Таблица 33. Краткая информация по льготе

Показатель

Описание

Описание льготы

НДД является новой системой налогообложения в нефтегазовой отрасли с 2019 года.

Условия применения льготы

Действует с 1 января 2019 года

Применяется при условии соблюдения установленных требований и подаче заявления.

Срок применения не ограничен.

Количество участков недр за период анализа

40

Наличие обязательств

Нет.

За период анализа (2019 - 2023 годы) общее количество участков недр во 2 группе НДД составило 40, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 28 <42> участков.

--------------------------------

<42> 11 участков недр не вошли в анализ по причине нулевой добычи нефти и газового конденсата за период анализа, 1 участок недр по причине уточнения деклараций.

В 2024 году на 2 группу НДД пришлось 7,2% общероссийской добычи нефти и газового конденсата или порядка 37,2 млн тонн.

Рисунок 74

Рисунок 75

С 2019 года по 2024 год общая величина выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации, по данным системы, в связи с предоставлением данной льготы увеличилась с 178,6 млрд рублей до 241,3 млрд рублей (в 1,4 раза).

Среднее значение рентабельности по свободному денежному потоку по участкам недр 2 группы НДД за период анализа составило 20,8% (20,7% по результатам анализа прошлого года), среднее значение свободного денежного потока в расчете на тонну добычи находилось на уровне 7,6 тыс. рублей (7,4 тыс. рублей по результатам анализа прошлого года).

По итогам анализа совокупная доля добычи нефти и газового конденсата на "красных" и "желтых" участках недр во 2 группе НДД оценивается в 96,0% (44,9 млн тонн), в том числе 20,8% "красных" и 75,1% "желтых" (30,6% и 61,7% по результатам анализа прошлого года соответственно). Доля участков недр с низкой рентабельностью в общей структуре добычи по 2 группе НДД составила 4,0%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр во 2 группе НДД является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения. В условиях действия соглашения "ОПЕК+" это формирует стимулы для замещения добычи, не применяющей налоговые льготы, той добычей, в отношении которой применяются налоговые льготы, предусмотренные в рамках 2 группы НДД.

Как следствие, целесообразно обсуждение с заинтересованными органами исполнительной власти и отраслевым сообществом корректировки параметров 2 группы НДД.