5. Модели оценки поведения обучающихся

Модели оценки поведения обучающихся включают в себя комплекс критериев, показателей, уровней проявления личностью просоциального поведения, на основе которых субъекты оценивания поведения обучающихся определяют соответствие показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, установленным в системе оценки поведения обучающихся.

Образ просоциального поведения обучающихся - это ориентир для профессиональной рефлексии качества условий, созданных в образовательной организации, семье, социуме для развития личности обучающегося и его успешной социализации. Критериями просоциального поведения обучающихся являются 5 критериев:

- дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации);

- соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам);

- соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым);

- социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности);

- правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения).

Каждый критерий просоциального поведения характеризуется комплексом показателей (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели просоциального поведения обучающихся

N п/п

Критерии оценки просоциального поведения обучающихся

Показатели просоциального поведения обучающихся (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся)

1.

Дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего распорядка обучающихся, установленных в образовательной организации)

Обучающийся:

1.1. выполняет все требования локальных нормативных актов образовательной организации, в том числе в части соблюдения дресс-кода образовательной организации, установленного расписания и распорядка дня в образовательной организации;

1.2. соблюдает нормы поведения при проведении гражданско-патриотических акций, в том числе связанных с использованием государственных символов (флаг, герб, гимн);

1.3. соблюдает правила безопасного поведения, установленные в образовательной организации, в том числе, связанные с соблюдением личной безопасности.

2.

Соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися (неконфликтность, уважительное, доброе отношение к сверстникам)

Обучающийся:

2.1. конструктивно взаимодействует со сверстниками, соблюдает общепринятые нормы коммуникации;

2.2. не создает умышленно конфликтные ситуации, не проявляет отношения и действия осознанной агрессии (травли) по отношению к окружающим сверстникам.

3.

Соблюдение норм межличностного взаимодействия со взрослыми (неконфликтность, уважительное отношение ко взрослым)

Обучающийся:

3.1. уважительно взаимодействует с педагогами, взрослыми участниками образовательных отношений, соблюдает нормы коммуникации;

3.2. проявляет ответственное отношение к поручениям, рекомендациям педагогов в связи с общественно значимой деятельностью, поведением, др.

4.

Социальная активность (участие в социально значимых проектах, программах, в том числе гражданско-патриотической направленности)

Обучающийся:

4.1. участвует в общественной жизни класса и школы, в том числе в деятельности и мероприятиях детских и молодежных общественных объединений;

4.2. регулярно посещает внеурочные занятия "Разговоры о важном" (не пропускает без уважительной причины).

5.

Правомерное поведение (отсутствие фактов антиобщественных действий и противоправного поведения)

В поведении обучающегося:

5.1. отсутствуют факты антиобщественных действий и противоправного поведения (вандализм, хулиганство, травля, воровство и другое).

В отношении обучающегося:

5.2. не проводится индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации (не состоит на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Таким образом, система оценки поведения обучающихся включает 5 критериев и 11 показателей. Среди перечисленных показателей 8 имеют положительную модальность (утверждают наличие значимой положительной характеристики поведения обучающегося), 3 показателя имеют отрицательную модальность (2.2, 5.1, 5.2) формулировка отражает отсутствие нежелательных характеристик поведения обучающегося). Данный подход является обоснованным с точки зрения целостности характеристики поведения обучающихся с учетом показателей риска, которые могут свидетельствовать о наличии признаков девиантного поведения.

Перечисленные показатели являются обязательными для оценки поведения обучающихся всех возрастных групп. Содержание показателей просоциального поведения может уточняться образовательной организацией с учетом возрастных особенностей обучающихся и особенностей организации образовательной деятельности (участие в определенных видах деятельности, в мероприятиях, общественных объединениях).

Для анализа и фиксации результатов оценки поведения обучающихся могут быть использованы количественные системы, основанные на балльной оценке и/или альтернативные - содержательные, символические системы оценки.

Для оценки фактического поведения обучающихся по отдельным показателям может быть использована одна из трех моделей оценки: