3.1. Разработка бизнес-плана УПК

Работа по созданию УПК начинается с разработки бизнес-плана. Разработанный бизнес-план УПК должен включать все необходимые аспекты организации и управления УПК.

Бизнес-план является исходным ключевым документом для приносящей доход деятельности, который позволит избежать грубых ошибок и финансовых потерь. Бизнес-план - это документ, в котором определяются основные направления деятельности УПК, ставятся цели и задачи, а также способы их решения.

Как показывает практика, бизнес-план необходим для всех форм и видов предпринимательства на каждом этапе развития. Прежде всего, следует тщательно проанализировать свои идеи и намеченные цели, проверить их разумность, исполнимость и тем самым снизить вероятность риска неудач.

Существуют две главные цели составления бизнес-плана. Первая цель - внешняя - заключается в том, чтобы получить финансирование, необходимое для создания, развития и роста УПК. Вторая - внутренняя - состоит в том, чтобы составить стратегию и план развития УПК. Такой бизнес-план позволяет УПК эффективно работать последующие два-три года и развиваться в заданном направлении, позволяет правильно принимать управленческие решения. Кроме того, хорошо разработанные бизнес-планы обеспечивают операционное управление, позволяют правильно сформировать структуру УПК, создающую УПК конкурентный потенциал, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли от производимой продукции и/или выполнения работ, оказания услуг.

Бизнес-план позволяет решить целый ряд задач:

- определить не только направления приносящей доход деятельности УПК, но и перечень производимых товаров, работ, услуг (платные услуги, ремонтные мастерские, номенклатура производимой продукции, и др.);

- оценить конкурентоспособность продукции и/или работ, услуг, которые будет производить УПК;

- оценить соответствие компетенции работников (команды) поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка продукции, работ, услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;

- предусмотреть возможные риски (проблемы);

- найти возможности сотрудничества, взаимодействия с предприятиями и другими образовательными организациями.

При создании бизнес-плана используют в том числе метод стратегического планирования с элементами SWOT-анализа, который позволяет оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие деятельности УПК, и показывает возможные перспективы развития и угрозы извне. На основе SWOT-анализа бизнес-план дает возможность выявить сильные и слабые стороны УПК, определить потребность для осуществления запланированной деятельности, оценить перспективы, предвидеть вероятные трудности и риски, предусмотреть мероприятия, которые не дадут им возможности перерасти в неразрешимые проблемы. Если выбранные продукты, работы или услуги по различным признакам могут оказаться убыточным, то составленный бизнес-план должен отразить это. Целесообразно вначале составить и просчитать бизнес-план, проанализировать его, при необходимости переработать или отказаться от его реализации при прогнозировании неудовлетворительных результатов.

Независимо от особенностей, характера и условий предстоящей деятельности, объема производства и вида выполняемых работ, изготавливаемых продуктов, предоставляемых услуг, разработка бизнес-плана УПК состоит из традиционных этапов, анализа и расчетов, которые применяются для планирования разнообразных видов приносящей доход деятельности.

Работу над созданием бизнес-плана делят на несколько этапов, результаты работы над каждым из этапов дают возможность прописать разделы бизнес-плана.

В бизнес-плане есть динамические и статические разделы. Чтобы бизнес-план был актуальным и в то же время объективным, его необходимо периодически пересматривать, так как в некоторые разделы со временем возможно надо будет вносить изменения, а некоторые разделы являются фундаментальными и составляют основу бизнес-плана.

Такие разделы, как маркетинговые стратегии, организационная структура, ценовые стратегии, операционные стратегии, структура управления, продукты и услуги, будут меняться в результате изменений, происходящих в организации и ее окружении. В то же время такие разделы, как видение и миссия, корпоративные ценности, цели и задачи, вряд ли изменятся со временем, если только не будут достигнуты основные цели, и тогда их необходимо будет пересмотреть.

На первом этапе происходит сбор и анализ информации о продукции или услуге, которая впоследствии включается в раздел 4 бизнес-плана. Затем происходит сбор и анализ информации о конкурирующих видов товаров (работ, услуг), который включает в себя 5 и 6 разделы. На третьем этапе выполняется анализ состояния и возможностей УПК, определяется потребность в дополнительном материально-техническом оснащении (раздел 3). Далее выполняется разработка маркетинговой стратегии (раздел 8), анализ ресурсной базы профессиональной образовательной организации по направлению УПК (раздел 7) (до начала деятельности УПК ПОО уже должна иметь современную материально-техническую базу, необходимую для производства соответствующих продуктов (товаров, работ/услуг)), выполняется предварительное финансовое планирование (раздел 11) (УПК, как часть ПОО, должно осуществлять свою деятельность на основании плана (сметы) с расчетом доходов и расходов и не может создавать обязательства, не обеспеченные финансированием).

При разработке организационной структуры соответственно оформляется организационный план УПК (раздел 9), и на последнем этапе вся проанализированная информация оформляется в бизнес-план.

Важной особенностью работы над бизнес-планом УПК является тот факт, что резюме оформляется на последнем этапе разработки, несмотря на то, что в структуре самого бизнес-плана идет первоочередным. Объясняется это тем, что для составления достоверного резюме проекта нужно пройти поочередно все этапы разработки.

Примерное содержание разделов бизнес-плана как результат проделанной работы приведено в таблице.