Показатели готовности сотрудников вузов к сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в системе высшего образования

Показатели готовности сотрудников вузов к сопровождению

студентов с инвалидностью и ОВЗ при их обучении в системе

высшего образования

Готовность сотрудников вузов к сопровождению студентов с инвалидностью при их обучении в системе высшего образования - это сформированность соответствующих личностных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций.

Критерии готовности специалистов в работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ:

Мотивационный - мотивация к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, профессиональный интерес, наличие необходимых теоретических и практических знаний, практико-ориентированных умений и профессионального опыта.

Когнитивный - усвоение новых профессиональных требований, ключевых понятий при работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Рефлексивный - развитие творческих способностей, приобретение опыта.

Деятельностный - владение методиками и технологиями, умение работать со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Эффективность сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью при их обучении в вузе обеспечивают:

- наличие у профессорско-преподавательского состава вуза знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ и инвалидностью, специфике приема-передачи учебной информации, применении специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий;

- готовность профессорско-преподавательского состава вуза разрабатывать образовательные программы, адаптированные при необходимости для обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- взаимодействие различных специалистов, служб вуза в реализации задач психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в процессе получения высшего образования;

- активное включение студентов с ОВЗ и инвалидностью в различные формы организации образовательного процесса и во внеучебную деятельность вуза;

- акцент на самопознание, самопроявление в различных ситуациях развития студентов с инвалидностью, недопущение гиперопеки со стороны сотрудников и преподавателей вуза.

Компоненты готовности сотрудников вузов к сопровождению студентов с инвалидностью при их обучении в вузе:

1. Сформированность инклюзивной культуры.

2. Сформированность инклюзивной компетентности.

3. Владение лучшими инклюзивными практиками.

Оптимальный уровень инклюзивной культуры характеризуется тем, что специалист безоговорочно принимает ценности инклюзии, искренне считает, что это идет на пользу каждому члену общества; готов к взаимодействию в широком социальном контексте, осознает и принимает необходимость изменений себя как личности и как профессионала, принимает ответственность за эффективность инклюзии.

Оптимальный уровень инклюзивной компетентности характеризуется полным объемом знаний об особых образовательных потребностях и специальных условиях образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Специалист хорошо знаком с законодательными актами об образовании лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях: от международного до регионального, имеет достаточно полные представления о методических ресурсах, особенностях использования организационных форм, специальных и ассистивных технологиях образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Сведения об образовании лиц с ОВЗ и инвалидностью носят обобщенный, комплексный, систематизированный характер.

Оптимальный уровень владения лучшими инклюзивными практиками характеризуется наличием умения применять в процессе образования инвалидов специальные средства, технологии, приемы и методы обучения, учитывающие нозологию нарушения, индивидуальные особенности и возможности, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, их образовательный и социальный опыт. Специалист может создать специальные условия для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, владеет средствами создания и совершенствования образовательной среды с учетом требований универсального дизайна. Его профессиональная деятельность осуществляется на основе базовых принципов инклюзии, законодательных и нормативных актов в сфере инклюзивного образования.