2. Цели и задачи цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации
Целями цифровой трансформации являются:
совершенствование деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
обеспечение возможности использования цифровых инструментов для оперативной реализации надзорных функций, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта для выявления признаков нарушений на основе анализа оцифрованных данных объектов надзора;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности;
создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к экономике данных;
обеспечение возможности гибкой и точной фокусировки органов прокуратуры на социально актуальных сферах правоотношений, в том числе профилактике правонарушений, возмещении ущерба, реализации технологий искусственного интеллекта для работы с обращениями граждан, прогнозировании перспективных направлений прокурорской деятельности;
развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления;
обеспечение функционирования и развития системы информационной безопасности на основе комплекса организационных и технических мер защиты с применением современных методов прогнозирования, анализа и моделирования возможных угроз безопасности информации и снижения (ликвидации) ущерба от их воздействия.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение задач по следующим приоритетным направлениям.
Направление 1. Высокотехнологичный надзор - формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.
участие в совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения автоматизированной оценки качества деятельности правоохранительных органов;
повышение эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки информации во всех сферах надзорной деятельности;
повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранение причин и условий, им способствующих;
сокращение времени рассмотрения обращений граждан, государственных органов и организаций;
обеспечение своевременного, в том числе дистанционного, получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений;
повышение обоснованности принимаемых решений в рамках исполнения надзорных функций на основе автоматизированного выявления и учета характерных закономерностей, соответствующих нарушениям в установленной сфере надзора, подготовки рекомендаций по выполнению проверки с учетом выявленных закономерностей.
Направление 2. Цифровая инфраструктура - обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды.
комплексная оптимизация и взаимосвязанная цифровизация процессов внутренней и межведомственной деятельности органов прокуратуры;
совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития существующих и вновь создаваемых компонентов цифровой среды органов прокуратуры, включая государственные и информационные системы;
создание и развитие устойчивой, надежной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализующей в том числе "сквозные" технологии экономики данных и использующей существующие и вновь создаваемые российские центры обработки данных, защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы работы с данными, в том числе единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех";
разработка и внедрение в деятельность органов прокуратуры всех уровней эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия системы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);
разработка системы управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) и мастер-данными (единые справочники, содержащие информацию о структуре органа, перечни, рубрикаторы и классификаторы, позволяющие упорядочить и систематизировать информацию и документы, минимизировать сроки ввода данных в систему, снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором) органов прокуратуры на всем их жизненном цикле с учетом обеспечения возможности их содержательной обработки в других отраслях экономики данных Российской Федерации, включая интеграцию с федеральными государственными информационными системами "Единая система нормативной справочной информации" (ФГИС ЕСНСИ), "Единая информационная платформа Национальной системы управления данными" (ФГИС ЕИП НСУД) и другими федеральными государственными информационными системами, предназначенными для обмена данными;
формирование требований и модели непрерывного повышения квалификации работников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам реализации своих полномочий, оптимизации процессов подготовки и принятия управленческих решений в условиях формирования экономики данных и цифровой трансформации государства.
Направление 3. Среда доверия - обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, общества и государственных интересов при осуществлении взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.
совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды (электронный обмен информацией) доверия экосистемы органов прокуратуры;
создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные каналы коммуникаций;
разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;
обеспечение участников взаимодействия средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
повышение прозрачности информационного сопровождения процессов надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации;
обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также к информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы;
повышение уровня общего доверия граждан к деятельности органов прокуратуры.
Направление 4. Обеспечение информационной безопасности - осуществление комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, технических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.
совершенствование форм и методов организации информационной безопасности при создании, модернизации и внедрении информационных систем;
автоматизация процессов выявления, анализа и оценки актуальных угроз информационной безопасности и их источников;
совершенствование мониторинга и аудита защищенности информационной инфраструктуры и информационных ресурсов органов прокуратуры;
совершенствование контроля за действиями пользователей и предоставлением им прав доступа в целях предотвращения несанкционированного доступа к информационным ресурсам, техническим и программным средствам, средствам защиты информации и деструктивных воздействий на информационные ресурсы;
совершенствование системы обнаружения вторжений (компьютерных атак), форм и методов предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности, ликвидации последствий их воздействия;
мониторинг и регистрация событий, влияющих на безопасность информации, оперативный анализ информации о таких событиях, своевременное выявление инцидентов информационной безопасности в информационных системах органов прокуратуры и реагирование на них;
контроль целостности и достоверности информации, обрабатываемой в информационных системах органов прокуратуры, а также целостности программно-аппаратных компонентов информационных систем;
координация деятельности органов прокуратуры по защите информации.
Ключевым результатом цифровой трансформации деятельности органов прокуратуры станет реализация "сквозного" служебного процесса обеспечения законности с использованием технологий искусственного интеллекта, интегрированных в существующие и вновь создаваемые информационные системы органов прокуратуры, реализованные на отечественных программных продуктах и функционирующие на оборудовании российского производства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875