществляемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком;

- запуск программы "Детская книжная карта" для повышения доступности детских книг, в рамках которой карты с номиналом в 3 тыс. рублей получат семьи, в которых растут дети в возрасте от трех до шести лет.

- формирование и развитие инфраструктуры детства, в том числе охрана материнства, сбережение здоровья детей и подростков:

- поддержка региональных программ по повышению рождаемости в субъектах РФ, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже среднероссийского;

- оснащение "якорных" перинатальных центров и/или родильных домов детских больниц;

- расширение сети женских консультаций, в том числе в сельской местности, поселках городского типа, малых городах в форме софинансирования строительства и их оснащения.

Рисунок 17

В целях развития инфраструктуры дошкольного образования:

- строительство не менее 100 дошкольных образовательных организаций в субъектах РФ, в которых имеется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях;

- капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций, признанных нуждающимися в проведении такого ремонта по состоянию на 1 января 2025 г. (к 2030 году будут проведены капитальный ремонт и закупка оборудования не менее чем в 2,6 тыс. зданий детских садов - в 435 зданиях ежегодно).

Результатами данных изменений должны стать формирование равных возможностей для реализации потенциала подрастающих поколений, рост уровня жизни российских семей.