2.2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 - 2028 годы разработаны на основании соответствующего базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ (далее - базовый прогноз).

Базовый прогноз не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта: введенные внешние ограничения сохранятся на протяжении всего рассматриваемого периода.

Фиксируемое с начала 2025 года замедление деловой активности - рост ВВП в I - II квартале 2025 года составил умеренные 1,4% и 1,1% г/г после 4,1% и 4,3% в 2023 и 2024 годах соответственно - фиксирует процесс "мягкой посадки" в экономике, первые признаки которого наблюдались со второй половины прошлого года. Более сдержанные темпы роста ВВП преимущественно связаны с поступательным охлаждением спроса - как потребительского, так и инвестиционного - отражающим окончание восстановительной фазы экономического роста. На этом фоне ожидается, что по итогам 2025 - 2026 годов темпы роста экономики сложатся на уровне 1,0% и 1,3% соответственно. В то же время естественное охлаждение ранее перегретого внутреннего спроса позволит перейти к траектории более сбалансированного и устойчивого экономического роста. В результате в 2027 - 2028 годах экономическая динамика закрепится на умеренной траектории в 2,8% - 2,5% соответственно, а в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0%, что соответствует уровням, заложенным в национальных целях развития.

Устойчиво высокий спрос на труд (уровень безработицы удерживается на минимальных исторических значениях в 2,2% в мае - июле 2025 года) продолжает поддерживать рост реальных доходов населения (с 6,1% г/г и 7,3% г/г в 2023 - 2024 годах до 7,8% г/г в I полугодии 2025 года). В дальнейшем данная тенденция сохранится - высокая потребность в рабочей силе (уровень безработицы прогнозируется на уровне 2,3 - 2,6% в 2025 - 2028 годах) будет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию умеренного, но устойчивого роста.

Под влиянием жесткой денежно-кредитной политики (обеспечившей охлаждение кредитования и рост сберегательной активности) и нейтрального с 2025 года вклада бюджетной политики в динамику денежных агрегатов, потребительский спрос поступательно охлаждается, а инфляционное давление ослабевает (в августе темпы роста потребительских цен опустились до 8,14% г/г с высоких 10,34% в марте). В дальнейшем проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики приведет к возвращению инфляции к целевому ориентиру в 4%.

Цены на нефть по сравнению с пиковыми значениями 2022 года снизились и остаются под давлением: помимо ранее действовавших условий (окончание процесса перераспределения сырьевых рынков сбыта, восстановление спроса на альтернативные источники энергии) усилилась неопределенность в отношении темпов роста мирового спроса на фоне тарифной эскалации США. На этом фоне наблюдается высокая волатильность нефтяных котировок со смещением рисков на среднесрочном горизонте в негативную сторону.

Таблица 2.2.1. Основные параметры базового прогноза СЭР

Показатель

2025

2026

2027

2028

Экспортная цена на российскую нефть, $/барр.

58,0

59,0

61,0

65,0

Курс доллара США к рублю

86,1

92,2

95,8

100,1

ВВП, трлн руб.

217,3

235,1

255,5

276,3

Темп роста ВВП, % г/г

1,0

1,3

2,8

2,5

Инвестиции в основной капитал, % г/г

1,7

-0,5

3,8

3,3

Реальные располагаемые доходы, % г/г

3,8

2,1

3,5

3,0

ИПЦ, на конец года

6,8

4,0

4,0

4,0

Экспорт товаров, млрд $

412,9

431,5

462,2

505,5

Импорт товаров, млрд $

306,0

308,5

326,9

341,5