Информационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор ИКТ.

Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора ИКТ.

В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:

- налогу на прибыль: для компаний на общей системе налогообложения ставка налога на прибыль - 5% (действие ставки - до 2030 года включительно);

- налогу на добавленную стоимость: продажа продукта не будет облагаться налогом, если аккредитованная ИТ-компания зарегистрировала его в реестре отечественного программного обеспечения (далее - ПО).

- страховым взносам: общая ставка - 7,6%, по отдельным видам взносов:

- пенсионное страхование - до 6%;

- социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан - до 1,5%;

- медицинское страхование - до 0,1 процента.

Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.

Вклад сектора ИКТ в экономику будет расти на протяжении всего периода, в том числе с учетом показателей ведущих зарубежных стран в этих сферах (США, Китай).

Высокие темпы роста сектора ИКТ определяются:

ускоренным развитием сегмента производства ИКТ-оборудования и электроники, связанного с дальнейшим созданием и расширением импортозамещающих производств и повышением уровня локализации, развитием отечественной компонентной базы;

сохранением высоких темпов роста отрасли информационных технологий, соответствующих ретроспективным в среднем за предшествующие 5 лет.

Ключевыми факторами выступают:

импортозамещение;

разработка и рост продаж тиражируемого (лицензионного) отечественного программного обеспечения (в том числе за счет спроса со стороны владельцев критической информационной инфраструктуры);

рост спроса на услуги российской облачной инфраструктуры и вычислительные мощности (в том числе для развития искусственного интеллекта);

расширение аудитории отечественных потребительских онлайн-сервисов (платформ).

Ускоренный процесс импортозамещения, рост разработки и внедрения отечественного программного обеспечения, а также рост производства отечественного ИКТ-оборудования обеспечивает увеличение добавленной стоимости сектора ИКТ.

В 2024 году прибыль ИКТ-компаний за год выросла на 22,6% и достигла 1,17 трлн рублей.

За период с 2019 по 2024 год среднегодовой темп прироста валовой добавленной стоимости в реальном выражении ИТ-отрасли составил 12,6%, в 2024 году он достиг максимума - 18,2%.

Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора, экспортируемой на рынки стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).

Значимым направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.

Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию.

Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Указ Президента Российской Федерации N 166 от 30.03.2022, а не от 30.02.2022.

В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 года Указом Президента Российской Федерации от 30 февраля 2022 года N 166, установлен запрет на использование иностранного ПО для объектов КИИ.

В целях достижения технологического суверенитета разрабатываются меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.

Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках реализации экспериментальных правовых режимов. За период реализации механизма ЭПР установлено 18 экспериментов в сфере беспилотного наземного и воздушного транспорта, государственных услуг, медицины, которые позволяют более 250 компаниям апробировать цифровые инновации, более 150 тысяч граждан приняли участие в ЭПР, воспользовавшись услугами беспилотного такси, телемедицинскими услугами, или оформив разрешение на охоту в электронном виде. В 2026 - 2028 годы ожидается установление не менее 15 экспериментальных правовых режимов.

В рамках национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", реализация которого началась 1 января 2025 года и продлится до конца 2030 года, в прогнозный период продолжится работа по следующим основным направлениям развития:

повышение цифровых компетенций населения;

подготовка кадров для цифровой трансформации;

развитие информационной инфраструктуры;

обеспечение информационной безопасности;

развитие отечественных цифровых технологий;

цифровая трансформация государственного управления;

развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта;

обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи.