IV. Требования к расследованию нарушений в работе судов

30. Для проведения расследования нарушения в работе судна, находящегося в пункте базирования, в ССО или в составе ядерного объекта <12> комиссия должна быть создана и начать работу не позднее пяти суток с момента обнаружения нарушения. В случае если для судна, находящегося на момент нарушения за пределами акватории и территории пункта его базирования, ССО или ядерного объекта, создание комиссии в течение пяти суток со дня обнаружения нарушения невозможно по условиям плавания судна, то комиссия должна быть создана и начать работу не позднее пяти суток после прибытия судна в порт базирования (захода).

--------------------------------

<12> Абзац сорок третий пункта 2 Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456.

31. Расследование нарушения в работе судна должно быть закончено в течение 30 рабочих дней со дня начала работы комиссии.

32. В случае если в ходе расследования нарушения в работе судна указанные в пункте 4 Положения цели расследования не достигнуты, то:

а) комиссией должен быть оформлен предварительный отчет о результатах расследования нарушения в работе судна;

б) уполномоченным лицом или лицом, его замещающим, утвердившим локальный акт о создании комиссии, должна быть прекращена работа комиссии;

в) ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должны разработать план по достижению целей расследования. Данный план должен быть представлен в течение 15 рабочих дней в МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, а для нарушений категорий А1 - А4, П1 дополнительно в центральный аппарат Ростехнадзора.

33. После достижения целей расследования, указанных в пункте 4 Положения, ССО или ЭО должны направить отчет о результатах расследования нарушения в работе судна (далее - отчет о расследовании) в соответствии с пунктом 46 Положения.

34. Решение о создании комиссии принимается уполномоченным лицом или лицом, его замещающим, ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию).

35. В состав комиссии по расследованию нарушения в работе судна с признаками и (или) последствиями нарушений категорий А1 - А4, П1 должны быть включены представители:

а) органа управления использованием атомной энергии (по согласованию);

б) МЧС России (по согласованию);

в) Ростехнадзора;

г) ФМБА России (по согласованию);

д) ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию);

е) организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии;

ж) головных научной, конструкторской и проектной организаций, определенных органом управления использованием атомной энергии (при их наличии) <13>.

--------------------------------

<13> Часть вторая статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

36. В состав комиссии по расследованию нарушений в работе судна с признаками и (или) последствиями нарушений категорий П2 - П4 должны быть включены не менее одного человека из представителей ССО (на этапе строительства судна), ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, перечень которых определяет ССО (на этапе строительства) судна или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию).

В зависимости от характера нарушения в работе судна ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) включает в состав комиссии также представителей головных научной, конструкторской организаций, конструкторских и проектных организаций, определенных органом управления использованием атомной энергии (при их наличии).

37. ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должна проинформировать членов комиссии, созданной в соответствии с пунктами 34 - 36 Положения, отдел МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющий надзор за ЯРБ данного судна, о создании, месте и времени начала работы комиссии.

38. До начала работы комиссии ССО (на этапе строительства судна) или капитан судна либо начальник смены ПАС (после приемки судна в эксплуатацию) обязаны:

а) принять меры, сохраняющие обстановку в месте нарушения в работе судна с признаками и (или) последствиями категорий А1 - А4, П1 такой, какой она была на момент его выявления, прекратить все работы с системами и (или) элементами в помещениях судна, где произошло нарушение, а также исключить доступ персонала к месту нарушения в случае, если доступ персонала не требуется для исключения дальнейшего развития нарушения и предотвращения опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения. В случае невозможности сохранения обстановки, сложившейся на момент выявления нарушения в работе судна, она должна быть зафиксирована посредством составления схем, использования средств фото- и видеофиксации;

б) зафиксировать в документах параметры и состояние ЯЭУ судна с ЯР или систем и элементов АТО судна АТО до и после нарушения в работе судна, состояние электроэнергетической системы судна, основных, резервных источников электропитания судна в момент нарушения. Сохранить (в том числе с помощью фото- и видеофиксации) основные тенденции изменения указанных параметров в едином масштабе времени до, в момент и после нарушения в работе судна, показания журналов исполнительной, предупредительной и аварийной сигнализации, журнала сигнализации о неисправностях, несоответствии состояний оборудования и арматуры, журнала регистрации действий оператора (при их наличии в составе автоматизированной системы управления технологическим процессом судна);

