5.12. Требования к техническим характеристикам конструкции бобслейных саней
Содержание данного раздела Правил имеет обязывающий характер. Размеры, указанные в чертежах, на диаграммах и иллюстрациях, должны строго соблюдаться.
Термины - "бобслейные сани" и "боб" - используются для обозначения одной и той же системы, состоящей из рамы, обтекателя и коньков.
5.12.1.1. Условия, приводимые в настоящем пункте Правил, предназначены для обеспечения безопасности спортсменов, участвующих в спортивных соревнованиях, а также лиц, присутствующих на мероприятиях под эгидой Федерации.
5.12.1.2. Бобы оснащены четырьмя коньками (одна пара передних коньков и одна пара задних коньков) и используются в соревнованиях, проводимых на ледовых трассах.
5.12.1.3. Для придания бобу движения допускается использовать только толкающие усилия экипажа на старте и силу гравитации.
5.12.1.4. Признаются три типа бобов: монобоб, боб двойка и боб четверка.
5.12.1.5. На бобы обязательным образом устанавливается обтекатель в соответствии с требованиями, установленными в Правилах. Задняя часть боба должна быть открытой.
5.12.1.6. С момента закрытия парка запрещается вносить изменения в характеристики боба (за исключением случаев возникновения повреждений).
5.12.1.7. Во время совершения заезда разгонная ручка пилота и боковые ручки для разгона должны быть полностью сложены. Несоблюдение данного правила может повлечь наложение спортивных санкций.
5.12.1.8. Члены Жюри или судья технического контроля должны иметь возможность проверять характеристики всех конструктивных элементов (осей, конькодержателей, рулевого механизма, демпферного механизма) без значительных технических усилий. В том случае, если любой из компонентов боба или сборка боба признаются несоответствующими Правилам, необходимо предоставление письменного обоснования с указанием на соответствующий пункт Правил.
5.12.1.9. В ходе соревнований Жюри имеет право затребовать проверку бобслейных саней и спортивного оборудования.
5.12.1.10. На бобслейных санях запрещается использовать прозрачные материалы, а также материалы, которые могут разрушиться в результате удара.
5.12.1.11. Под термином "сталь" понимается сплав железа и углерода, в котором содержание железа (Fe) превышает 50% от общего веса, или сплав, дающий положительный результат на химический тест Федерации.
5.12.1.12. Размещение электронных, электрических, приводимых в действие посредством электричества или радиоволн устройств на бобслейных санях или членах экипажа во время квалификационных и соревновательных заездов запрещено. Исключения предоставляются только для устройств, согласованных с Федерацией и Жюри.
5.12.1.13. За исключением жидкостей или имеющих схожесть с жидкостями текучих субстанций, используемых для смазки подшипников и втулок рамы, запрещено присутствие жидкостей или имеющих схожесть с жидкостями материалов в раме или обтекателе, а также запрещено любым возможным способом использовать их на раме или обтекателе боба во время официального мероприятия Федерации.
5.12.1.14. Под терминами резина и (или) имеющий схожесть с резиной материал понимается упругий материал, имеющий твердость по Шору ниже 100 единиц по шкале D стандартного теста на твердость ASTM D2240.
5.12.1.15. Под термином "пластина" понимается плоский компонент из листового материала, имеющий единообразную толщину.
5.12.2. Характеристики бобслейных саней.
5.12.2.1. Функциональные размеры бобслейных саней.
Следующие основные размеры и конструктивные элементы бобслейных саней фиксированы. Все значения применены к бобслейным саням, находящимся на плоской поверхности без воздействия на них нагрузок, если не указано иное.
5.12.2.2. Ширина колеи (от центра до центра противоположных полозьев):
Ширина колеи должна быть одинаковой для передних и задних полозьев, 670 мм +/- 1 мм.
5.12.2.3. Межосевое расстояние.
Расстояние от центра передней оси до центра задней оси (в плоскости симметрии боба): 1690 мм +/- 30 мм (боб двойка); 2130 мм +/- 30 мм (боб четверка).
5.12.2.4. Прочие характеристики бобслейных саней.
5.12.2.4.1. Подвеска бобслейных саней.
В конькодержателях, раме и (или) во всех остальных элементах бобслейных саней запрещено использовать резину, схожие с резиной или энергопоглощающие материалы, за исключением тех материалов, которые прямо разрешены Правилами.
5.12.2.4.2. Тормозная система.
Все бобы должны быть оснащены исправной тормозной системой.
5.12.2.4.3.1. Для достижения максимального веса могут применяться грузы. Грузы должны быть надежно приварены к бобу или надежно прикреплены к бобу болтами или стальными зажимами. Если грузы не приварены к бобу, не прикреплены к нему болтами или стальными зажимами, они должны быть помещены в стальные полые профили. Такой стальной полый профиль, используемый в качестве контейнера для грузов, должен быть надежно приварен к бобу или надежно прикреплен к бобу болтами или стальными зажимами. Размер любого полого стального профиля, используемого в качестве контейнера для грузов, не должен превышать 50 x 50 мм в поперечном разрезе и 400 мм в длину. Использование клейкой ленты или нейлоновых хомутов (или кабельных стяжек) для крепления грузов к бобу категорически запрещено.
5.12.2.4.3.2. В качестве материала для грузов запрещено использовать жидкости или схожие с жидкостями материалы.
5.12.3. Конструкция и функционирование бобслейных саней.
5.12.3.1. Правила, определяют конструкцию и функционирование используемого оборудования, применяемое на мероприятиях Федерации, его возможность противостоять нагрузкам на соревнованиях. Используемое оборудование должно предоставлять надлежащую защиту для тех, кто использует данное оборудование.
5.12.3.2. Общая структура и функционирование, приложение N 12 рисунки N 1, N 2.
5.12.3.2.1.1. Поперечное разделение.
Рама всех бобслейных саней должна быть разделена поперечно между передней и задней осью.
5.12.3.2.1.2. Демпферное соединение.
5.12.3.2.1.2.1. Передняя и задняя части боба соединены посредством дающего возможность вращения демпфера, при этом продольная ось вращения располагается параллельно горизонтальной поверхности, на которой размещен боб.
5.12.3.2.1.2.2. Угол между упомянутой продольной осью вращения и горизонтальной поверхностью, на которой размещен боб, не должен превышать 5°.
5.12.3.2.1.3. Продольная ось вращения.
5.12.3.2.1.3.1. Продольная ось вращения проходит вдоль продольно расположенного демпферного болта из стали, имеющего в поперечном срезе в средней части диаметр не менее 30 мм (двухместный боб) и 35 мм (четырехместный боб), который может сужаться к концам до диаметра не менее 21 мм (двухместный боб) и 31 мм (четырехместный боб).
5.12.3.2.1.3.2. Посредством вышеупомянутого демпферного болта обе части боба соединены и имеют возможность вращения.
5.12.3.2.1.3.3. Демпферный болт может быть снабжен средствами упругой стабилизации вращения. Для этих целей разрешено использование резины или схожих с резиной материалов. Эти стабилизирующие элементы не должны способствовать вертикальному движению. Использование гидравлических или пневматических демпфирующих систем запрещено.
5.12.3.2.1.3.4. Если, демпферный болт спереди или позади места разделения заключен в кожух, каждый из подобных кожухов должен в верхней части иметь доступное смотровое отверстие диаметром 20 мм.
5.12.3.2.1.3.5. На разделительной линии продольная центральная линия продольной оси вращения должна проходить на высоте не менее 80 мм над горизонтальной поверхностью, на которой расположен боб (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы, без экипажа, стоящие на конькодержателях).
