Форма, утвержденная данным документом, применяется начиная со сбора первичных статистических данных за 2025/2026 учебный год.

3.1. Распределение численности персонала по уровню образования и полу

3.1. Распределение численности персонала по уровню

образования и полу

150. В подразделе приводятся данные о распределении численности персонала организации, осуществляющей образовательную деятельность, по уровню образования и полу. Данные приводятся без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера. Данные приводятся по состоянию на 1 октября текущего года.

151. В графе 3 по строкам 01 - 37 приводятся данные о работниках, основным местом работы которых является отчитывающаяся организация, осуществляющая образовательную деятельность. Работник, принятый на работу на неполный рабочий день в соответствии с трудовым договором, учитывается в фактической численности как один человек. Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель, тоже учитывается как один человек. Работник, отсутствующий ввиду продолжительной болезни, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, включается в отчет в случае, если его штатная должность не замещена другим работником, принятым на время его отсутствия. В противном случае учитывается работник, фактически работавший взамен отсутствующего.

152. По графам 4 - 11 персонал организации распределяется по уровню образования. В графе 4 указываются лица, имеющие высшее образование.

Из графы 4 выделяются:

лица, имеющие ученую степень (графы 5 - 6). Если кандидат наук имеет степень PhD, то данные о нем должны учитываться по графам 6 и 7;

лица, имеющие ученое звание (графы 8 - 9). При этом, если сотрудник имеет ученую степень и ученое звание, то он включается в графу 5 или графу 6, а также в графу 8 или графу 9.

В графе 10 указываются лица, имеющие среднее профессиональное образование, обученные по программам подготовки специалистов среднего звена, в графе 11 - среднее профессиональное образование, обученные по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Данные графы 3 могут быть больше суммы данных граф 4, 10, 11 (за счет лиц, имеющих другое образование), либо равны сумме данных граф 4, 10 - 11.

153. Из общей численности работников (графы 3) выделяются численность женщин (графа 12).

154. В графе 13 показывается численность работников в единицах эквивалента полной занятости по основной занимаемой должности.

Условный расчет численности работников, принятых на работу на неполное рабочее время, в пересчете на полную занятость осуществляется исходя из количества часов, которые имеет работник к установленному количеству часов работников с полной нагрузкой:

Рисунок 1, где

Ч - нагрузка (часов) в учебном году, которую имеет работник;

Н - законодательно установленные рабочие часы, которые штатный сотрудник должен отработать в течение учебного года.

Упрощенный пример расчета исходя из законодательно установленных часов - 350 час.:

В организации 5 сотрудников в учебном году имеют нагрузку 175 часов каждый, 3 работника 150 часов. Численность работников в единицах эквивалента полной занятости составит:

К = 5 * (175 / 350) + 3 * (150 / 350) = 2.5 + 1.6 = 4.1

Работники, принятые на ставки 0.25, 0.5 или 0.75, предусмотренные штатным расписанием, учитываются как целые единицы.

155. По строке 01 отражается общая численность работников организации, а затем по строкам 02 - 24 распределяется по отдельным категориям персонала и занимаемым должностям. Данные о работнике показываются единожды и только по той строке, которая соответствует основной занимаемой должности этого работника. Например, если ректор осуществляет преподавательскую деятельность, то данные о нем учитываются только один раз по строке 03. Данные строки 01 должны быть равны сумме данных строк 02, 07, 19 - 24.

156. По строке 02 учитывается весь руководящий персонал организации, основные функции которого связаны с руководством в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательной организации; с организацией образовательной (учебно-воспитательной), научно-исследовательской деятельности и административно-хозяйственной (производственной) работы. К ним относятся, например, ректор, президент, проректоры, помощники ректора, руководители структурных подразделений (филиалов, институтов (за исключением директоров институтов, участвующих в образовательной деятельности), лабораторий, управления, отдела, отделения и других структурных подразделений), ученый секретарь совета организации, ученый секретарь факультета (института), руководитель учебно-производственной практики и другие.

157. По строкам 03 - 06 (из строки 02) выделяются отдельные категории руководящего персонала: по строке 03 указываются данные о ректоре образовательной организации высшего образования, по строке 04 - данные о президенте образовательной организации высшего образования, по строке 05 - численность проректоров, по строке 06 - данные о руководителе филиала. Руководитель филиала учитывается только в отчете соответствующих филиалов. Данные строки 02 должны быть больше суммы данных строк 03 - 06.

