Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор ИКТ.
Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора ИКТ.
В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
- налогу на прибыль: для компаний на общей системе налогообложения ставка налога на прибыль - 5% (действие ставки - до 2030 года включительно);
- налогу на добавленную стоимость: продажа продукта не будет облагаться налогом, если аккредитованная ИТ-компания зарегистрировала его в реестре отечественного программного обеспечения (далее - ПО).
- страховым взносам: общая ставка - 7,6%, по отдельным видам взносов:
- пенсионное страхование - до 6%;
- социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан - до 1,5%;
- медицинское страхование - до 0,1 процента.
Комплекс мер стимулирующего характера ориентирован на обеспечение ускоренного развития ИКТ-сектора, вывод продукции ИКТ-сектора на новые рынки, замещение ассортимента продукции, выбывшей из обращения вследствие введения торговых ограничений, а также формирование отечественных технологических пакетов, обеспечивающих воспроизводство ассортимента используемых и перспективных цифровых технологий и решений.
Вклад сектора ИКТ в экономику будет расти на протяжении всего периода, в том числе с учетом показателей ведущих зарубежных стран в этих сферах (США, Китай).
Высокие темпы роста сектора ИКТ определяются:
ускоренным развитием сегмента производства ИКТ-оборудования и электроники, связанного с дальнейшим созданием и расширением импортозамещающих производств и повышением уровня локализации, развитием отечественной компонентной базы;
сохранением высоких темпов роста отрасли информационных технологий, соответствующих ретроспективным в среднем за предшествующие 5 лет.
Ключевыми факторами выступают:
разработка и рост продаж тиражируемого (лицензионного) отечественного программного обеспечения (в том числе за счет спроса со стороны владельцев критической информационной инфраструктуры);
рост спроса на услуги российской облачной инфраструктуры и вычислительные мощности (в том числе для развития искусственного интеллекта);
расширение аудитории отечественных потребительских онлайн-сервисов (платформ).
Ускоренный процесс импортозамещения, рост разработки и внедрения отечественного программного обеспечения, а также рост производства отечественного ИКТ-оборудования обеспечивает увеличение добавленной стоимости сектора ИКТ.
В 2024 году прибыль ИКТ-компаний за год выросла на 22,6% и достигла 1,17 трлн рублей.
За период с 2019 по 2024 год среднегодовой темп прироста валовой добавленной стоимости в реальном выражении ИТ-отрасли составил 12,6%, в 2024 году он достиг максимума - 18,2%.
Важную роль сыграют усилия по расширению присутствия продукции российского ИКТ-сектора, экспортируемой на рынки стран ЕАЭС, а также по форсированному освоению целевых рынков нейтральных по отношению к Российской Федерации государств (стран Центральной и Южной Азии, стран Африки, а также стран Центральной и Южной Америки).
Значимым направлением повышения инвестиционного потенциала и расширения производственных возможностей российского ИКТ-сектора станет организация инвестиционного и производственно-технологического партнерства с наиболее развитыми странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, расширение кооперации с дружественными странами.
Действенными мерами, направленными на ускорение развития ИКТ-сектора, станут меры по стимулированию спроса на отечественную продукцию.
Серьезное внимание будет уделяться вопросам адаптации отечественных цифровых решений к применению в странах-импортерах, включая вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства стран-импортеров, адаптации к специфике развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также вопросам локализации интерфейсов и документации.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Указ Президента Российской Федерации N 166 от 30.03.2022, а не от 30.02.2022.
В целях обеспечения устойчивого функционирования критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 года Указом Президента Российской Федерации от 30 февраля 2022 года N 166, установлен запрет на использование иностранного ПО для объектов КИИ.
В целях достижения технологического суверенитета разрабатываются меры, направленные на обеспечение полноты и целостности отечественных технологических пакетов, обеспечение доверия потребителей к отечественным цифровым решениям, обеспечение способности российского ИКТ-сектора поставлять на отечественный и зарубежные рынки продукцию и услуги мирового уровня.
Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению проникновения цифровых инноваций в отрасли экономики в рамках реализации экспериментальных правовых режимов. За период реализации механизма ЭПР установлено 18 экспериментов в сфере беспилотного наземного и воздушного транспорта, государственных услуг, медицины, которые позволяют более 250 компаниям апробировать цифровые инновации, более 150 тысяч граждан приняли участие в ЭПР, воспользовавшись услугами беспилотного такси, телемедицинскими услугами, или оформив разрешение на охоту в электронном виде. В 2026 - 2028 годы ожидается установление не менее 15 экспериментальных правовых режимов.
В рамках национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства", реализация которого началась 1 января 2025 года и продлится до конца 2030 года, в прогнозный период продолжится работа по следующим основным направлениям развития:
повышение цифровых компетенций населения;
подготовка кадров для цифровой трансформации;
развитие информационной инфраструктуры;
обеспечение информационной безопасности;
развитие отечественных цифровых технологий;
цифровая трансформация государственного управления;
развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта;
обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875