к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Положение о порядке
расследования и учета
нарушений в работе судов
и других плавсредств
с ядерными реакторами и судов
атомно-технологического обслуживания",
утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 12 мая 2025 г. N 159
1. Отчет о расследовании нарушения в работе судна должен содержать следующие разделы:
раздел 2 "Описание нарушения";
раздел 3 "Последствия нарушения";
раздел 5 "Предшествующие нарушения";
раздел 6 "Мероприятия по локализации нарушения";
раздел 7 "Оценка нарушения с точки зрения безопасности";
раздел 8 "Недостатки, выявленные при расследовании нарушения";
раздел 9 "Корректирующие меры";
раздел 10 "Перечень документов, которыми руководствовалась комиссия";
2. В разделе 1 "Состав комиссии" должны быть приведены сведения о создании и составе комиссии:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, создавшей комиссию, дата и номер локального нормативного акта о создании комиссии;
б) полное и сокращенное (при наличии) наименования организаций, от которых назначены председатель и члены комиссии, должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии.
3. В разделе 2 "Описание нарушения" должны быть приведены сведения о состоянии судна до нарушения и описание последовательности событий в процессе развития нарушения.
4. Раздел 2 "Описание нарушения" должен иметь следующую структуру:
подраздел 2.1 "Состояние судна до нарушения";
подраздел 2.2 "Описание последовательности событий в процессе развития нарушения";
подраздел 2.3 "Действия, предпринятые для выяснения причин нарушения".
5. В разделе 2 "Описание нарушения" все приводимые сокращенные наименования систем (элементов) и оборудования должны быть расшифрованы при первом использовании таких сокращенных наименований.
6. В разделе 2 "Описание нарушения" единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их написания должны соответствовать Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879.
7. В подразделе 2.1 раздела 2 "Описание нарушения" должны быть приведены сведения о:
а) условиях эксплуатации судна;
б) состоянии (находятся в эксплуатации, резерве, ремонте) и рабочих параметрах основных и вспомогательных систем и элементов ЯЭУ судна с ЯР или систем и элементов АТО (важных для безопасности систем и элементов, обеспечивающих обращение с ядерным топливом и (или) РАО) судна АТО;
в) текущем контроле, проводимых проверках и техническом обслуживании систем оборудования, проводимых испытаниях, ремонте;
г) имеющихся повреждениях или дефектах систем и (или) элементов;
д) отклонениях от требований действующей эксплуатационной документации и обосновании таких отклонений.
8. В подразделе 2.2 раздела 2 "Описание нарушения" должна быть приведена (в хронологической последовательности с указанием времени) последовательность отказов систем и (или) элементов, ошибок персонала в процессе развития нарушения, включая информацию о:
а) изменении параметров и режимов;
б) срабатывании блокировок и защит;
в) автоматическом или дистанционном срабатывании систем (элементов) безопасности, работе других систем (элементов), оборудования, важного для безопасности;
г) нарушениях в работе систем (элементов), последствиях этих нарушений;
д) действиях персонала, выполненных в ходе нарушения (как правильных, так и неправильных).
9. К описанию нарушения должны быть приложены графики и диаграммы, содержащие динамику изменения важных для анализа данного нарушения параметров, с указанием точек отсчета событий - времени нарушений систем (элементов), ошибок персонала, срабатывания (несрабатывания) защит и блокировок.
10. В подразделе 2.3 раздела 2 "Описание нарушения" должны быть приведены результаты анализа работы систем, оборудования, а также действий персонала для выяснения причин отказов систем (элементов), ошибок персонала.
11. В разделе 3 "Последствия нарушения" должны быть приведены данные о последствиях нарушения для безопасности судна, включая радиационные последствия (если таковые были), для персонала, населения и окружающей среды.
12. В разделе 3 "Последствия нарушения" должна быть представлена информация о следующих произошедших последствиях нарушения в работе судна:
а) нарушение ПБЭ и (или) УБЭ, эксплуатационных пределов и (или) условий;
б) выход РВ за установленные проектной документацией границы для нормальной эксплуатации судна;
в) облучение лиц из числа персонала и населения;
г) погибшие и получившие травмы;
д) загрязнение РВ систем и (или) элементов, помещений, территории и (или) акватории в границах и за границами пункта базирования судна, ССО или ядерного объекта;
е) повреждение систем и (или) элементов;
ж) время вывода ЯЭУ судна с ЯР из действия.
13. В случае если установлено нарушение ПБЭ и (или) УБЭ, эксплуатационных пределов и (или) условий, в разделе 3 "Последствия нарушения" должно быть приведено описание нарушения с указанием ссылки на пункт эксплуатационной документации судна.
14. В случае выявления выхода РВ за установленные проектной документацией границы для нормальной эксплуатации судна в разделе 3 "Последствия нарушения" должны быть приведены данные о количестве и радионуклидном составе выброса (сброса).