158. По строке 07 отражаются данные о педагогических работниках организации, а затем по строкам 08 - 18 распределяются по отдельным категориям и должностям. Данные строки 07 должны быть равны сумме строк 08, 18.

159. По строке 08 из строки 07 выделяется общая численность профессорско-преподавательского состава организации. К ним относятся деканы факультетов, заведующие кафедрами, директора институтов, участвующих в образовательной деятельности, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты.

По строке 09 из строки 08 показывается профессорско-преподавательский состав, осуществляющий образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Из строки 09 выделяется численность деканов факультетов (строка 10), заведующих кафедрами (строка 11), директоров институтов (строка 12), участвующих в образовательной деятельности, профессоров (строка 13), доцентов (строка 14), старших преподавателей (строка 15), преподавателей (строка 16), ассистентов (строка 17). Данные строки 09 должны быть равны сумме данных строк 10 - 17.

По строке 18 отражается численность иных педагогических работников. К ним относятся педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы и другие.

Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, педагогических работников производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций").

160. По строке 19 приводится численность научных работников. К этой категории относятся, например, главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники и другие.

161. По строке 20 указывается численность инженерно-технического персонала - работники, имеющие квалификацию инженера или техника и выполняющие функции организационного, технического управления (например, по охране труда и обеспечению безопасности организации), обеспечивающие техническое функционирование аппаратно-программных комплексов, телекоммуникационного оборудования в системе дистанционного образования, программисты и тому подобное.

162. По строке 21 приводится численность административно-хозяйственного персонала. К ним относятся, например, бухгалтеры, экономисты, специалисты по кадровой работе, юристы и другие.

163. По строке 22 отражается численность производственного персонала - работники, непосредственно связанные с выполнением производственного процесса и его обслуживанием, осуществляющие производство продукции (работ, услуг) (например, на базе учебно-производственных мастерских, учебных предприятий организации), а также работники, осуществляющие ремонтно-строительную деятельность.

164. По строке 23 указывается численность учебно-вспомогательного персонала. К этой категории относятся, например, специалисты по учебно-методической работе, тьюторы, лаборанты, библиотекари, диспетчеры факультетов, учебные мастера и другие.

165. По строке 24 показывается обслуживающий персонал - сотрудники, не принимающие непосредственного участия в процессе обучения. В эту группу включаются, например, медицинские работники, коменданты общежитий, рабочие по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, электромонтеры, плотники, столяры, слесари, гардеробщики, дворники, сторожа, уборщики производственных и служебных помещений, повара и другие.

166. По строке 25 из строки 01 выделяется численность специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а далее по строкам 26 - 35 распределяется по профессиональным группам занятий. Данные строки 25 равны сумме строк 26 - 35.

Для формирования данных по строкам 25 - 35 следует руководствоваться Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2020-ст. Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.

По строке 26 указывается численность специалистов, относимых к группе занятий "руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий" (код ОКЗ 133). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие занятия: начальник отдела программного обеспечения, руководитель отдела по информационным технологиям, руководитель службы информационной поддержки, руководитель службы по развитию ИКТ и так далее.

По строке 27 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений" (код ОКЗ 251). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие занятия: аналитик информационных систем, бизнес-аналитик (информационные системы), консультант по системам, разработчик систем (ИКТ), специалист в области теории вычислительных машин и систем, инженер-программист, программист-аналитик, проектировщик программного обеспечения, разработчик программного обеспечения, интернет-разработчик, мультимедийный программист, программист-мультипликатор, программист-разработчик компьютерных игр, разработчик архитектуры веб-сайтов, разработчик веб-сайтов, аналитик по обеспечению качества (компьютеры), испытатель программного обеспечения, испытатель систем.

По строке 28 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты по базам данных и сетям" (код ОКЗ 252). В соответствии с ОКЗ к данной группе могут относиться, например, следующие начальные занятия: администратор баз данных, администратор данных, аналитик баз данных, разработчик архитектуры баз данных, сетевой администратор, системный администратор (компьютеры), аналитик, коммуникации (компьютеры), сетевой аналитик, специалист по вопросам безопасности (ИКТ), специалист-криминалист по цифровым технологиям, шифровальщик данных.

По строке 29 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "инженеры-электроники" (код ОКЗ 2152). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: инженер по компьютерному аппаратному обеспечению, инженер по электронным контрольно-измерительным приборам, инженер-электроник.