5.12.3.2.1.3.6. Линия разделения должна находиться на расстоянии 520 мм +/- 50 мм (мужские двойки, женские двойки и четырехместные бобы) за центром передней оси.
5.12.3.2.1.4. Разделение обтекателя.
Обтекатель также должен иметь поперечное разделение. Разрешается использование резины или схожего с резиной материала для покрытия зазора между передней и задней частями обтекателя.
5.12.3.3. Рамная конструкция и ходовой механизм.
5.12.3.3.1. Подпункт 5.12.3.3 Правил регулирует контроль прочности рамы в интересах безопасности, а также в интересах соревнований, поскольку он контролирует параметры подвески бобслейных саней.
5.12.3.3.2. Общие положения по рамной конструкции.
5.12.3.3.2.1. Все рамные соединения должны быть жесткими.
5.12.3.3.2.2. Не допускается возможность регулировки жесткости передней части и задней части рамы во время заездов или между заездами.
5.12.3.3.3. Передняя часть рамной конструкции.
5.12.3.3.3.1. Передняя часть боба должна быть сконструирована из непрерывной (сварной) несущей рамы, изготовленной из стали и располагающейся на участке от поперечной линии разделения продольного стального демпферного болта до корпуса подшипника рулевого вала. Все несущие нагрузку компоненты рамы, корпус подшипника (корпуса подшипников) рулевого вала и корпус подшипника (корпуса подшипников) демпферного болта должны быть приварены к раме.
5.12.3.3.3.2. Угол поворота передней оси (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) в вертикальной плоскости (по отношению к горизонтальной поверхности, на которой располагается боб) имеет максимальное ограничение +/- 12°.
5.12.3.3.3.3. Расстояние от центра передней оси до крайней передней точки боба регламентировано: не менее 600 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) и не более 750 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.3.4. Если составные элементы рамы и соединительные профили сделаны из труб, они должны быть пустотелыми и оставаться незаполненными, и также должны иметь смотровое отверстие для проверки, диаметром не менее 8 мм.
5.12.3.3.4.1. Вращающийся стальной рулевой вал располагается на передней раме и вращается посредством рулевого механизма. Указанный рулевой вал не должен отклоняться более чем на 5° от вертикали.
5.12.3.3.4.2. Корпус подшипника рулевого вала должен быть полностью со всех сторон приварен к раме.
5.12.3.3.4.3. Нижняя часть рулевого вала должна быть полностью и под прямым углом приварена к стальной рулевой пластине, имеющей минимальную толщину 7,5 мм по всей поверхности пластины, ширина на протяжении половины длины должна составлять не менее 69 мм (двух- и четырехместные бобы). В центре допускается наличие отверстия для доступа. Кроме того, допускается наличие четырех отверстий диаметром не более 10 мм с каждой стороны для крепления упора рулевого управления и держателей. Другие отверстия запрещены.
5.12.3.3.4.4. На этой рулевой пластине на валу, расположенном спереди оси и на валу, расположенном позади оси, стальные фланцы имеют ход на оси вращения, которая перпендикулярна передней оси и перпендикулярна рулевому валу.
5.12.3.3.4.5. Минимальный диаметр валов должен равняться 20 мм.
5.12.3.3.4.6. Между зафиксированным подшипником и вращающейся опорой не должно быть возможности вертикального движения.
5.12.3.3.4.7. Непрерывная, цельная стальная нижняя пластина крепится под осью, ее минимальная толщина должна составлять 7,5 мм по всей поверхности пластины (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы), ширина должна составлять не менее 69 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы). С каждой стороны торцы пластины могут быть закруглены на расстоянии до 20 мм от края. Нижняя пластина может быть изогнута по боковой оси не более двух раз.
5.12.3.3.4.8. Нижняя пластина должна быть крепко, без зазоров, прикручена болтами к обоим стальным фланцам с непрерывной основной резьбой и крутящим моментом не менее 25 Нм для M8 и 45 Нм для M10. Минимум два болта с каждой стороны, как минимум M8. Перемещение стальных фланцев относительно нижней пластины не допускается.
5.12.3.3.4.9. Между соответствующими фланцами и нижней пластиной, согласно приложению N 12 рисунки N 9а, N 15а, размещение резинового материала не позволяется.
5.12.3.3.4.10. Для любой дополнительной компенсации можно использовать только стальные и (или) алюминиевые прокладки.
5.12.3.3.4.11. Свободная длина нижней пластины между двумя фланцами в продольном направлении боба должна составлять 220 мм +/- 40 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.4.12. Фланцы могут иметь U-образные направляющие элементы.
5.12.3.3.4.13. Для целей возврата коньков в нейтральное положение в рулевом механизме разрешены к использованию резина или схожие с резиной материалы.
5.12.3.3.5.1. Передняя ось состоит из непрерывной прямой круглой стальной трубы, изготовленной из единого куска стали и имеющей диаметр 45 мм +/- 1 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы), которая на концах сужается до значения не менее 32 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) под размер опорного гнезда на передних конькодержателях.
5.12.3.3.5.2. Часть оси, имеющая диаметр 45 мм +/- 1 мм, должна иметь толщину стенок не менее 9 мм и длину не менее 450 мм.
5.12.3.3.5.3. В средней части передней оси размещается стальная крепежная пластина (18), имеющая ширину 95 мм (+/- 26 мм), длину 70 мм (+/- 20 мм) и толщину 9 мм (+/- 1,5 мм), которая должна быть крепко приварена (не прикручена) к оси и надежно скреплена с нижней пластиной при помощи не менее чем 4 болтов, имеющих диаметр стержня не менее 6,5 мм.
5.12.3.3.5.4. Между крепежной пластиной оси и нижней пластиной разрешается размещать стальные прокладки.
5.12.3.3.5.5. Крепежная пластина может быть утоплена в поверхность передней оси.
5.12.3.3.5.6. На концах оси разрешено приваривать или впрессовывать стальные заглушки, чтобы к ним можно было крепить фиксаторы конькодержателей.
5.12.3.3.5.7. При наличии стальной заглушки на конце оси, в ней должно иметься сквозное отверстие диаметром не менее 8,5 мм.
5.12.3.3.5.8. Передняя ось не должна иметь покрытий, кожуха и ей запрещается придавать обтекаемость формы.
5.12.3.3.5.9. Дополнительные отверстия и уплотнители не допускаются. На конце оси можно сделать только два дополнительных отверстия для крепления стальных штифтов.
5.12.3.3.6. Пластинчатая пружина передней оси.
5.12.3.3.6.1. Между рулевой пластиной и передней осью располагается цельная стальная пластинчатая пружина, минимальная толщина которой на всем протяжении должна составлять 6 мм.
5.12.3.3.6.2. Точки, в которых пластинчатая пружина соприкасается с передней осью, должны быть симметричны друг другу и находиться на расстоянии не менее 330 мм друг от друга (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.6.3. Пластинчатая пружина может быть изготовлена из трех составляющих.
5.12.3.3.6.4. Ширина держателей вдоль оси должна быть не менее 12 мм. Держатели должны быть прикручены не менее чем двумя болтами размера M8.
5.12.3.3.6.5. Радиус держателей не ограничен.
5.12.3.3.6.6. Между пластиной пружины и держателем допускаются стальные прокладки с полной площадью контакта. Прокладка должна иметь ту же площадь, что и держатели.
5.12.3.3.6.7. Держатели должны быть изготовлены из стали.
5.12.3.3.6.8. Когда ось находится в нейтральном положении, между пластинчатой пружиной и рулевой пластиной или между пластинчатой пружиной и осью не должно быть зазора/люфта.