в) принять меры, ограничивающие доступ к приборам системы управления и защиты РУ ЯЭУ судна с ЯР, системам контроля технологических параметров ЯЭУ судна с ЯР, системам контроля параметров систем и элементов АТО судна АТО, системам регистрации нарушений и другой регистрирующей аппаратуре, поврежденному оборудованию (запрещается вскрывать контрольно-измерительную аппаратуру, менять уставки предупредительных и аварийных сигналов с момента выявления нарушения в работе судна) в случае, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения. В случае невозможности сохранения обстановки, сложившейся на момент выявления нарушения в работе судна, должны быть приняты меры по сохранению информации о работе приборов системы управления и защиты РУ ЯЭУ судна с ЯР, систем контроля технологических параметров ЯЭУ судна с ЯР, систем контроля параметров систем и элементов АТО судна АТО, систем регистрации нарушений и другой регистрирующей аппаратуры, поврежденного оборудования;

г) обеспечить сохранность эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, а также отчетной документации по эксплуатации систем и механизмов судна на всех видах регистрирующих носителей.

39. При расследовании нарушения в работе судна комиссия должна:

а) ознакомиться с документацией, указанной в подпунктах "б" и "в" пункта 42 Положения;

б) провести визуальное обследование места нарушения в работе судна, оборудования и помещений судна;

в) установить последовательность событий, обусловивших нарушение работоспособного состояния систем и (или) элементов (далее - отказов систем и (или) элементов) и ошибок персонала при нарушении в работе судна;

г) провести анализ действий, предпринятых для выяснения причин отказов систем и (или) элементов, ошибок персонала;

д) изучить информацию об идентичных (сходных) нарушениях в работе судов, имевших место ранее;

е) определить последствия нарушения в работе судна (нарушение ПБЭ и (или) УБЭ, эксплуатационных пределов и (или) условий):

выход РВ за физические барьеры <14>;

--------------------------------

<14> Пункт 9 НП-022-17.

облучение лиц из числа персонала судна и населения;

наличие погибших и (или) получивших травмы;

загрязнение РВ систем и (или) элементов, помещений судна, территории и (или) акватории пункта базирования судна, ССО или ядерного объекта;

загрязнение РВ территории и (или) акватории за пределами пункта базирования судна, ССО или ядерного объекта;

повреждение систем и (или) элементов, важных для безопасности, ЯЭУ судов с ЯР или оборудования АТО;

продолжительность вывода ЯЭУ из действия;

ж) выявить ошибки персонала (при их наличии), явления, процессы или состояния, обусловившие нарушение нормального протекания технологических процессов (далее - непосредственные причины);

з) выявить ошибки персонала, обстоятельства, создавшие условия для наличия или проявления непосредственной причины (далее - коренные причины);

и) оценить достаточность принятых мер по локализации и ликвидации последствий нарушения в работе судна;

к) оценить влияние (возможное влияние) нарушения на безопасность судна;

л) выявить недостатки в действиях персонала, в работе систем и (или) элементов, важных для безопасности, в техническом обслуживании и ремонте, в документации, в организации проведения работ на судне, не связанных непосредственно с нарушением в работе судна;

м) представить предложения о корректирующих мерах, касающихся ремонта, замены, конструирования, проектирования, изготовления, монтажа, наладки, систем и (или) элементов, изменений в нормативной и эксплуатационной документации, действий персонала.

40. Комиссия имеет право получать объяснения от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на судне на момент выявления нарушения в работе судна, требовать от ССО (при строительстве судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) проведения испытаний (при необходимости), проверок.

41. ССО (при строительстве судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должна:

а) обеспечить размещение членов комиссии;

б) предоставить комиссии информацию и обеспечить беспрепятственный доступ на территорию пункта базирования судна, ССО или ядерного объекта, в помещения судна, к оборудованию и документации, имеющей отношение к расследованию нарушения в работе судна;

в) предоставить организационную, проектную, эксплуатационную и другую документацию, необходимую для работы комиссии;

г) провести (при необходимости) технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, фотографирование объектов, систем и (или) элементов;

д) предоставить помещения для работы, средства связи, транспорт;

е) обеспечить подготовку и предоставление членам комиссии материалов расследования.

