19. О дискриминационных условиях

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле торговым сетям и поставщикам в торговую сеть запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Характер дискриминационных условий договора придает не формальное отличие от условий договора с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов с другими при прочих равных условиях, в том числе в случае отсутствия объективного обоснования разных условий в отношении одного и того же товара. Под различными условиями понимаются как условия, предусмотренные договором, так и фактические условия сотрудничества.

При этом обоснованием установления различных условий договора может являться, в частности:

- различный объем и ритмичность поставок закупаемого товара, которые влияют на затраты продавца в связи с производством/реализацией товара различным потребителям;

- разница в затратах, связанных с доставкой товара (железнодорожные и иные тарифы, таможенное оформление и уплата таможенных пошлин);

- различие в качественных характеристиках товара (различия в себестоимости, а также особенности способа (технологии) производства), не позволяющих выделять товар с отличными характеристиками в отдельный товарный рынок;

- условия оплаты (предоплата или отсрочка платежа);

- прочие условия.

Вопрос о наличии признаков нарушения в действиях, относящихся к разным периодам времени, является оценочным.

Антимонопольным законодательством не установлены четкие критерии оценки того или иного обоснования разницы в условиях в качестве надлежащего. На основании изложенного, решение о признании условий дискриминационными принимается в каждом конкретном случае с учетом совокупности обстоятельств и возможных последствий.

Таким образом, выбор торговой сетью и поставщиком в торговую сеть различных подходов к определению условий договора поставки по отношению к различным контрагентам может содержать признаки создания дискриминационных условий.

Например, если любая из услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, оказываемых торговой сетью поставщикам, является идентичной для всех поставщиков, имеет одинаковое содержание и объем действий торговой сети при ее оказании разным поставщикам, торговая сеть может нести на ее оказание равные затраты. В этом случае установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) может быть рассмотрено антимонопольным органом на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Часть 2 статьи 13 Закона о торговле предусматривает, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 статьи 13 (за исключением действий, указанных в пункте 4 части 1 статьи 13), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.