5.12.3.3.6.9. Не допускается применение прокладок между пластинчатой пружиной и рулевой пластиной или между пластинчатой пружиной и осью.
5.12.3.3.7. Передние конькодержатели.
5.12.3.3.7.1. Каждый из передних конькодержателей состоит из прямого стального рессорного листа толщиной не менее 7,5 мм по всей длине (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.2. Расстояние от горизонтальной плоскости, на которой располагаются передние конькодержатели, до центра оси не может превышать 100 мм.
5.12.3.3.7.3. Опорное гнездо под переднюю ось должно быть приварено к верхней стороне рессорного листа.
5.12.3.3.7.4. Снизу к центру рессорного листа должен быть приварен направляющий держатель.
5.12.3.3.7.5. На краях рессорного листа должны быть приварены держатели.
5.12.3.3.7.6. Внешний диаметр опорного гнезда должен быть не менее 50 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) и не более 55 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.7. Длина опорного гнезда должна составлять не менее 94 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.8. Отверстие опорного гнезда должно быть соосно по отношению к горизонтальному диаметру.
5.12.3.3.7.9. Расстояние от внешнего края опорного гнезда до прямого внешнего края переднего конькодержателя не должно превышать 6 мм.
5.12.3.3.7.10. Как видно на виде сверху, внешняя сторона переднего конькодержателя должна быть прямой и должна располагаться перпендикулярно оси; внешняя сторона рессорного листа и направляющий держатель должны находиться точно друг над другом. Смещение не допускается.
5.12.3.3.7.11. Длина переднего конькодержателя должна составлять 655 мм +/- 3 мм (двухместные бобы), 735 мм +/- 3 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.12. Ширина переднего конькодержателя должна составлять не менее 35 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) у переднего и заднего краев и должна увеличиваться по направлению к центру до своего максимального значения, которое не может быть ниже 69 мм (двухместные бобы) и ниже 89 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.13. На виде сверху внутренний край переднего конькодержателя, смотрящий на обтекатель, не должен быть вогнутым.
5.12.3.3.7.14. Передний и задний держатели должны иметь U-образную форму в поперечном сечении в месте, где "перекладина" U приварена к конькодержателю, ее минимальная толщина должна составлять 7,5 мм.
5.12.3.3.7.15. Ножки U смотрят вертикально вниз и имеют высоту 50 мм +/- 2 мм. Расстояние между внешними краями ножек составляет 30 мм +/- 2 мм.
5.12.3.3.7.16. Длина держателей составляет 70 мм +/- 2 мм.
5.12.3.3.7.17. Держатели должны быть оснащены отверстиями для крепления коньков, центр которых должен располагаться на расстоянии 31 мм +/- 1 мм от нижнего края конькодержателя. Отверстия для крепления коньков должны располагаться симметрично в пределах 1 мм до передней и до задней части держателей.
5.12.3.3.7.18. Только отверстия для головок болтов могут иметь фаски.
5.12.3.3.7.19. Центры отверстий переднего и заднего держателей расположены на расстоянии 585 мм +/- 2 мм (двухместные бобы) и 665 мм +/- 2 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.20. Средний направляющий держатель имеет те же размеры, что и держатели, за исключением того, что "ножки" U соединены приваренными металлическими полосками спереди и сзади, предназначенными для удерживания слоя резины или схожего с резиной материала на донышке U.
5.12.3.3.7.21. Средний направляющий держатель.
5.12.3.3.7.22. Центр опорного гнезда может отходить от линии симметрии между отверстиями крепления полозьев не более чем на 5 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.7.23. Конькодержатели должны быть снабжены средствами упругой стабилизации вращения.
5.12.3.3.7.24. Если средства стабилизации вращения закреплены на нижней стороне конькодержателей, то отверстие в рессорном листе не может превышать 35 мм в длину и должно находиться внутри сварных швов вкладышей рессорного листа.
5.12.3.3.7.25. Передние конькодержатели не должны закрываться кожухом, иметь покрытия, запрещается закрывать их обтекателем или придавать им обтекаемую форму.
5.12.3.3.7.26. Все края рессорного листа, направляющих держателей и держателей позволяется закруглять или фальцевать не более чем на 8 мм.
5.12.3.3.8. Задняя часть рамной конструкции.
5.12.3.3.8.1. Задняя часть боба должна быть сделана из непрерывной (сварной) несущей рамы, изготовленной из стали и располагающейся на участке от продольного демпферного болта на линии поперечного разделения до крепежных приспособлений задней оси. Все несущие нагрузку компоненты рамы и гнездо (гнезда) крепления демпферного болта должны быть прикреплены к раме при помощи сварки.
5.12.3.3.8.2. От линии разделения до точки, расположенной на расстоянии 330 мм позади задней оси продольные элементы рамы, должны быть изготовлены из закрытого стального профиля, должны быть плотно приварены по всему диаметру и со всех сторон к средствам крепления задней оси. Продольные элементы рамы должны иметь площадь сечения не менее 703 мм2; большая сторона сечения вышеупомянутого рамного элемента должна быть не короче 37 мм. Меньшая сторона сечения вышеупомянутого рамного элемента должна быть не короче, чем 19 мм. Продольные элементы рамы могут выступать на 330 мм позади задней оси. Регулировка геометрии и жесткости задней части рамы ни при каких обстоятельствах не допускается.
5.12.3.3.8.3. Если продольные элементы сделаны из труб, они должны быть оставаться открытыми без наполнения. Смотровые отверстия для проверки, имеющие диаметр не менее 9 мм, должны быть расположены на разделительном коробе по направлению к задней оси, а также на конце задней части рамы, чтобы была возможность осмотра рамы с помощью камеры.
5.12.3.3.8.4. Минимальное расстояние между двумя продольными элементами задней рамы должно составлять 320 мм.
5.12.3.3.8.5. В месте крепления оси к задней раме должна существовать четко определенная область контакта между креплениями оси и осью. При любых обстоятельствах область контакта между осью и каждым из креплений оси должна быть не меньше, чем 700 мм2.
5.12.3.3.8.6. В случае крепления оси к раме посредством болтов, должен наличествовать полный контакт между осью и креплениями оси на расстоянии не менее чем 15 мм по обе стороны от отверстия для крепящих болтов.
5.12.3.3.8.7. В случае крепления оси к раме посредством зажимов, должен наличествовать полный контакт между осью и креплениями оси по крайней мере на протяжении 150° по контуру оси и на расстояние не менее чем 25 мм.
5.12.3.3.8.8. Минимальное расстояние между болтовыми соединениями должно составлять 165 мм. Ось должна быть надежно прикручена к креплению оси.
5.12.3.3.9.1. Задняя ось состоит из непрерывной прямой круглой стальной трубы, изготовленной, из единого куска стали и имеющей внешний диаметр 45 мм (+/- 1 мм) (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.9.2. На концах сужается до значения не менее чем 32 мм (двухместные бобы) и не менее чем 34 мм (четырехместные бобы) под размер отверстия опорного гнезда на задних конькодержателях.
5.12.3.3.9.3. Часть оси, имеющая диаметр 45 мм (+/- 1 мм), должна иметь толщину стенок не менее 9 мм и длину не менее 450 мм.
5.12.3.3.9.4. Задняя ось должна надежно крепиться болтами к задней раме, размещать между ними упругие или амортизирующие материалы запрещено. Горизонтальные болты не допускаются.
