Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 - 2028 годы разработаны на основании соответствующего базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ (далее - базовый прогноз).
Базовый прогноз не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта: введенные внешние ограничения сохранятся на протяжении всего рассматриваемого периода.
Фиксируемое с начала 2025 года замедление деловой активности - рост ВВП в I - II квартале 2025 года составил умеренные 1,4% и 1,1% г/г после 4,1% и 4,3% в 2023 и 2024 годах соответственно - фиксирует процесс "мягкой посадки" в экономике, первые признаки которого наблюдались со второй половины прошлого года. Более сдержанные темпы роста ВВП преимущественно связаны с поступательным охлаждением спроса - как потребительского, так и инвестиционного - отражающим окончание восстановительной фазы экономического роста. На этом фоне ожидается, что по итогам 2025 - 2026 годов темпы роста экономики сложатся на уровне 1,0% и 1,3% соответственно. В то же время естественное охлаждение ранее перегретого внутреннего спроса позволит перейти к траектории более сбалансированного и устойчивого экономического роста. В результате в 2027 - 2028 годах экономическая динамика закрепится на умеренной траектории в 2,8% - 2,5% соответственно, а в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0%, что соответствует уровням, заложенным в национальных целях развития.
Устойчиво высокий спрос на труд (уровень безработицы удерживается на минимальных исторических значениях в 2,2% в мае - июле 2025 года) продолжает поддерживать рост реальных доходов населения (с 6,1% г/г и 7,3% г/г в 2023 - 2024 годах до 7,8% г/г в I полугодии 2025 года). В дальнейшем данная тенденция сохранится - высокая потребность в рабочей силе (уровень безработицы прогнозируется на уровне 2,3 - 2,6% в 2025 - 2028 годах) будет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию умеренного, но устойчивого роста.
Под влиянием жесткой денежно-кредитной политики (обеспечившей охлаждение кредитования и рост сберегательной активности) и нейтрального с 2025 года вклада бюджетной политики в динамику денежных агрегатов, потребительский спрос поступательно охлаждается, а инфляционное давление ослабевает (в августе темпы роста потребительских цен опустились до 8,14% г/г с высоких 10,34% в марте). В дальнейшем проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики приведет к возвращению инфляции к целевому ориентиру в 4%.
Цены на нефть по сравнению с пиковыми значениями 2022 года снизились и остаются под давлением: помимо ранее действовавших условий (окончание процесса перераспределения сырьевых рынков сбыта, восстановление спроса на альтернативные источники энергии) усилилась неопределенность в отношении темпов роста мирового спроса на фоне тарифной эскалации США. На этом фоне наблюдается высокая волатильность нефтяных котировок со смещением рисков на среднесрочном горизонте в негативную сторону.
Таблица 2.2.1. Основные параметры базового прогноза СЭР
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875