II. Общие положения

4. Целями расследования нарушения в работе судна, проводимого комиссией по расследованию нарушения (далее - комиссия), созданной ЭО или ССО в соответствии с пунктами 5, 30, 34 Положения, являются:

а) установление причин нарушения в работе судна;

б) разработка мер, предотвращающих повторение нарушений в работе судов вследствие причин, вызвавших ранее нарушения нормальной эксплуатации <1> (далее - корректирующие меры).

--------------------------------

<1> Пункт 30 НП-022-17.

5. Расследование и учет нарушений в работе судов с ЯР, имеющих признаки и (или) последствия нарушений в работе судов с ЯР (категории нарушений в работе судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания приведены в приложении N 2 к Положению), должны проводиться:

а) ССО - при строительстве судов с ЯР со дня оформления акта по результатам проверки готовности ССО, материальной части судна с ЯР, персонала сдаточной команды, обеспечивающей проведение загрузки, оформленного в соответствии с абзацем восьмым пункта 129 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-029-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2017 г. N 352 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2017 г., регистрационный N 48343);

б) ЭО - после приемки судна с ЯР в эксплуатацию <2>.

--------------------------------

<2> Часть третья статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

6. Расследование и учет нарушений в работе судов АТО, имеющих признаки и (или) последствия, указанные в приложении N 2 к Положению, должны проводиться ЭО (после приемки судна АТО в эксплуатацию) со дня поступления на судно ядерных материалов, радиационных источников, РВ или РАО.

7. ЭО или ССО, в зависимости от признаков и (или) последствий нарушения в работе судна, должна отнести данное нарушение к одной из категорий, приведенных в приложении N 2 к Положению. В случае если признаки и (или) последствия нарушения в работе судна позволяют отнести его к нескольким категориям, то такое нарушение должно быть отнесено к наиболее высокой из указанных категорий.

8. Расследование и учет нарушений в работе судов должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию), если указанные нарушения не сопровождались признаками и (или) последствиями, приведенными в приложении N 2 к Положению, и были обусловлены:

а) выполнением работ по техническому обслуживанию ЯЭУ, предусмотренных руководством по эксплуатации судна и инструкциями по эксплуатации систем и (или) элементов ЯЭУ;

б) выводом из работы систем и (или) элементов для устранения неисправностей и дефектов в соответствии с эксплуатационной документацией;

в) диспетчерским графиком нагрузки, работой противоаварийной системной автоматики или нарушениями в работе энергосистемы плавучего энергоблока, а также если это предусмотрено программой пуска плавучего энергоблока.

9. Расследование и учет следующих нарушений в работе судов в случае, если они не сопровождались признаками и (или) последствиями, приведенными в приложении N 2 к Положению, должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию):

а) выявленные при техническом обслуживании и (или) ремонте отказы или неисправности, которые могут привести к отказам:

элементов активных зон, внутриреакторных устройств и компонентов, оборудования ЯР;

внутренних устройств и компонентов оборудования, предназначенного для хранения облученных тепловыделяющих сборок;

элементов систем управления и защиты;

исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность;

устройств перегрузки активной зоны ЯР и транспортно-технологического оборудования, используемого при обращении с тепловыделяющими сборками и облученными тепловыделяющими сборками;

электротехнического и электронного оборудования;

арматуры или схемы ее управления;

элементов циркуляционного насоса первого контура;

насоса контура охлаждения оборудования, предназначенного для хранения облученных тепловыделяющих сборок;

элементов систем второго контура ЯЭУ судов с ЯР после второй запорной арматуры, считая от ЯР;

уплотнений разъемных соединений трубопроводов и сосудов;

оборудования локализующих систем безопасности;

опорных и несущих конструкций реактора, оборудования АТО, предназначенных для хранения облученных тепловыделяющих сборок;

б) выявленные при контроле за состоянием металла и (или) техническом освидетельствовании дефекты и повреждения, изменения физико-механических свойств и структуры металла оборудования и трубопроводов ЯЭУ судов с ЯР или оборудования АТО.

10. ЭО и ССО должны обеспечить сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации о нарушениях в работе судов, указанных в пункте 7 Положения.

11. Одновременные нарушения в работе двух РУ двухреакторной ЯЭУ судна с ЯР, вызванные отказом по одной и той же причине, должны расследоваться и учитываться как одно нарушение.

12. Результаты расследования нарушений в работе судов, указанных в пунктах 8, 9 Положения, должны представляться в годовых отчетах по оценке текущего состояния безопасности, разрабатываемых в соответствии с требованиями пункта 142 НП-022-17.

13. В случае если при рассмотрении Ростехнадзором информации, указанной в пункте 12 Положения, выявлены признаки и (или) последствия нарушений, соответствующие приложению N 2 к Положению, по письменному запросу Ростехнадзора, содержащему сведения о выявленных признаках и (или) последствиях нарушения, ЭО или ССО должна провести расследование. Расследование должно осуществляться в соответствии с требованиями главы IV Положения.

14. После приемки судна в эксплуатацию ССО должна обеспечить передачу в ЭО обобщенной информации обо всех нарушениях в работе судна, произошедших при строительстве судна.

15. По результатам расследования нарушения в работе судна ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должны выполнить анализ причин аналогичных нарушений, произошедших ранее, анализ эффективности принятых по результатам расследования указанных нарушений корректирующих мер, а также анализ возможности возникновения аналогичных нарушений в работе других судов.