5.12.3.3.9.5. Размещение стальных прокладок разрешается. Стальные прокладки должны иметь постоянную контактную поверхность 700 мм2 с каждой стороны лишь для достижения правильной геометрии, без дополнительных элементов, выполняющих какую-либо иную функцию.
5.12.3.3.9.6. Задняя ось может быть прикреплена болтами к задней раме как сверху, так и снизу (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы). Минимальное расстояние между болтовыми соединениями составляет 165 мм.
5.12.3.3.9.7. На концах оси разрешено приваривать или впрессовывать стальные заглушки, чтобы к ним можно было крепить фиксаторы конькодержателей.
5.12.3.3.9.8. При наличии стальной заглушки на конце оси, в ней должно иметься сквозное отверстие диаметром 6,5 мм.
5.12.3.3.9.9. Задняя ось не должна иметь покрытий, кожуха и ей запрещается придавать обтекаемость формы.
5.12.3.3.9.10. Контроль может осуществляться в любое время.
5.12.3.3.10. Задние конькодержатели.
5.12.3.3.10.1. Каждый из задних конькодержателей состоит из верхнего и нижнего прямого стального рессорного листа толщиной не менее 7,5 мм по всей длине (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.2. Вертикальное расстояние от горизонтальной плоскости, на которой располагаются задние конькодержатели, до центра оси не может превышать 110 мм.
5.12.3.3.10.3. Опорное гнездо под заднюю ось должно быть приварено к верхней стороне верхнего рессорного листа.
5.12.3.3.10.4. Снизу к центру нижнего рессорного листа должен быть приварен направляющий держатель. На краях нижнего рессорного листа должны быть приварены держатели.
5.12.3.3.10.5. Внешний диаметр опорного гнезда должен быть не менее 50 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) и не более 55 мм (двухместный боб) и 57 мм (четырехместный боб). Длина опорного гнезда должна составлять не менее 94 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.6. Отверстие опорного гнезда должно быть соосно по отношению к горизонтальному диаметру.
5.12.3.3.10.7. Расстояние от внешнего края опорного гнезда до прямого внешнего края верхнего рессорного листа не должно превышать 6 мм.
5.12.3.3.10.8. Как видно на виде сверху, внешняя сторона нижнего рессорного листа должна быть прямой и должна располагаться перпендикулярно оси; в середине конькодержателя внешняя сторона верхнего рессорного листа, нижнего рессорного листа и направляющий держатель должны находиться точно друг над другом (смещение не допускается).
5.12.3.3.10.9. Длина нижнего рессорного листа должна составлять 813 мм +/- 3 мм (двухместные бобы), и 940 мм +/- 3 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.10. Ширина нижнего рессорного листа должна составлять не менее 35 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы) у переднего и заднего краев и должна увеличиваться по направлению к центру до максимальной ширины, которая не может быть менее 79 мм (двухместные бобы) и менее 89 мм (четырехместные бобы). На виде сверху внутренний край нижнего рессорного листа, смотрящий на обтекатель, не должен быть вогнутым.
5.12.3.3.10.11. Передний и задний держатели должны иметь U-образную форму в поперечном сечении в месте, где "перекладина" U приварена к нижнему рессорному листу, а ее минимальная толщина составляет 7,5 мм.
5.12.3.3.10.12. Ножки U смотрят вертикально вниз и имеют высоту 50 мм +/- 2 мм.
5.12.3.3.10.13. Расстояние между внешними краями ножек составляет 30 мм +/- 2 мм.
5.12.3.3.10.14. Длина держателей должна составлять 70 мм +/- 2 мм.
5.12.3.3.10.15. Держатели должны быть оснащены отверстиями для крепления коньков, центр которых должен располагаться на расстоянии 31 мм +/- 1 мм от нижнего края рессорного листа. Отверстия для крепления коньков должны располагаться симметрично в пределах 1 мм до передней и до задней части держателей.
5.12.3.3.10.16. Только отверстия для головок болтов могут иметь фаски.
5.12.3.3.10.17. Центры отверстий переднего и заднего держателей расположены на расстоянии 743 мм +/- 2 мм (двухместные бобы) и 870 мм +/- 2 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.18. Средний направляющий держатель имеет те же размеры, что и держатели, за исключением того, что "ножки" U соединены приваренными металлическими полосками спереди и сзади, предназначенными для удерживания слоя резины или схожего с резиной материала на донышке U. Средний направляющий держатель может дополнительно поддерживаться рессорным листом.
5.12.3.3.10.19. Центр опорного гнезда может отходить от линии симметрии между отверстиями крепления полозьев не более чем на 5 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.20. Верхний рессорный лист короче нижнего рессорного листа и должен иметь длину 480 мм +/- 3 мм (двухместный боб) и 590 +/- 3 мм (четырехместный боб).
5.12.3.3.10.21. Минимальная ширина у переднего и заднего краев верхнего рессорного листа должна составлять не менее 40 мм и должна увеличиваться по направлению к центру до максимальной ширины, которая не может быть менее 79 мм (двухместные бобы) и 89 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.22. На виде сверху верхний рессорный лист не должен иметь изогнутых краев.
5.12.3.3.10.23. Верхний рессорный лист и нижний рессорный лист должны плотно прилегать друг к другу и быть скреплены не менее чем 6 и не более чем 8 болтами с шестигранными гайками.
5.12.3.3.10.24. С каждой стороны опорного гнезда должно быть одинаковое количество болтов. Только отверстия для головок болтов могут иметь фаски.
5.12.3.3.10.25. Диаметр болтов должен быть не менее 12 мм (двухместные бобы) и 14 мм (четырехместные бобы). Высота шестигранных гаек должна быть не менее 10 мм (двухместные бобы) и 11 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.3.10.26. Конькодержатели должны быть снабжены средствами упругой стабилизации вращения. Если средства стабилизации вращения закреплены на нижней стороне конькодержателей, то отверстие в рессорном листе не может превышать 35 мм в длину и должно находиться внутри сварных швов вкладышей рессорного листа.
5.12.3.3.10.27. Конькодержатели не должны закрываться кожухом, иметь покрытия, запрещается закрывать их обтекателем или придавать им обтекаемую форму.
5.12.3.3.10.28. Все края рессорных листов, направляющих держателей и держателей позволяется закруглять или фальцевать не более чем на 8 мм.
Пункт 5.12.3.4 Правил призван обеспечить безопасность спортсменов, принимающих участие в соревнованиях Федерации, будучи предназначенным для достижения обтекателем бобслейных саней достаточного уровня защиты на случай аварий, а также нацелен на создание соревновательных условий, не создающих несправедливых аэродинамических преимуществ.
5.12.3.4.2. Общие положения по обтекателю.
5.12.3.4.2.1. Вырез для тормозов должен быть открытым.
5.12.3.4.2.2. Не допускаются попытки снижения площади выреза посредством использования любых возможных материалов, за исключением обивки в соответствии с Правилами.
5.12.3.4.2.3. Любые нестандартные дополнения к форме, очевидным образом являющиеся генераторами вихревых потоков, запрещаются.
5.12.3.4.2.4. Запрещается использование дополнительных отверстий, потенциально способствующих улучшению аэродинамического эффекта.
5.12.3.4.2.5. Обтекатель предоставляет достаточный уровень защиты для спортсменов.
5.12.3.4.3. Размеры обтекателя.
5.12.3.4.3.1. Ширина обтекателя, двухместные бобслейные сани.
Расстояние между самыми отдаленными точками, измеряемое в горизонтальной плоскости (приложение N 12 рисунок N 2), должно составлять:
5.12.3.4.3.2. На расстоянии 1200 мм перед центральной линией задней оси: не менее 680 мм.
