ГЛОССАРИЙ

Адаптация - приспособление к новым условиям, здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Доступность образования - предоставление возможностей получить необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с инвалидностью и ОВЗ для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Инвалид (лицо с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интеграция лиц с инвалидностью - это процесс и результат включения в общество человека с инвалидностью, предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества. Это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий инвалидов при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение лиц с инвалидностью во все социальные, трудовые и общественные отношения.

Интеграция социальная - это взаимодействие между субъектами действия. Она определяется как системность на личном уровне, что предполагает пространственное и временное соприсутствие агентов взаимодействия. Системная интеграция - это взаимодействие групп и коллективов, составляющее основу системности общества как целого.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Специфические отношения, при которых возможен способ общения, позволяющий человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы.

Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем (С.Ю. Головин).

Психологическая поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.

Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение понимается как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых ("со" - вместе), протекающий в течение определенного времени ("про" - продолжительность действия), характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей роли сопровождающих ("вождение" - ведение), но с безусловным учетом мнения сопровождаемых и их понимания целей и задач предлагаемых совместных действий.

Комплексное сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования выступает как система помощи субъекту в формировании и ответственном выборе ориентационного поля развития, в нейтрализации вызванных болезнью изменений в психической деятельности инвалида и поддержку формирования адаптационно-защитных механизмов в различных жизненных ситуациях, прежде всего, путем развития у субъекта сопровождения самостоятельности, активности и ответственности.