3.3. Внесение изменений в устав ПОО, реализующей программы СПО, на базе которой планируется создание УПК; включение дополнительного вида деятельности (при необходимости)

При реализации третьего этапа ПОО необходимо:

- получение согласия учредителя на изменение в устав ПОО;

- внесение изменений в ЕГРЮЛ по кодам, планируемым к реализации видам деятельности (ОКВЭД);

- приобретение специальной правоспособности для осуществления специальных видов деятельности (лицензия, аккредитация, членство в СРО, и пр.).

Примечание: Если новый вид деятельности, хотя и не реализовывался ранее, но уже предусмотрен в уставе, тогда изменение устава не потребуется.

Федеральным законом N 273-ФЗ определено, что образовательные организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, в которой они созданы, являются некоммерческими организациями.

В соответствии с частью 4 статьи 50 ГК РФ (часть первая) некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении следующих условий:

- право на осуществление приносящей доход деятельности предусмотрено уставом;

- приносящая доход деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует таким целям.

Указанный в уставе ПОО перечень видов деятельности является исчерпывающим. Поэтому при создании УПК в устав необходимо внести дополнительные виды приносящей доход деятельности (если они отсутствуют) либо расширить их при необходимости.

Применительно к бюджетным учреждениям аналогичное правило предусмотрено пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которому бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Если ПОО принимает решение о реализации нового вида деятельности в рамках создаваемого УПК, а в уставе не указан соответствующий вид деятельности организации, нужно внести соответствующие изменения в устав.

Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ устав ПОО утверждает ее учредитель. Федеральный закон N 273-ФЗ не устанавливает особый порядок принятия устава ПОО коллективом образовательной организации. Таким образом, порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством.

Аналогичная норма содержится в статье 14 Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно указанной статье данного Федерального закона, устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем. С 01.03.2023 вступили в силу поправки в пункт 3.1 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать указания о структуре, а следовательно, в устав необходимо включить условие о создании или возможности создания УПК.

Необходимо также учесть, что если УПК создается на территориальной удаленности от образовательной организации с оборудованием там стационарных рабочих мест, созданных более чем на один месяц, то такое подразделение в соответствии со статьей 11 НК РФ будет являться обособленным.

Изменения в устав вносятся в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом N 174-ФЗ. Согласно части 1 статьи 7 данного Федерального закона, устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ, учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения. Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

Кроме того, если для производства соответствующих товаров выполнения работ/услуг, ПОО требуется специальная правоспособность (лицензия, аккредитация, членство в СРО), разработка технических условий или иной специальной документации и т.д.), то соответствующая правоспособность должна быть получена до начала деятельности УПК.

Любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может осуществляться только при наличии лицензии. Статьей 12 Федерального закона N 99-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Выдают лицензии специальные лицензирующие органы (их территориальные отделения), которые указаны в Постановлении Правительства от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

Для получения лицензии в лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в статье 13 Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных правовыми актами, регламентирующими порядок лицензирования (по соответствующему виду деятельности).

Если законом прямо не установлено иное, совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности. Но в таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков согласно ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

Осуществление юридическим лицом лицензируемой деятельности без наличия соответствующей лицензии является также административным правонарушением (статьи 14.1, 14.1.1, 14.1.2, 13.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и может явиться основанием для ликвидации юридического лица согласно п. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Если же осуществление деятельности без лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, это может стать основанием для уголовной ответственности в соответствии со статьей 171 Уголовного Кодекса РФ.