42. До начала работы комиссии ССО (при строительстве судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должны организовать:

а) вызов представителей организаций, предусмотренных пунктами 35 или 36 Положения;

б) принятие мер по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, распечаток, магнитофонных записей оперативных переговоров, вахтенных журналов;

в) регистрацию значений нейтронно-физических характеристик ЯР (для судов с ЯР), положения коммутационной аппаратуры, отключающей и регулирующей арматуры, бленкеров, уставок, накладок во время нарушения в работе судна;

г) сбор объяснительных записок сменного персонала, персонала, участвовавшего в ликвидации нарушения, его очевидцев, содержащих информацию, относящуюся к нарушению в работе судна;

д) подготовку графиков (в едином масштабе времени) изменений параметров при возникновении и развитии нарушения в работе судна, необходимых для анализа работы систем и (или) элементов, с нанесенными на них отметками о переключениях, срабатывании предупредительной и аварийной защиты, блокировок на основании имеющихся первичных материалов, подготовку выдержек из журналов исполнительной, предупредительной и аварийной сигнализации, журнала сигнализации о неисправностях, несоответствии состояний оборудования и арматуры, журнала регистрации действий оператора (при их наличии в составе автоматизированной системы управления технологическим процессом судна);

е) представление связанной с нарушением проектной документации, протоколов испытаний, осмотров, проверок, схем, инструкций по эксплуатации;

ж) представление документации по ремонту, а также информации о ранее имевших место нарушениях на данном судне.

43. В случае если в процессе расследования нарушения в работе судна установлены признаки и (или) последствия, в соответствии с которыми оно должно быть отнесено к иной категории, приведенной в приложении N 2 к Положению, и статус комиссии не соответствует требованиям пункта 36 Положения, решение о продолжении работы комиссии или о создании новой принимает орган управления использованием атомной энергии.

Ранее созданная комиссия должна продолжить свою работу до начала работы вновь созданной комиссии, которой она должна передать полученные результаты расследования.

44. По результатам расследования нарушения в работе судна комиссия должна оформить отчет о расследовании (требования к содержанию титульного листа отчета о расследовании нарушения в работе судна или другого плавсредства с ядерными реакторами или судна атомно-технологического обслуживания приведены в приложении N 3 к Положению, требования к структуре и содержанию отчета о расследовании нарушения в работе судна или другого плавсредства с ядерными реакторами или судна атомно-технологического обслуживания приведены в приложении N 4 к Положению).

45. Отчет о расследовании подписывается всеми членами комиссии. При возникновении разногласий окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии, не согласные с принятыми решениями, обязаны изложить в письменной форме свои особые мнения, которые должны быть приложены к отчету о расследовании.

Руководитель ССО (при строительстве судна) или руководитель ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должны быть ознакомлены с отчетом о расследовании под подпись.

46. ССО (на этапе строительства судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) в течение пяти суток после окончания работы комиссии должна направить копии отчета о расследовании с приложениями в:

а) центральный аппарат Ростехнадзора (о нарушениях категорий А1 - А4, П1);

б) МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за ЯРБ данного судна;

в) организацию научно-технической поддержки Ростехнадзора, осуществляющую научно-техническое обеспечение деятельности Информационно-аналитического центра Ростехнадзора <15>;

--------------------------------

<15> Абзац второй подпункта "в" пункта 17 Положения о функциональной подсистеме контроля за ядерно- и радиационноопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2021 г. N 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2021 г., регистрационный N 66445).

г) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (о нарушениях категорий А1 - А4, П1);

д) ФМБА России (о нарушениях категорий А1 - А4, П1);

е) МЧС России (о нарушениях категорий А1 - А4, П1);

ж) головную конструкторскую организацию, разработчику проекта РУ и другие организации в порядке, установленном ССО или ЭО.

47. ССО (при строительстве судна) или ЭО (после приемки судна в эксплуатацию) должны провести дополнительное расследование нарушения в работе судна в случае, если после завершения работы комиссии стала известна дополнительная информация об обстоятельствах, причинах нарушения в работе судна, на основании которой должны быть:

а) уточнена категория нарушения;

б) уточнены непосредственная и (или) коренная причины нарушения;

в) разработаны дополнительные корректирующие меры.

48. Для проведения дополнительного расследования нарушения на судне должна быть создана комиссия в соответствии с пунктами 34 - 36 Положения. ССО или ЭО в этом случае должна подготовить дополнительный отчет о расследовании.

Дополнительный отчет о расследовании и его рассылка осуществляется в соответствии с пунктами 44 - 45 Положения. Дополнительный отчет о расследовании должен содержать ссылку на номер первоначального отчета о расследовании.