По строке 30 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "инженеры по телекоммуникациям" (код ОКЗ 2153). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: инженер по вещанию, инженер по телекоммуникациям, инженер-технолог в области телекоммуникаций.

По строке 31 указывается численность специалистов высшего уровня квалификации, относимых к группе занятий "графические и мультимедийные дизайнеры" (код ОКЗ 2166). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: дизайнер веб-сайтов, дизайнер печатных изданий, мультимедийный дизайнер, разработчик компьютерных игр, художник компьютерной графики, художник по рекламе.

По строке 32 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты-техники по эксплуатации ИКТ и по поддержке пользователей ИКТ" (код ОКЗ 351). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие начальные занятия: оператор высокоскоростного компьютерного принтера, оператор компьютера, оператор периферийного оборудования, техник компьютерной сети, техник службы технической поддержки, Web-мастер, администратор Web-сайта, техник Web-сайта.

По строке 33 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "специалисты-техники по телекоммуникациям и радиовещанию" (код ОКЗ 352). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: кинооператор, оператор аудиовизуальной техники, оператор вещательного оборудования, оператор видеотехники, техник по трансляции, техник по разработке и обслуживанию телекоммуникационного оборудования, техник по монтажу телекоммуникационного оборудования.

По строке 34 указывается численность специалистов среднего уровня квалификации, относимых к группе занятий "техники-электроники" (3114). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: техник по тестированию электронного оборудования, техник-электроник.

По строке 35 указывается численность квалифицированных рабочих, относимых к группе занятий "монтажники и ремонтники электронного и телекоммуникационного оборудования" (код ОКЗ 742). В соответствии с ОКЗ к данной категории могут относиться, например, следующие занятия: механик по ремонту электронного оборудования, механик по техническому обслуживанию летательных аппаратов (авиационная электроника), монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, рабочий по обслуживанию офисной техники, ремонтник по техническому обслуживанию аппаратов для изготовления фотокопий, кабельщик, кабели передачи данных и связи, монтажник компьютерного аппаратного обеспечения, монтажник оборудования связи, монтажник телефонного оборудования, монтажник, линия дальней связи.

167. Для правильного распределения работников организаций по профессиональным группам можно воспользоваться Справочником распределения работников по подгруппам и группам ОКЗ, который разрабатывается для заполнения данных по форме N 1-Т(проф) и размещается на сайте Росстата: https://rosstat.gov.ru/ в рубрике Респондентам/Формы федерального статистического наблюдения и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности/Альбом форм федерального статистического наблюдения/Поиск по формам/год проведения обследования (например, 2022)/1-Т (проф).

Справочник разработан в формате Excel и содержит листы, каждый из которых соответствует одной из основных групп. По каждой профессиональной группе ОКЗ приводится перечень профессий, входящих в эту группу.

168. По строке 36 из строки 01 показывается численность исследователей. К исследователям относятся работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется высшее образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществлявший непосредственное руководство исследовательским процессом.

169. По строке 37 из строки 02 показывается численность руководящих работников, имеющих учебную нагрузку. По строке 38 из строки 37 выделяется численность руководящих работников, имеющих учебную нагрузку, связанную с реализацией образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры.

170. По строкам 39, 40 из строки 08 выделяется численность работников профессорско-преподавательского состава:

по строке 39 имеющих государственные почетные звания, являющихся лауреатами международных и всероссийских конкурсов, лауреатами государственных премий;

по строке 40 являющихся членами государственных академий наук национального уровня (Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств).

171. Справка 10. В справке из общей численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 графы 3) выделяются данные о численности педагогических работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), преподающих дисциплины иностранного языка, физической культуры и военной подготовки, которые не определяют направленность (профиль) образовательной программы (строка 41). В случае, если педагогический работник одновременно осуществляет преподавание указанных дисциплин по нескольким образовательным программам и при этом для одних образовательных программ эти дисциплины определяют направленность (профиль), а для других - нет, то в данной строке такой работник не учитывается.

172. Справка 11 (заполняется за предыдущий учебный год)

В справке приводятся данные о численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 графы 3) (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) отчитывающейся организации, которые в предыдущем учебном году были направлены для преподавания в другие организации России, реализующие образовательные программы высшего образования (строка 42) и за рубеж (строка 43).