5.12.3.4.3.3. На расстоянии 600 мм от центральной линии задней оси: не менее 640 мм.
5.12.3.4.3.4. На центральной линии задней оси: не менее 540 мм.
5.12.3.4.3.5. Ширина обтекателя, четырехместные бобслейные сани.
От центральной линии задней оси на расстоянии 1600 мм перед центральной линией задней оси должна выдерживаться постоянная минимальная ширина 700 мм.
5.12.3.4.3.6. Ширина внутренней части обтекателя, двух- и четырехместные бобслейные сани.
При измерении на высоте 400 мм от днища боба на уровне начала выреза в обтекателе, ширина внутренней части обтекателя должна иметь минимальное значение 550 мм (двух- и четырехместные бобы).
5.12.3.4.4. Высота обтекателя.
5.12.3.4.4.1. Высота у начала выреза должна составлять не менее 650 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.4.5. Боковая часть обтекателя.
5.12.3.4.5.1. Боковая часть обтекателя от области плеч пилота до центральной линии задней оси должна иметь высоту не более 650 мм и не менее 580 мм над днищем боба.
5.12.3.4.5.2. Обтекатель должен быть открыт - начиная от области плеч пилота, до окончания боба.
5.12.3.4.5.3. Ширина выреза, начиная с расстояния 500 мм позади начала выреза и по направлению к центру задней оси, должна иметь значение не менее чем 450 мм на глубину 300 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.4.5.4. От центра задней оси до крайней задней точки боба ширина выреза должна иметь значение не менее чем 400 мм на глубину до линии, проходящей на высоте 300 мм от самой нижней точки днища боба (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.4.6. Обтекатель, прочие положения.
5.12.3.4.6.1. От самой верхней точки предназначенного для пилота выреза в обтекателе должен идти вертикальный фланец, как показано на рисунке N 4 приложение N 12. Высота вертикального фланца должна составлять не менее 30 мм в центре предназначенного для пилота выреза в обтекателе. На расстоянии 100 мм по обе стороны от центра фланец может сужаться до толщины обтекателя.
5.12.3.4.6.2. Прямоугольное симметричное смотровое отверстие для контроля, находящееся под передней осью, должно иметь длину не менее 440 мм и ширину не менее 160 мм.
5.12.3.4.6.3. С каждой из сторон разрешается использовать мембрану из резины или из схожего с резиной материала с целью закрыть зазор между передней осью и вырезом для передней оси.
5.12.3.4.6.4. Сверху корпуса тормозного устройства, вокруг тормозных ручек, разрешается использовать мембрану из резины или из схожего с резиной материала.
Пункт 5.12.3.4.7 Правил предназначен для исключения несправедливых аэродинамических преимуществ во время соревнований.
5.12.3.4.7.2. Выпуклые поверхности
5.12.3.4.7.2.1. Форма обтекателя должна быть выпуклой в следующих местах:
5.12.3.4.7.2.2. От передней части боба до предназначенного для пилота выреза в корпусе - все линии пересечения вращающейся секущей плоскости и обтекателя (приложение N 12 рисунок N 3А).
5.12.3.4.7.2.3. От передней части боба до задней части боба - все линии пересечения вертикальных секущих плоскостей и обтекателя, расположенные над самым широким местом обтекателя или, по крайней мере, над отбойниками (приложение N 12 рисунок N 3Б).
5.12.3.4.7.2.4. От начала предназначенного для пилота выреза в корпусе до задней части боба - линия пересечения горизонтальной секущей плоскости и обтекателя на высоте 350 мм от горизонтальной поверхности, на которой расположены конькодержатели (приложение N 12 рисунок N 3В).
5.12.3.4.7.2.5. На днище боба - все линии пересечения продольной вертикальной секущей плоскости, так же, как и все линии пересечения перпендикулярной вертикальной секущей плоскости с проходящей вдоль середины днища симметричной полосой шириной 240 мм. За пределами этой 240-миллиметровой полосы исключения будут предоставляться только для выемок для коньков и конькодержателей (приложение N 12 рисунок N 3Г).
5.12.3.4.8.1. Отбойники (передние и задние).
5.12.3.4.8.2. Вырез для тормозов.
5.12.3.4.8.3. Выемка для разгонной ручки пилота.
5.12.3.4.8.4. Демпферное соединение.
5.12.3.4.8.5. Отверстия для передней и задней осей.
5.12.3.4.8.6. Область соединения между боковой разгонной ручкой и корпусом обтекателя (приложение N 12 рисунок N 7), в случае если разгонные ручки прикреплены непосредственно к верхней боковой части корпуса обтекателя, составляют - по вертикальной плоскости, 450 мм вперед от оси вращения и на высоте 670 мм над горизонтальной плоскостью, на которой расположены конькодержатели.
5.12.3.4.8.7. Область соединения между боковой разгонной ручкой и корпусом обтекателя (приложение N 12 рисунок N 7), в случае если разгонные ручки прикреплены к отдельной стойке, пересекающей корпус обтекателя: на радиус 400 мм от центра по верху оси вращения разгонной ручки.
5.12.3.4.8.8. Область вокруг разгонных ручек заднего разгоняющего на расстоянии радиусом 250 мм от точки расположения разгонных ручек заднего разгоняющего, наиболее удаленной от центральной осевой линии задней оси.
5.12.3.5. Соединение рамной конструкции и обтекателя.
Подпункт 5.12.3.5 Правил предназначен для осуществления контроля уровня подвески, который может достигаться в соединениях между обтекателем и рамной конструкцией.
5.12.3.5.2. Определение соединения рамной конструкции и обтекателя.
Все элементы, механически закрепляющие обтекатель, определяемый и регулируемый подпунктом 5.12.3.5 Правил, на рамной конструкции, определяемой и регулируемой подпунктом 5.12.3.5 Правил, совместно считаются соединением обтекателя и рамной конструкции.
5.12.3.5.3.1. Любые измерения перемещения обтекателя по отношению к раме производятся относительно горизонтальной координатной плоскости, при этом бобслейные сани находятся в разгруженном состоянии.
5.12.3.5.3.2. Термин "в нисходящем направлении" используется применительно к бобслейным саням, находящимся в разгруженном состоянии и расположенным на горизонтальной координатной плоскости.
5.12.3.5.3.3. Ограничение свободы движения обтекателя по отношению к раме определяется применительно к бобслейным саням, находящимся в разгруженном состоянии и расположенным на горизонтальной координатной плоскости.
5.12.3.5.4. Расположение точек крепления обтекателя к раме.
5.12.3.5.4.1. Обтекатель крепится к раме посредством не менее чем четырех (двухместные бобы) и максимум восьми (четырехместные бобы) крепежных скоб, ограничивающих вертикальный ход обтекателя относительно рамы. Дополнительные крепежные средства не допускаются.
5.12.3.5.4.2. Две из четырех вышеупомянутых крепежных скоб должны быть расположены симметрично друг другу относительно плоскости симметрии бобслейных саней, в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии боба и в пределах 100 мм от наиболее выдвинутой вперед точки задней части рамы, не включая демпфер (приложение N 12 рисунок N 22).
5.12.3.5.4.3. Две из задних крепежных скоб должны быть расположены симметрично друг другу относительно плоскости симметрии в пределах 330 мм позади и 120 мм впереди от центральной линии задней оси бобслейных саней и должны быть закреплены на внешней части или прикреплены к внешней части продольного элемента рамной конструкции. Если основание крепежных скоб не приклеено к капоту, а привинчено, то винты должны быть неподвижными и это соединение должно быть неподвижным (приложение N 12 рисунок N 22).
