В целях нивелирования объективных негативных демографических тенденций Правительство Российской Федерации постоянно наращивает объем поддержки семей с детьми.
До 2030 года продлена программа материнского капитала, возобновлена ежегодная индексация его размера, что позволяет сохранять его покупательную способность. Право на материнский капитал предоставлено при рождении первого ребенка. Размер материнского капитала с 1 февраля 2025 года на первого ребенка составляет 690,3 тыс. руб., на второго ребенка - 912,2 тыс. рублей, если семья не получала сертификат при рождении первого ребенка, и 221,9 тыс. рублей, если семья уже получала такой сертификат.
В дополнение к федеральному материнскому капиталу в большинстве субъектов Российской Федерации введен региональный материнский капитал, который предоставляется при рождении, как правило, третьего ребенка.
В целях проведения единой социально ориентированной государственной политики в сфере социальной поддержки многодетных семей Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" с 2024 года действует единый статус многодетной семьи, к которой относится семья, имеющая трех и более детей. Социальная поддержка таким семьям предоставляется до 18-летия старшего ребенка или до его 23-летия, если он учится очно.
Также, с 2024 года предусмотрено сохранение права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, выходит на работу (службу) из такого отпуска ранее достижения ребенком возраста полутора лет или в период предоставленного отпуска работает у другого работодателя, а также в случае продолжения обучения.
До 2030 года продлена основная жилищная программа для семей - "Семейная ипотека", выплата в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки при рождении третьего ребенка или последующих детей.
С 2015 года увеличен стандартный налоговый вычет до 2 800 рублей в месяц на второго ребенка и до 6 000 рублей в месяц на третьего и каждого последующего ребенка, включая увеличение размера годового дохода, на который распространяется стандартный налоговый вычет с 350 тыс. рублей до 450 тыс. рублей. С 2026 года вводится семейная налоговая выплата, которая будет выплачиваться в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя.
Кроме того, в рамках Национального проекта "Семья" предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи тем, кто планирует рождение ребенка, беременным женщинам, детям (модернизация перинатальных центров, детских поликлиник и больниц, создание женских консультаций).
Также в рамках НП "Семья" запланировано создание семейноориентированной инфраструктуры дошкольных образовательных организаций (адресное строительство, капитальный ремонт и оснащение детских садов) и организаций культуры (региональные и муниципальные музеи, театры, библиотеки, детские школы искусства, культурно-досуговые учреждения).
Для достижения целевых показателей по росту рождаемости в субъектах Российской Федерации ведется реализация региональных программ по повышению рождаемости, которые учитывают региональную специфику и дополняют региональными мерами действующие федеральные меры. С 2025 года субъектам Российской Федерации с низкой рождаемостью (где по итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости сложился ниже среднероссийского уровня) в рамках реализации НП "Семья" предоставляется финансовая поддержка на введение новых мер поддержки.
В поддержку семей при рождении детей вовлекается корпоративный сектор: в целях стимулирования предприятий к расширению поддержки рождаемости внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2026 года не облагаемая налогом единовременная корпоративная выплата при рождении ребенка увеличена с 50 тысяч рублей до 1 млн рублей. Изменениями также предусмотрена возможность учитывать такие расходы в составе внереализационных, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и другое.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875