15. В случае травмирования и (или) гибели лиц из числа персонала и (или) населения, в том числе в результате облучения, в разделе 3 "Последствия нарушения" должна быть представлена следующая информация:
а) при наличии облученных лиц - данные о величинах индивидуальных эффективных и эквивалентных доз, полученных персоналом и (или) населением (в мЗв);
б) при наличии пострадавших от лучевого, химического или другого фактора - данные о проведенных мероприятиях по оказанию первой доврачебной и врачебной помощи пострадавшим, планируемых профилактических мероприятиях по улучшению состояния здоровья;
в) для нарушений категорий А1 - А4, П1 - о реализации плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на судах.
16. В случае выявления загрязнения РВ систем и (или) элементов, помещений, территории и (или) акватории в границах и за границами пункта базирования судна, ССО или ядерного объекта в разделе 3 "Последствия нарушения" должны быть приведены данные о площади загрязнения и мощности дозы гамма-излучения от отдельных элементов.
17. При наличии поврежденных систем и (или) элементов в разделе 3 "Последствия нарушения" должен быть приведен перечень поврежденных систем и (или) элементов с указанием их наименования и характера повреждения.
18. В случае если в результате нарушения произошел вывод РУ ЯЭУ судна с ЯР из действия, в разделе 3 "Последствия нарушения" должно быть указано время, в течение которого ЯЭУ судна с ЯР находилось в остановленном состоянии в связи с локализацией последствий нарушения или в связи с расследованием нарушения.
19. В разделе 4 "Причины нарушения" должны быть приведены результаты анализа всех отказов систем (элементов), ошибок персонала, имевших место в процессе нарушения в работе судна, их непосредственные и коренные причины.
20. В разделе 4 "Причины нарушения" должен быть приведен перечень отказов систем (элементов), ошибок персонала, произошедших в ходе нарушения, а также непосредственные и коренные причины каждого отказа. Перечень отказов систем (элементов) приводится в хронологической последовательности в табличной форме.
В таблицу отказов систем (элементов), ошибок персонала заносятся описание отказов систем (элементов), ошибок персонала, выявленных в результате анализа, а также коды их непосредственных и коренных причин, определенные в соответствии с таблицей, приведенной в приложении N 5 к Положению.
21. В случае если при анализе причин отказов систем (элементов), ошибок персонала вскрыты недостатки процедур, в ходе проведения которых не выявлен и (или) не устранен скрытый недостаток в работоспособности систем и (или) элементов, применимости процедур, подготовленности персонала, то в перечне коренных причин отказов систем (элементов), ошибок персонала в разделе 4 "Причины нарушения" должны быть приведены коренные причины, связанные с недостатками этих процедур. В случае если отказ (ошибка) стал возможным из-за недостатков в работе персонала, то при описании соответствующей непосредственной причины в разделе 4 "Причины нарушения" должна быть приведена информация о наименовании соответствующих должностей и служб персонала.
22. В разделе 5 "Предшествующие нарушения" должны быть приведены:
а) сведения об имевших место на судах нарушениях с указанием даты нарушения (информация должна быть представлена на основе отчетов о расследовании);
б) перечень принятых корректирующих мер и краткий анализ возможных причин повторяемости нарушений;
в) сведения о выполнении корректирующих мер по этим нарушениям;
г) вывод о том, почему ранее принятые меры не предотвратили повторение нарушения.
23. В разделе 6 "Мероприятия по локализации нарушения" должны быть приведены сведения о мерах, принятых для локализации нарушения.
24. В разделе 7 "Оценка нарушения с точки зрения безопасности" должны быть приведены анализ нарушения по возможным радиационным воздействиям на персонал, население и окружающую среду, а также оценка факторов, влияющих на безопасность судна.
25. В разделе 7 "Оценка нарушения с точки зрения безопасности" из перечня всех отказов систем (элементов) и ошибок персонала, приведенного в разделе 4 "Причины нарушения", должны быть выбраны отказы систем (элементов) и ошибки персонала, характеризующие нарушение в работе судна. В разделе 7 "Оценка нарушения с точки зрения безопасности" должна быть дана оценка значимости для безопасности каждого выбранного отказа или ошибки персонала.
26. В разделе 7 "Оценка нарушения с точки зрения безопасности" должно быть приведено обоснование уровня нарушения по международной шкале ядерных событий ESTES.
27. В разделе 8 "Недостатки, выявленные при расследовании нарушения" должны быть приведены сведения о недостатках, выявленных в процессе расследования нарушения, к которым относятся установленные в ходе работы комиссии недостатки проектной или эксплуатационной документации, явления, процессы или состояния, не оказавшие влияния на расследуемое нарушение, но потенциально способные привести к нарушению нормального протекания технологических процессов или создающие условия для наличия или проявления нарушений.
28. В разделе 8 "Недостатки, выявленные при расследовании нарушения" должна быть приведена информация о выявленных при расследовании недостатках в части:
б) работы систем и (или) элементов нормальной эксплуатации, важных для безопасности;
в) работы систем и (или) элементов безопасности;
г) технического обслуживания и ремонта;
д) проектной, конструкторской и эксплуатационной документации;
е) организации эксплуатации судна.
29. В разделе 9 "Корректирующие меры" приводятся сведения о корректирующих мероприятиях, определенных комиссией для предотвращения в дальнейшем подобных нарушений.