5.12.3.5.5. Подвижность обтекателя относительно рамы.
5.12.3.5.5.1. Движение обтекателя относительно рамы, которое позволяют крепления обтекателя, регулируемое подпунктом 5.12.3.5.5 Правил, должно быть ограничено расстоянием не более чем 5 мм в нисходящем направлении при помощи ограничителей движения.
5.12.3.5.5.2. Безотносительно к элементам подвески, используемым в соответствии с подпунктом 5.12.3.5.5 Правил, перемещение данных элементов подвески должно ограничиваться жесткими ограничителями движения, имеющими достаточную прочность, чтобы гарантировать эффективное ограничение движения обтекателя.
5.12.3.5.5.3. Передние ограничители движения, ограничивающие вертикальное движение обтекателя, должны быть расположены в полном соответствии с подпунктом 5.12.3.5.5 Правил. Ограничители движения должны являться неотъемлемой частью крепежных скоб.
5.12.3.5.5.4. Передние ограничители движения должны быть закреплены на внешней стороне или прикреплены к внешней стороне продольного элемента рамы и должны в обязательном порядке полностью находиться в пределах 120 мм впереди и позади от центральной линии задней оси (приложение N 12 рисунок N 22).
5.12.3.5.5.5. Задние ограничители движения должны являться неотъемлемой частью крепежных скоб, закрепленных на внешней стороне или прикрепленных к внешней стороне продольного элемента рамы и должны в обязательном порядке полностью находиться в пределах 330 мм позади и 120 мм впереди от центральной линии задней оси (приложение N 12 рисунок N 22).
5.12.3.5.6. Материалы в соединении обтекателя и рамной конструкции.
5.12.3.5.6.1. В креплениях между обтекателем и рамой разрешено использование резины или схожего с резиной материала.
5.12.3.5.6.2. Резина или аналогичный резине материал, используемый в соединениях между рамой и обтекателем, должен быть однородным.
Подпункт 5.12.3.6 Правил предназначен для того, чтобы элементы бобслейных саней, которые вступают в контакт с бортами трассы, являлись пригодными для данной цели. Кроме того, настоящий пункт ставит целью предотвратить достижение несправедливых аэродинамических преимуществ, и нацелен на сохранение целостности трассы.
Производители бобслейных саней несут ответственность за изготовление отбойников с таким запасом прочности, который позволит им выдерживать многократные столкновения с бортами трассы.
5.12.3.6.3. Расположение и размеры отбойников.
5.12.3.6.3.1. Передние кончики передних коньков должны закрываться обтекателем при любом положении коньков.
5.12.3.6.3.2. Расстояние от горизонтальной плоскости, на которой расположены конькодержатели, до нижней кромки отбойников имеет следующие ограничения:
5.12.3.6.3.2.1. Передние отбойники:
5.12.3.6.3.2.1.1. Не более 190 мм (двухместные бобы).
5.12.3.6.3.2.1.2. Не более 200 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.6.3.2.2. Задние отбойники не более 200 мм (двухместные и четырехместные бобы).
5.12.3.6.3.3. Задние отбойники должны иметь высоту не менее 50 мм (измеряется вертикально относительно горизонтальной поверхности, на которой расположен боб) в пределах расстояния не менее чем 200 мм.
5.12.3.6.3.4. Длина задних отбойников не должна превышать 600 мм в мужских/женских двойках и 900 мм в четырехместном бобе (измерение от самой задней точки отбойника).
5.12.3.6.3.5. Центр передних отбойников, подразумевая длину 300 мм, должен находиться на расстоянии не менее 300 мм от центра передней оси (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.6.3.6. Длина передних отбойников не должна превышать 1000 мм (измерение от самой передней точки обтекателя боба).
55.12.3.6.3.7. Над передним обтекателем на расстоянии 300 мм вперед от центра передней оси, расстояние от внешнего края отбойника до обтекателя, измеряемое горизонтально и перпендикулярно центральной линии боба, не должно превышать 195 мм (мужские двойки/женские двойки) и 160 мм (четырехместные бобы) (приложение N 12 рисунок N 2).
5.12.3.6.3.8. Расстояние между максимально удаленными точками противоположных отбойников должно составлять:
860 мм +/- 10 мм (двухместные бобы);
870 мм +/- 10 мм (четырехместные бобы).
не менее 800 мм (двухместные бобы);
не менее 830 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.6.3.9. Расстояние от центра задней оси до наиболее удаленной точки заднего отбойника не менее 300 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.6.3.10. Расстояние от центра задней оси до наиболее удаленной точки заднего отбойника не более 760 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы).
5.12.3.6.4.1. Верхняя и нижняя кромки задних отбойников должны иметь радиус от 5 до 8 мм.
5.12.3.6.4.2. Нижняя кромка передних отбойников (приложение N 12 рисунок N 5) должна иметь радиус не менее 10 мм в пределах длины не менее чем 300 мм. От нижней кромки отбойник должен идти прямо вверх не менее чем на 35 мм, после чего начинается верхняя кромка с радиусом не менее 35 мм.
5.12.3.6.4.3. Точка контакта отбойника с бортом должна находиться в границах установленной минимальной длины отбойника. При виде сверху отбойники должны иметь форму арки с радиусом не менее 200 мм на расстоянии 100 мм спереди и позади самой широкой части отбойника (приложение N 12 рисунок N 6).
5.12.3.6.5. Соединение с обтекателем.
5.12.3.6.5.1. Соединительные элементы между передними отбойниками и обтекателем боба должны иметь высоту не менее 80 мм на протяжении минимальной длины передних отбойников.
5.12.3.6.5.2. Соединительные элементы между задними отбойниками и обтекателем должны иметь высоту не менее 50 мм на протяжении минимальной длины задних отбойников.
5.12.3.6.5.3. Как на виде сверху, так и на виде сбоку передняя часть соединительных элементов передних отбойников должна образовывать с кончиком обтекателя непрерывную невогнутую линию.
5.12.3.7.1. Подпункт 5.12.3.7 Правил предназначен для обеспечения справедливости соревнований, а также для контроля затрат на участие и администрирование мероприятий Федерации посредством введения запрета на использование экзотических материалов и обработки поверхностей.
5.12.3.7.2. На всех официальных спортивных соревнованиях разрешается использование только стандартных коньков, разрешенных Правилами. Использование любых средств, придающих дополнительную движущую силу, запрещено. Запрещается нагревать полозья.
5.12.3.7.3. Максимальный радиус коньков во всех спортивных дисциплинах не должен превышать 7,5 мм.
5.12.3.7.4. Радиус скользящей поверхности коньков не может быть менее 4 мм (для двухместного боба, монобоба) и 6 мм (для четырехместного боба). Высота стального элемента от передней до задней стойки крепления должна быть не менее 35 мм (двухместный боб, монобоб) и не менее 40 мм (четырехместный боб). Члены технической комиссии и Жюри проверяют радиусы коньков, используя официальные шаблоны Федерации. Радиус коньков не должен выходить за пределы значений радиуса, указанного в подпункте 5.12.3.7.3 Правил. Если по результатам технического контроля во время соревнований радиус коньков выходит за пределы радиуса, указанного в подпункте 5.12.3.7.3 Правил, пилот монобоба, экипаж бобслейных саней дисквалифицируется.
5.12.3.7.5. Все виды обработки полозьев запрещены, в том числе и такие виды обработки, которые приводят к изменениям физических характеристик, состава или структуры материала лишь в отдельных местах.
Нанесение какого-либо покрытия запрещено.
