16. О размещении информации поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями

Частью 1 статьи 9 Закона о торговле установлено, что торговая сеть обязана обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Согласно части 2 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать торговым сетям доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети "Интернет".

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Согласно пункту 6 статьи 2 Закона об информации доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Соответственно, Закон о торговле устанавливает для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров симметричные требования по размещению на своих сайтах в сети "Интернет" определенной информации для контрагентов (потенциальных контрагентов) в целях соблюдения баланса интересов участников рынка торговли продовольственными товарами, в том числе путем обеспечения возможности получения информации и ее использования.

Из имеющейся судебной практики по частям 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле усматривается, что информация должна размещаться в сети "Интернет" в открытом доступе без каких-либо ограничений (необходимости получения дополнительных паролей, разрешений на просмотр страницы сайта и т.п.) (судебное дело N А74-12043/2017). Таким образом, доступ поставщиков продовольственных товаров к предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона о торговле информации не следует ограничивать какими-либо требованиями о получении паролей, разрешений для доступа на сайт торговой сети и т.п. Размещение такой информации целесообразно осуществлять на принципах открытости, актуальности, равной доступности, определенности требований и критериев (отсутствие возможности их произвольного толкования), равного соблюдения требований по защите конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность для поставщиков и для торговых сетей.

Неопределенность информации, размещение которой на сайте торговой сети в сети "Интернет" предусмотрено частью 1 статьи 9 Закона о торговле, приравнивается к ее отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией поставщиками в целях заключения договоров поставки, следовательно, не соблюдается и цель обеспечения поставщиков такой информацией (судебное дело N А60-27063/2013).

Например, если размещенная на сайте торговой сети информация носит общий характер, то сформулированные в обобщенном виде условия (высокое качество товаров, лучшие ценовые предложения) могут вводить поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и могут создавать ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям (судебное дело N А60-35180/2011).

Таким образом, исходя из приведенных выше судебных актов, положений Закона о торговле, Закона об информации, торговые сети и поставщики продовольственных товаров обязаны в силу частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле обеспечить контрагентам (потенциальным контрагентам) свободный доступ к конкретной информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров (для поставщиков продовольственных товаров) путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети "Интернет".

Вместе с тем Закон о торговле не детализирует состав информации, подлежащей размещению на сайтах торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 указанного Закона, что может приводить к возникновению ряда проблем во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

Учитывая изложенное, ФАС России рекомендует использовать следующие подходы по вопросам применения части 1 статьи 9 Закона о торговле, в том числе касательно видов, порядка, способов, состава и сроков раскрытия соответствующей информации.

Для достижения целей части 1 статьи 9 Закона о торговле торговым сетям рекомендуется размещать, в частности, следующие сведения:

- критерии отбора поставщиков продовольственных товаров;

- перечень критериев, несоответствие поставщика которым является основанием для отказа в сотрудничестве;

- перечень требований к товару, таре, упаковке, маркировке, сроку годности, размеру партий, разрешительной и сопроводительной документации;

- периоды, сроки и порядок проведения договорных (закупочных) кампаний, в том числе периоды, сроки и порядок работы ассортиментных комитетов (при их наличии);

- порядок проведения торгов или иных закупочных процедур на определенные категории товаров, включающий сроки извещения, сроки и порядок подачи предложений, сроки и порядок рассмотрения предложений и критерии определения победителей (в случае, если предусмотрено проведение таких закупочных процедур);

- требования к порядку и форме подачи коммерческих предложений, к их содержанию, в том числе перечень обязательных сведений (информации), адреса для подачи предложений, а также перечень прилагаемых документов;

- порядок и сроки информирования поставщиков о принятых решениях по результатам рассмотрения коммерческих предложений.

Также ФАС России рекомендует поставщикам и торговым сетям дополнительно размещать на сайте в сети "Интернет" типовую форму договора поставки продовольственных товаров, содержащую в том числе следующие условия:

- условия оплаты товаров и проведения взаиморасчетов;

- порядок документооборота, включая порядок электронного обмена данными, перечень документов, транслируемых через систему электронного документооборота;

- условия расторжения договоров поставки продовольственных товаров.

Торговым сетям и поставщикам, присоединившимся к Кодексу добросовестных практик взаимодействия ритейлеров и поставщиков потребительских товаров (далее - Кодекс), дополнительно рекомендуется раскрывать внутренний документ, подтверждающий присоединение к Кодексу, и контакты сотрудников, отвечающих за разрешение споров по несоблюдению положений Кодекса.

В целях повышения прозрачности взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями Торговым сетям рекомендуется также раскрывать информацию об оказываемых ими услугах по продвижению товаров, в частности, перечень услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, предлагаемых поставщикам, и цены на услуги по продвижению товаров.

Торговым сетям рекомендуется раскрывать также иную дополнительную информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров. При этом объем и содержание, а также способы раскрытия информации должны быть равными и доступными для всех поставщиков продовольственных товаров. Также предполагается, что изменения, внесенные в размещенную на сайте в сети "Интернет" информацию, подлежат оперативному опубликованию в целях поддержания актуальности размещенных сведений.

Ссылку на соответствующий раздел сайта, содержащий информацию, указанную в части 1 статьи 9 Закона о торговле, целесообразно размещать на главной странице сайта. Для достижения целей части 1 статьи 9 Закона о торговле торговым сетям необходимо сообщать по запросам поставщиков адреса сайтов в сети "Интернет", на которых размещена информация.