30. В разделе 9 "Корректирующие меры" должны быть приведены предложенные комиссией соответствующие корректирующие мероприятия по устранению и предотвращению повторения нарушений по каждой непосредственной и коренной причине отказа (ошибке) персонала, а также по каждому недостатку, выявленному в процессе расследования.
31. Корректирующие меры должны формулироваться таким образом, чтобы были ясны конечные цели проведения мероприятий. Корректирующие меры могут быть подлежащими выполнению и рекомендуемыми к выполнению.
32. К корректирующим мерам, подлежащим выполнению, относятся мероприятия по восстановлению работоспособности судна, предотвращению возникновения аналогичных нарушений.
33. К корректирующим мерам, рекомендуемым к выполнению, относятся мероприятия, которые могут быть проведены организациями, занимающимися конструированием, проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом систем (элементов), разработкой документации, или согласованные с этими организациями, а также мероприятия, требующие проведения дополнительных исследований.
34. Корректирующие меры, подлежащие выполнению и рекомендуемые к выполнению, разрабатываются в части:
а) ремонта систем и (или) элементов;
б) замены систем и (или) элементов;
в) эксплуатации систем и (или) элементов;
г) конструирования систем и (или) элементов;
д) проектирования систем и (или) элементов;
е) изготовления систем и (или) элементов;
ж) монтажа систем и (или) элементов;
з) наладки систем и (или) элементов;
и) проектной, конструкторской и эксплуатационной документации;
л) процедуры выявления и устранения дефектов и повреждений систем и (или) элементов;
м) процедуры устранения выявленных недостатков в подготовке персонала.
35. В разделе 9 "Корректирующие меры" по каждому мероприятию должны быть указаны исполнитель и срок его проведения.
36. В разделе 10 "Перечень документов, которыми руководствовалась комиссия" должен быть приведен перечень документов по обеспечению безопасности судов и документов, которыми руководствовалась комиссия при проведении расследования нарушения.
37. В разделе 11 "Приложения" должен быть приведен определенный комиссией перечень приложений к отчету о расследовании.
38. Представленный к отчету о расследовании перечень приложений должен содержать исчерпывающее обоснование принятых комиссией решений и выводов.
39. В зависимости от обстоятельств, причин и недостатков, выявленных комиссией, к отчету о расследовании должны быть приложены следующие материалы:
а) результаты регистрации изменения состояния систем и (или) элементов во время нарушения;
б) результаты обследования радиационной обстановки;
в) данные об облучении персонала;
г) медицинские заключения о состоянии здоровья пострадавших в результате нарушения с радиационными последствиями;
д) объяснительные записки сменного персонала, персонала, участвовавшего в ликвидации нарушения, его очевидцев, содержащих информацию, относящуюся к нарушению в работе судна;
е) технологические и электрические схемы (или их фрагменты), чертежи, эскизы, листы параметров автоматической регистрации, фотографии поврежденных элементов, мест повреждения;
ж) протоколы и акты послеаварийных проверок, результаты металлографических и других исследований, акты вскрытия (разборки) поврежденных систем (элементов);
з) справки метеорологической станции о климатических параметрах в районе нахождения судна (при нарушениях из-за внешних воздействий природного характера);
и) материалы, подтверждающие выводы комиссии о причинах нарушения;
к) заключения экспертов, привлекавшихся к расследованию нарушения;
л) данные об отказавшем, поврежденном или дефектном элементе, в том числе:
наименование, обозначение отказавшего элемента согласно спецификации;
описание отказа, повреждения или дефекта;
изготовитель элемента (полное и сокращенное (при наличии) наименование, идентификационный номер налогоплательщика), его заводской номер;
присвоенное обозначение элемента на конкретном судне;
дата ввода в эксплуатацию элемента;
дата проведения и вид последнего (перед нарушением) ремонта элемента;
результаты последнего (перед нарушением) осмотра, освидетельствования, испытания элемента, подтверждающего соответствие элемента требованиям нормативных и эксплуатационных документов;
наработка с начала эксплуатации;
наработка с момента последнего нарушения (в случае если такое нарушение было ранее);
количество отказов элемента с момента его ввода в эксплуатацию;
сведения об имевших место аналогичных отказах, повреждениях или дефектах данного или аналогичного элемента с указанием даты выявления (в случае, если такие отказы, нарушения или дефекты были ранее);
м) информация о персонале, допустившем ошибки, в том числе:
сведения о занимаемой должности, квалификации (при наличии);
сведения об образовании, специальности;
сведения об общем стаже работы на судне и стаже работы на судне в занимаемой должности;
номер и дата выдачи разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;
копия медицинской справки о профессиональной пригодности;
сведения об участии в противоаварийных тренировках за последние два года (количество и темы);
н) план по достижению целей расследования, разработанный в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 32 Положения;
о) решение о продолжении или прекращении работы и создании новой комиссии, подготовленное в соответствии с требованиями пункта 43 Положения;
п) особые мнения членов комиссии, подготовленные в соответствии с требованиями пункта 45 Положения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875