5.12.3.7.6.1. Все коньки должны производиться из цельной заготовки стандартного материала в соответствии со спецификациями Федерации и не должны обладать твердостью выше 385 единиц по Бринеллю.
5.12.3.7.6.2. Спецификации материалов, предъявляемые Федерацией, гарантируют, что все подвергнутые предварительной машинной обработке стальные заготовки будут одинаковыми.
5.12.3.7.6.3. Материал поставляется в виде прошедшей предварительную машинную обработку заготовки, то есть отшлифованной с обеих сторон заготовки, имеющей маркировку на одной из сторон.
5.12.3.7.6.4. Маркировка должна всегда сохраняться на коньках в неизменном виде.
5.12.3.7.7. Обработка коньков.
5.12.3.7.7.1. Все виды обработки материала запрещены, в том числе и способы, которые приводят к изменениям физических характеристик и (или) состава и (или) структуры материала лишь в отдельных местах.
5.12.3.7.7.2. Нанесение любого вида покрытий запрещено.
5.12.3.7.8.1. Высота стального элемента от переднего до заднего держателя должна быть не менее 35 мм (двухместные бобы) и не менее 40 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.2. Передняя часть конька, начиная с точки, расположенной 50 мм позади кончика конька, и вплоть до переднего края переднего держателя, должна иметь высоту не менее 29 мм (двух и четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.3. Передний кончик конька в боковой проекции должен иметь радиус не менее 10 мм (двух и четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.4. Верхний срез кончика переднего конька должен находиться на высоте не менее 57 мм над горизонтальной поверхностью, на которой он установлен.
5.12.3.7.8.5. Задний нижний кончик полоза должен иметь радиус не менее 50 мм (двух и четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.6. На расстоянии 10 мм от заднего кончика конька нижняя поверхность конька должна находиться на высоте не менее 25 мм над горизонтальной поверхностью, на которой конек установлен (двух и четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.7. Расстояние от переднего кончика переднего конька до центра средней поддерживающей стойки должно составлять 500 мм +/- 30 мм (двухместные бобы) и 540 мм +/- 30 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.8. Полная длина задних коньков не должна превышать 1200 мм (двухместные бобы) и 1300 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.9. Верхняя поверхность средней поддерживающей стойки должна быть плоской и горизонтальной и должна образовывать прямоугольник с шириной минимум 13 мм и длиной минимум 60 мм. Последний упомянутый размер (60 мм) должен выдерживаться вплоть до верхней поверхности конька.
5.12.3.7.8.10. Верхняя поверхность средней поддерживающей стойки должна находиться на высоте не менее 15 мм над верхней поверхностью конька.
5.12.3.7.8.11. В месте пересечения средней поддерживающей стойки и верхней поверхности конька минимальный радиус должен составлять 2 мм.
5.12.3.7.8.12. Толщина конька должна составлять 14 мм +/- 1 мм (мужские двойки/женские двойки и четырехместные бобы). Данная толщина должна выдерживаться на протяжении не менее 10 мм от верхней поверхности конька.
5.12.3.7.8.13. Поверхность скольжения в поперечном разрезе должна иметь радиус не менее 4 мм, но и не более чем 7,5 мм (двухместные бобы) и не менее 6 мм, но и не более чем 7,5 мм (четырехместные бобы). Сектор, имеющий данный радиус, должен составлять не менее 120°, при этом высота дуги должна быть равной 2 мм (двухместные бобы) и 3 мм (четырехместные бобы). Радиус полозьев должен быть выдержан по всей длине полоза, за исключением 2 см, измеренных по горизонтали (приложение N 12 рисунок N 21) на концах полоза.
5.12.3.7.8.14. Длина держателей на высоте, находящейся на одном уровне с верхней поверхностью конька, должна составлять не менее 60 мм (двух и четырехместные бобы).
5.12.3.7.8.15. Область вокруг отверстия для крепления конька до периферии держателя должна составлять не менее 10 мм. Переходная область, проходящая по касательной к радиусу и распространяющаяся до части конька, имеющей полную ширину, не должна быть вогнутой.
5.12.3.7.8.16. Отверстия для крепления должны находиться на расстоянии не менее 33 мм и не более 60 мм (двухместные бобы) и не менее 38 мм и не более 65 мм (четырехместные бобы) от нижней поверхности конька.
5.12.3.7.9. Соединение между коньками и конькодержателями.
5.12.3.7.9.1. Коньки должны крепиться к конькодержателям при помощи нарезных болтов с диаметром резьбы не менее 14 мм (двухместные бобы) и не менее 16 мм (четырехместные бобы) и шестигранных гаек.
5.12.3.7.9.2. Ни в одном месте болт не может иметь диаметр менее чем 12,5 мм (двухместные бобы) и 14,5 мм (четырехместные бобы).
55.12.3.7.9.3. Гайки должны быть самостопорящимися и иметь высоту не менее 11 мм (двухместные бобы) и 13 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.7.9.4. Гайки не должны привариваться к держателям конькодержателей, они не должны иметь кожуха или покрытия и им нельзя придавать обтекаемую форму.
5.12.3.7.10. Коньки, прочие положения.
5.12.3.7.10.1. Конек изображен на рисунке N 21 приложение N 12.
5.12.3.7.10.2. Нанесение на коньки любых покрытий, улучшающих их аэродинамические свойства, запрещено.
5.12.3.7.11. Замена коньков между соревновательными заездами, выполняемыми в один и тот же день, разрешается только при наличии значительных повреждений и только по согласованию с Жюри.
По решению Жюри, коньки в любой момент времени могут быть подвергнуты инспекции с использованием соответствующего специального оборудования.
5.12.3.8. Съемные, движущиеся и (или) регулируемые части.
Подпункт 5.12.3.8 Правил направлен на создание условий, при которых съемные, движущиеся и (или) регулируемые части бобслейных саней соответствуют своему целевому назначению и не создают опасности для окружающих и (или) участников мероприятий Федерации. Кроме того, подпункт 5.12.3.8 Правил способствует соблюдению принципа справедливости при проведении соревнований.
5.12.3.8.2. Тормозное устройство.
5.12.3.8.2.1. Разрешается использовать тормозное устройство только в виде бороны.
5.12.3.8.2.2. Вырез под тормоз должен быть открытым. Разрешается использовать резиновую мембрану вокруг тормозных ручек.
5.12.3.8.2.3. Попытки уменьшения площади выреза для тормоза посредством любых материалов недопустимы.
5.12.3.8.2.4. Тормоз приводится в действие двумя отдельно активируемыми ручками. В четырехместном бобе рукоятки должны располагаться по сторонам от заднего разгоняющего.
5.12.3.8.2.5. Геометрия тормозного устройства должна быть сформирована таким образом, чтобы при торможении одной ручкой в присутствии полного экипажа ни один из элементов тормоза не получал непоправимых деформаций (приложение N 12 рисунок N 20).
5.12.3.8.2.6. Длина рукоятки от центра вращения должна составлять не менее 220 мм (двухместные бобы) или 350 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.8.2.7. Длина тормозного рычага от центра вращения до верхней части бороны должна составлять не менее 150 мм (двух- и четырехместные бобы).
5.12.3.8.2.8. Высота бороны должна составлять не менее 35 мм (двух- и четырехместные бобы).
5.12.3.8.2.9. Высота зубцов бороны должна составлять не менее 20 мм (двух- и четырехместные бобы).
5.12.3.8.2.10. Тормоз должен иметь не менее 5 зубцов при общей ширине бороны не менее 230 мм (двухместные бобы) и не менее 6 зубцов при общей ширине бороны не менее 280 мм (четырехместные бобы).
