Налог на прибыль организаций

1. В предстоящий период будет рассмотрен вопрос о распространении безналоговых последствий безвозмездного получения (передачи) имущества (имущественных прав), результатов работ (услуг), когда обязанность такого получения (передачи) предусмотрена не только законодательством Российской Федерации непосредственно, но и законодательством субъектов Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.

Итог рассмотрения:

Планируется к реализации посредством внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в рамках проекта федерального закона, разрабатываемого во исполнение пункт 4 раздела I Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2025 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 года N 3946-р.

2. Планируется оценить предоставление возможности учета в составе безнадежных (сомнительных) долгов приобретенные по номиналу налогоплательщиком (новым гарантирующим поставщиком) права требования (к предыдущему гарантирующему поставщику) как условие осуществления деятельности (гарантирующего поставщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итог рассмотрения:

Планируется к реализации посредством внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в рамках проекта федерального закона, разрабатываемого во исполнение пункт 4 раздела I Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2025 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 года N 3946-р.

3. Планируется проработать вопрос об установлении обязанности налогоплательщика (организации), имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, производить уплату налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта Российской Федерации только через одно любое из таких обособленных подразделений.

Итог рассмотрения:

Планируется к реализации посредством внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в рамках проекта федерального закона, разрабатываемого во исполнение пункт 4 раздела I Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2025 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 года N 3946-р.

4. В предстоящий период будет рассмотрен вопрос необходимости специального регулирования учета для целей налогообложения налогом на прибыль организаций изменения стоимости облигаций федерального займа (ОФЗ) с индексируемым номиналом, в том числе в случае, когда на дату реализации этой ценной бумаги отрицательная разница от изменения стоимости превышает процентный доход по такой ценной бумаге.

Итог рассмотрения:

Порядок признания процентов по ОФЗ с индексируемым номиналом (ОФЗин) (к которым относится и увеличение номинальной стоимости ОФЗин) в конце каждого месяца влечет следующие негативные последствия.

Если в результате дефляции уменьшение номинальной стоимости ОФЗин составляет большую величину, чем начисленная в соответствующем месяце сумма процентного дохода по ним, то отрицательный показатель не может учитываться в составе расходов текущего месяца отчетного (налогового) периода, а уменьшает только процентный доход, начисленный в последующем.

В этой связи, если на дату реализации (выбытия) ОФЗин отрицательная разница не полностью учтена при расчете налоговой базы, то в рамках действующих норм НК РФ, нет положений, регулирующий возможность учета такого убытка.

Следовательно, необходимо предусмотреть соответствующие поправки в НК РФ, позволяющие учитывать этот убыток. Однако для этого следует оценить вариант этих правок, реализующих данное положение. Либо предусмотреть возможность уменьшать налоговую базу, сформированную от начисленных процентов по ОФЗин, облагаемую по ставке 15%, на подобную отрицательную величину (что потребует перерасчетов этой базы за истекшие отчетные (налоговые) периоды), либо следует ввести специальный порядок учета изменяемого номинала ОФЗин.

5. Также предлагается оценить необходимость расширения перечня сомнительных долгов за счет задолженности, возникшей на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Итог рассмотрения:

Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.