4. Концептуальные основы системы оценки поведения обучающихся

4. Концептуальные основы системы оценки

поведения обучающихся

Для обеспечения оценки поведения обучающихся в образовательной организации разрабатывается система оценки поведения обучающихся, которая интегрируется в утвержденные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования и является ориентиром для осуществления соответствующей деятельности педагогическими работниками.

Ключевая идея внедрения системы оценки поведения обучающихся в образовательной организации состоит в создании действенных инструментов анализа поведения личности обучающегося как самостоятельного субъекта социальных отношений и деятельности, обеспечение на этой основе педагогического влияния на обучающихся для принятия ими ценностей и форм просоциального поведения.

Общая цель оценки поведения обучающихся в образовательной организации состоит в стимулировании просоциального поведения обучающихся, основанного на этических и правовых нормах межличностного взаимодействия, принятии личностью традиционных российских духовно-нравственных ценностей и их деятельностной реализации в процессе собственной жизнедеятельности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и снижении на этой основе доли обучающихся с признаками девиантного (асоциального, антиобщественного, противоправного) поведения.

Цель оценки поведения обучающихся может быть дифференцирована по группам "пользователей" результатов оценки:

- для обучающихся цель оценки их поведения - стимулирование личностного развития, успешной социализации ученика посредством влияния на процессы осмысления, личностной рефлексии, оценки собственного поведения и деятельности на основе установленных ценностно-целевых ориентиров просоциального поведения.

- для педагогических работников цель оценки поведения обучающихся - установление обратной связи, получение объективной информации о соответствии персональных показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения и определении на этой основе системы воспитательных, коррекционных, развивающих мероприятий;

- для администрации образовательной организации цель оценки поведения обучающихся - получение объективной информации о соответствии общих показателей фактического поведения по всему контингенту обучающихся образовательной организации показателям просоциального поведения и о достаточности/недостаточности создаваемых условий для воспитания, развития, успешной социализации обучающихся, необходимости привлечения дополнительных ресурсов (кадровых, организационных, методических, материально-технических, др.)

- для родителей (законных представителей) обучающихся цель оценки поведения их детей - получение объективной информации о соответствии показателей фактического поведения обучающихся показателям просоциального поведения, проблемах и трудностях личностного развития и успешной социализации ребенка и определение на этой основе необходимости изменения системы семейного воспитания, понимание характера необходимой помощи ребенку, в том числе с привлечением специалистов системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

Методологической основой системы оценки поведения обучающихся

в образовательной организации являются системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, социологический, технологический, информационный подходы.

Основой проектирования и практической реализации системы оценки поведения обучающихся выступают следующие принципы:

- Гуманистический характер оценивания поведения обучающихся, основанный на уважении личного достоинства, прав и свобод каждого обучающегося.

- Единообразие критериев, показателей, механизмов оценивания поведения обучающихся с 1 по 8 классы.

- Обеспечение преемственности в организации, технологическом обеспечении процесса оценивания поведения обучающихся на всех уровнях образования.

- Комплексность при проектировании модели оценки поведения обучающихся на основе достаточного набора критериев и показателей, позволяющих объективно определить уровни проявления личностью просоциального поведения.

- Объективность оценивания на основе установленной в образовательной организации модели оценки поведения независимо социокультурных характеристик обучающихся.

- Коллегиальность оценивания поведения обучающихся при ведущей позиции классного руководителя, советника директора по воспитанию, иных специалистов в области воспитания.

- Развивающий и воспитывающий характер оценивания на основе использования технологии формирующего оценивания.

- Нормативное регулирование процедур оценивания поведения обучающихся посредством внесения дополнений в образовательные программы начального общего и основного общего образования, локальные акты образовательной организации.