5.12.3.8.2.11. Зубцы должны иметь возможность опускаться и врезаться в лед на глубину как минимум на 50 мм ниже уровня, на котором установлены коньки расположенного на поверхности льда боба.
5.12.3.8.2.12. Разрешается использование резины или схожего с резиной материала в возвратном механизме тормозного устройства.
5.12.3.8.3.1. Как боковая разгонная ручка пилота, так и боковые разгонные ручки разгоняющих должны складываться в корпус боба.
5.12.3.8.3.2. В убранном положении боковые разгонные ручки должны располагаться вровень с поверхностью обтекателя. Высота боковой разгонной ручки для второго или третьего членов экипажа (четырехместный боб) должна быть одинаковой в раскрытом и убранном положениях.
5.12.3.8.3.3. Разгонные ручки заднего разгоняющего должны быть неподвижными.
5.12.3.8.3.4. Разгонные ручки заднего разгоняющего (двух и четырехместные бобы), а также боковые разгонные ручки (четырехместные бобы) должны находиться на высоте не менее 670 мм и не более 870 мм от горизонтальной плоскости, на которой располагаются конькодержатели.
5.12.3.8.3.5. Ширина боковых разгонных ручек для второго и третьего членов экипажа (четырехместный боб) не должна превышать 750 мм.
5.12.3.8.3.6. Если боковые разгонные ручки четырехместного боба имеют вертикальную ось вращения, ширина стоек разгонных ручек должна составлять не менее двух третей ширины самих разгонных ручек, длина стоек должна составлять не менее двух третей длины ручек, с зазором не более 3 мм.
5.12.3.8.3.7. Передняя часть стойки разгонных ручек сужается вниз к обтекателю в точке, расположенной не более чем на 450 мм впереди от оси разгонной ручки (приложение N 12 рисунок N 7).
5.12.3.8.3.8. Для складывания разгонной ручки (разгонных ручек) разрешается использование резины или схожих с резиной материалов.
5.12.3.8.3.9. Разгонные ручки (на двухместных и четырехместных бобах, соответственно позиция 2 и 4) должны быть шириной не менее 10 мм. Разгонные ручки 2 и 4 позиции должны иметь ширину 10 мм на участке длиной 50 мм в их самой высокой точке (приложение N 12 рисунок N 1а). Допускается переходная зона длиной 20 мм, на протяжении которой ширина изменяется от 10 мм до толщины обтекателя. Для переходной зоны 20 мм и участка длиной 50 мм положение относительно ширины 400 мм не применяется.
5.12.3.8.4. Подножки и поручни.
На случай аварии спортсмены должны иметь приспособления, помогающие им удерживаться в бобе. Следовательно, все бобы должны быть оснащены достаточным количеством поручней.
5.12.3.8.5. Тросы и ручки рулевого механизма.
Тросы, соединяющие ручки с рулевым механизмом, должны обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать силовые нагрузки во время тренировочных и соревновательных заездов. Ручки управления должны быть изготовлены таким образом, чтобы они могли выдерживать нагрузки во время тренировочных и соревновательных заездов. Ручки управления могут удерживаться в нейтральной позиции посредством использования резины или схожего с резиной материала.
5.12.3.8.6. Ручки для переноски бобслейных саней.
Для облегчения транспортировки бобслейные сани могут быть оснащены ручками для переноски, размещенными на переднем отбойнике. В подобном случае требуется размещать данные ручки таким образом, чтобы они находились в убранном состоянии от старта до финиша, и чтобы они ни при каких обстоятельствах не могли вылететь во время заезда. Разрешается использовать резину или схожий с резиной материал для удержания ручек в убранном состоянии.
5.12.3.8.7. Обивочные материалы.
Обивка, расположенная во внутренней части бобслейных саней, применяемая для защиты спортсменов от травм и отвечающая требованиям подпунктов 5.12.3.8.3 и 5.12.3.8.4 Правил, может содержать резину или схожие с резиной материалы.
Для каждого спортсмена разрешается использовать обивочный материал размером 2 x 200 x 200 мм или, в качестве альтернативы, 4 x 150 x 150 мм плюс дополнительный элемент формата "DIN A4" для сиденья пилота (контакт с донной частью бобслейных саней). Также обивочный материал можно использовать для покрытия частей рамы максимальной площадью поверхности 10 дм2 и максимальной толщиной 50 мм. Также можно крепить обивочный материал размером 200 x 200 мм ко всем соединениям между рамой и обтекателем бобслейных саней. Указанные размеры не могут быть суммой меньших размеров.
Судьей по техническому контролю должно быть разрешено сделать в обивочном материале отверстие или щель/углубление для измерения расстояния 650 мм от донной части бобслейных саней.
Не допускается прикрепление дополнительных материалов к вырезу обтекателя (приложение N 12 рисунок N 4). Размещение обивочного материала на расстоянии 8 см вниз от выреза обтекателя параллельно верхней части разрешено.
Все остальные размеры должны быть соблюдены.
Внутренние края обтекателя могут покрываться двумя полосками обивочного материала, которые должны быть размещены симметрично по одной с каждой стороны. Такая обивка должна находиться в пределах участка, начинающегося на удалении 50 мм от центра выреза обтекателя и не простирающегося далее 500 мм. Обивочный материал должен размещаться на внутреннем крае обтекателя в соответствии с рисунком N 2б приложения N 12. Размеры обивочного материала не могут превышать 150 мм в длину, 30 мм в ширину, а толщина не может быть более 10 мм.
5.12.3.8.9. Использование измерительного оборудования.
5.12.3.8.9.1. Оборудование для определения соответствия бобслейных саней Правилам должно применяться согласно инструкциям производителя и в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"
5.12.3.8.9.2. Систематическая погрешность и несистематические ошибки контрольно-измерительного оборудования, используемого для контроля бобслейных саней, должны быть известны инспекторам контроля.
5.12.3.8.9.3. Систематическая погрешность и несистематические ошибки используемого измерительного оборудования должны учитываться при контроле материалов бобслейных саней. Погрешность контрольно-измерительного оборудования всегда является основанием для вынесения решения в пользу команд или спортсменов.
5.12.3.8.9.4. Если произведенные на месте замеры указывают на нарушение правил, которое может повлечь за собой дисквалификацию, измерения должны быть проведены повторно в контролируемых условиях.
5.12.3.8.9.5. Качество контрольно-измерительного оборудования.
5.12.3.8.9.5.1. Контрольно-измерительное оборудование, используемое для контроля материалов бобслейных саней, должно соответствовать назначению.
5.12.3.8.9.5.2. Все измерительные инструменты, используемые для проверки бобслейных саней, должны иметь маркировку, указывающую допускаемую погрешность измерения.
5.12.3.8.9.5.3. Разрешается использовать пассаметры с эквивалентной погрешностью.
5.12.3.8.9.5.4. Радиусы и степень выпуклости должны проверяться при помощи инспекционных шаблонов Федерации.
5.12.3.8.9.5.5. Твердость (поверхности) должна измеряться при помощи откалиброванного измерительного оборудования.
5.12.3.8.9.5.6. Состав материалов бобслейных саней определяется при помощи откалиброванного измерительного оборудования.
5.12.3.8.9.5.7. Калибровка контрольно-измерительного оборудования должна выполняться регулярно и в соответствии с рекомендациями производителя. Для штангенциркулей во время проведения контрольных замеров микром и пассам необходимо наличие калибровочных эталонов.
5.12.3.8.9.5.8. Оборудование, используемое для проведения контрольных измерений на месте, должно быть откалиброванным для этих целей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875