1. Системные меры повышения инвестиционной активности

Достижению целевого уровня роста инвестиций в основной капитал будет способствовать реализация широкого спектра мер бюджетно-налоговой политики.

Рисунок 8

Стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

- сохранение и развитие налоговых механизмов поддержки инвестиций в первую очередь в высокотехнологичные проекты:

- поддержка ОЭЗ, ТОР, СЭЗ и иных преференциальных налоговых режимов, направленная на создание новых производств, улучшение условий предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики;

- использование специальных инвестиционных режимов (СПИК, инвестиционного вычета и др.);

- реализация механизма СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений);

- установление единых пониженных тарифов страховых взносов для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов и применяющих УСН;

- продление до 2030 года освобождения от налогообложения НДС операций по реализации туристическими организациями туристских продуктов в сфере внутреннего и (или) выездного туризма;

- совершенствование механизма предоставления федерального инвестиционного налогового вычета (предоставление возможности его применения любым лицом, входящими в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такое лицо);

- установление налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов, аффинажным организациям, имеющим право осуществлять аффинаж драгоценных металлов;

- реализация механизма специальных административных районов, создание комфортных условий для перевода бизнеса в Российскую Федерацию;

- реализация дорожных карт по трансформации делового климата (управление системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения административной нагрузки при ведении бизнеса);

- предоставление поддержки в рамках механизма промышленной ипотеки (субсидирование ставок по кредитам российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности, на стимулирование спроса и повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции);

- развитие программ льготного кредитования и субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на развитие приоритетных отраслей экономики, в том числе:

- предоставление льготных займов организациям гражданской промышленности в целях содействия импортозамещению и внедрению наилучших доступных технологий;

- субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, заключенным для реализации инвестиционных проектов;

- применение механизма таксономии проектов технологического суверенитета (применение к данным проектам, механизмов поддержки (стимулирующее регулирование Банка России по кредитам на реализацию таких проектов, поручительства ВЭБ.РФ в рамках Фабрики проектного финансирования, инвестиционный налоговый вычет);

- предоставление права на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата при реализации (погашении) инвестиционных паев, открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;

- реализация проектов государственно-частного партнерства;

- поддержка социально ориентированных и вовлеченных в общественно полезную деятельность организаций:

- исключение дополнительной налоговой нагрузки по НДС и налогу на прибыль для организаций при безвозмездной передаче имущества, работ и услуг непосредственно формированиям и организациям, участвующим в СВО (воинские части, организации Вооруженных сил, Национальной гвардии и ФСБ, при этом налогоплательщики ЕСХН и УСН смогут учитывать стоимость такого имущества, работ и услуг в составе расходов);

- предоставление освобождения от налогообложения НДС организациям инвалидов при реализации подакцизных сахаросодержащих напитков;

- развитие инструментов для формирования долгосрочных сбережений граждан, в том числе:

- увеличение единого налогового вычета до 1 млн рублей для линейки семейных инвестиционных инструментов, основанных на действующих механизмах долгосрочных сбережений;

- стимулирование работодателей для участия в программе долгосрочных сбережений в пользу своих работников (путем учета взносов работодателей в составе расходов для целей налогообложения прибыли и ограничения обложения страховыми взносами таких взносов);

- запуск системы возмещения имущества граждан на индивидуальных инвестиционных счетах с 1 января 2026 года (представление права на получение компенсационной выплаты до 1,4 млн руб. в случае неполучения ими в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в полном объеме имущества, причитающегося им в связи с прекращением договора на ведение ИИС-3);

- предоставление налогового вычета по НДФЛ в отношении уплаченных сумм по договорам долгосрочного страхования жизни, в том числе долевого страхования жизни (в пределах размера налогового вычета по договорам долгосрочных сбережений);

- развитие страхования жизни за счет введения новых видов страхования, что позволит повысить охват страхованием посредством привлечения новых категорий страхователей;

- совершенствование института изменения срока уплаты налоговых платежей:

- расширение сферы применения отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей для лиц, занятых сезонными видами деятельности;

- оптимизация количества представляемых документов для целей получения отсрочки или рассрочки;

- увеличение предельно возможного срока инвестиционного налогового кредита с 5 до 10 лет;

- сокращение количества обстоятельств, препятствующих представлению отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.